НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Лиха беда начало… Скромный заказ на ремонт системы видеонаблюдения привел к созданию интернет магазина госзакупок


В начале ноября прошлого года московский колледж гостеприимства и менеджмента № 23 заключил неприметный контракт с ЗАО «Русстрой». Стоимость работ была маленькой, да и в самом характере заказа не было ничего экстраординарного. Однако именно эта закупка дала начало проекту, перспективному во многих отношениях, в том числе и антикоррупционном.


Цена контракта – 96 750 руб.

В конце октября колледж разместил объявление № 7079612000001 о том, он ищет подрядчика, который отремонтирует системы видеонаблюдения, а за тем будет обслуживать их в течение года.

Вначале ноября прошлого года московский колледж гостеприимства и менеджмента № 23 заключил неприметный контракт с ЗАО «Русстрой».

Стоимость работ была маленькой, да и в самом характере заказа не было ничего экстраординарного. Однако именно эта закупка дала начало проекту, перспективному во многих отношениях, в том числе и антикоррупционном.

Скромный заказ на ремонт системы видеонаблюдения привел к созданию интернет-магазина госзакупок

Поскольку цена контракта составляла всего 96 750 руб., закупка осуществлялась без конкурентных процедур. Сведений о ней нет на федеральном портале zakupki.gov.ru, скупую информацию можно найти лишь на московском Портале поставщиков.

Договор с исполнителем, ЗАО «Русстрой», был заключен 1 ноября. В дальнейшем развитии событий также не было ничего сенсационного. Систему видеонаблюдения благополучно отремонтировали, а сейчас осуществляется ее техническое сопровождение. Вот, собственно, и вся история… чем же так интересна эта закупка? Тем, что именно она подтолкнула московские власти к мысли создать интернет-магазин госзакупок стоимостью до 400 тыс. руб.

Так, во всяком случае, утверждает руководитель этого проекта Андрей Шабанов.

– Первая «малая» закупка без проведения конкурентных процедур прошла на нашем портале в ноябре прошлого года, – рассказывает Андрей Евгеньевич. – Московский колледж № 23 заказал тогда ремонт и обслуживание системы видеонаблюдения. Уже в феврале Правительство Москвы распорядилось запустить пилотный проект, в рамках которого все подведомственные организации Департамента образования должны размещать подобные заказы на Портале поставщиков.

С начала февраля тендерный комитет совместно с разработчиком проекта, ОАО «НПП «Гранит-Центр», стал проводить обучающие семинары для сотрудников Департамента образования и подведомственных ему учреждений, специалистов ГБУ «Малый бизнес Москвы», потенциальных подрядчиков.

На портале и в интернет-магазине была размещена подробная пошаговая инструкция для заказчиков и поставщиков. Вкратце все выглядит так: первые могут разместить информацию о закупке, а вторые – публичную оферту. Для этого нужно воспользоваться функционалом личного кабинета.

В оферте указываются сведения о товаре, работе или услуге.

Проект договора направляет исполнителю заказчик. Если возникают противоречия, то поставщик вправе предложить свой вариант документа. После того как все разногласия будут улажены, проект контракта стороны должны скрепить электронными подписями. Руководствоваться нужно Гражданским кодексом России.

На портале формируется рейтинг поставщиков. Составляется он на основании отзывов о качестве исполнения договоров, которые оставляют заказчики.

Пилотный проект показал свою результативность, и уже в июле Правительство Москвы распорядилось все закупки стоимостью менее 400 тыс. руб. с 1 ноября осуществлять только с использованием Портала поставщиков.

В законе о размещении госзаказа такие закупки именуются прямыми. До недавнего времени публиковать их было не принято. Российское законодательство допускает такую возможность, но правильно ли это?

По словам Шабанова, интернет-магазин создается, для того чтобы повысить прозрачность в сфере малых торгов, лучше их отслеживать… Необходимость такая давно назрела.

– Закупки ценой до 400 тыс. руб., которые размещаются без проведения конкурентных процедур, – самые проблемные по причине их скрытости от общественности, – считает Андрей Евгеньевич.

Действительно, сфера «малого» госзаказа очень темна. Законы, ее регулирующие, порой противоречат друг другу и содержат немало неясных мест. К тому же из-за многочисленности закупок их трудно контролировать.

По этой причине возникает немало злоупотреблений, пусть и небольших. Однако таковыми они кажутся, лишь будучи взятыми по отдельности…

Зато их много…

Какие животные на земле в совокупно-сти больше весят – африканские слоны или комнатные мухи? Думаю, ответ знают все: общая масса мух больше в несколько сотен раз.

Это правило верно по отношению не только к живой природе, но и к системе госзаказа. Дорогие торги, как ни парадоксально, составляют сравнительно небольшой сектор пирога госзакупок и к тому же находятся под прицельным вниманием общественности и компетентных органов. Зато запросов котировок, малобюджетных аукционов и закупок, которые проводятся без конкурентных процедур, – море разливанное.

Пожива для коррупционеров и недобросовестных поставщиков там вроде бы копеечная, но если брать в совокупности, то выйдет, что именно по мелочам казна теряет больше всего.

Впрочем, коррупция – не единственная наша беда. Российское законодательство настолько сумбурно, что часто ставит в тупик даже бывалых и грамотных юристов…

Например, не всегда бюджетные учреждения и подрядчики понимают, как им заключать договор без конкурентных процедур – опираясь на ФЗ-94 или на ГК РФ?-А ведь этот момент имеет большое значение.

Отдельные положения Закона о госзакупках и Гражданского кодекса разнятся.

Скажем, в ФЗ-94 говорится, что расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда.

ГК РФ допускает возможность расторгнуть договор и по иным основаниям, в том числе и в одностороннем порядке.

Статью 5 ФЗ-94 юристы толкуют по-разному. Из ее текста следует, что гражданско-правовые договоры делятся на две категории – подпадающие под действие Закона о размещении госзаказа и «иные».

Последние заключаются в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении госзаказа.

В этом пункте говорится, что договоры о закупках с ценой, которая не превышает установленный Центральным банком предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке (к которой приравниваются заказы на одноименные товары, работы или услуги, размещенные в течение одного квартала) между юридическими лицами в Российской Федерации допускается заключать в соответствии с нормами ГК РФ. Получается, что они могут быть выведены из-под действия ФЗ-94, а значит, расторгать в одностороннем порядке их все-таки можно.

Этот момент, вызывающий много споров, на Портале поставщиков прояснен и трактуется однозначно. Там говорится, что при осуществлении малых госзакупок без конкурентных процедур нужно во всех случаях руководствоваться именно Гражданским кодексом.

Московский прецедент

На создание полноценного интернетмагазина необходимы деньги, а средства будут расходоваться, несомненно, бюджетные. Стало быть, без закупки никак не обойтись. Пройдет она без применения конкурентных процедур или же потребуется недорогой аукцион либо запрос котировок?

В Москве имеется по крайней мере один прецедент, когда подобная закупка прошла по ФЗ-94. Этот запрос котировок на разработку интернет-магазина изображений был проведен два года назад Московским государственным объединенным музеем-заповедником.

Извещение о тендере № 373200031211000066 появилось на сайте госзакупок 19 июля 2011 года. Начальная цена контракта составляла 252 612 руб.

Участие в тендере пожелали принять две компании – ульяновская «Информационный центр» и московская «МОС.НЕТ» (обе имеют организационно-правовую форму ООО). Комиссия рассмотрела котировочные заявки 1 августа.

Победила фирма из Ульяновска. Контракт стоимостью 148 700 руб. был заключен с ней 19 августа. Таким образом, экономия бюджетных денег превысила 40%! Едва ли такое случилось бы, если бы вместо запроса котировок город имел дело с прямыми закупками без конкурентных процедур.

Может быть, и для создания интернет-магазина госзакупок стоило провести хотя бы запрос котировок?

Битва младенцев?

Не успели московские власти объявить о желании создать интернет-магазин малого госзаказа, а их уже обвинили в эпигонстве, чуть ли не в плагиате.

На сайте РБК-daily была опубликована статья с громким заголовком «Интернет-магазины сражаются за госзакупки», где прогнозировалось, что Портал поставщиков скоро столкнется с конкурентом – электронной площадкой «OTC-маркет», созданной группой электронных площадок ОТС.ru, партнером компании «РТС-тендер».

Неужели все так драматично? Правда ли, что магазины действительно уже сражаются не на жизнь, а на смерть за право публиковать извещения о малых госзакупках? Зайдем на сайт «OTC-маркет».

Дизайн его по нынешним временам смотрится минималистично. В левом верхнем уголке – название сайта (market OTC) в синеватом квадратике, в правом верхнем – ссылка на вход в личный кабинет и кнопочка «Регистрация». Чуть ниже на выбор – список предложений и список заявок. И те, и другие тематически делятся на четыре категории: «Товары», «Работы», «Услуги» и «Прочее». В каждой из них – по нескольку разделов с информацией о закупках, причем государственные и коммерческие свалены в одну кучу.

К примеру, в одном и том же разделе «Проектирование» соседствуют объявление о торгах, проводимых Киреевской школой-интернатом Тульской области (тендер на уборку снега с ценой 1500 руб.) и заказ ООО «ПКБ Титан» на проектные и изыскательские работы стоимостью 50 млн руб.

Такое странное объединение разнородных торгов, равно как и «спартанский» облик портала, говорит о том, что сайт находится в зачаточной стадии. Идея его, безусловно, интересная и перспективная, но воплощение пока хромает.

На сегодняшний день заказчиками на портале помимо коммерческих структур являются государственные организации Твери и Тулы. По словам генерального директора OTС.ru Дмитрия Пангина, с 1 ноября география расширится еще на 10 регионов, а в новом году их число возрастет до 20–25.

На московский рынок госзакупок этот портал пока не претендует и едва ли станет претендовать в ближайшее время. «OTC-маркет» ориентируется на региональных заказчиков, тогда как Портал поставщиков – на столичных. Так что сражение интернет-магазинов госзаказа кипит исключительно в воображении авторов сайта РБК-daily.

Конкуренции никакой нет и едва ли скоро будет, потому что делить интернет-магазинам нечего.

Оба они недавно родились и находятся в стадии становления. А какая может быть битва между младенцами?

Пока места хватит всем

Портал поставщиков не останавливается в развитии. В ближайшие месяцы Андрей Шабанов планирует наладить сотрудничество с системой «Яндекс.Маркет», а затем выйти на федеральный уровень и довести годовой объем закупок, публикуемых в интернет-магазине, до 8 млрд руб.

Если при этом он зайдет на территорию, которую окучивает «ОТС-маркет», то соперничество, безусловно, завяжется. Но скоро ли это случится? Ведь регионов в России – больше восьми десятков…

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
КапиталМоскапстройМОЭКМД-групп
ДоркомэкспоФУДАКСИТЕХ