НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Козырная карта ФАС. Для чего антимонопольщики хотят объединиться с общественниками в «Народный фронт»


Общественная организация предпринимателей «Деловая Россия» и Федеральная антимонопольная служба заключили соглашение о сотрудничестве в реализации положений «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Этот документ утвержден Правительством России и в настоящий момент претворяется в жизнь во всех регионах, включая столицу. Стороны договорились об оперативном сотрудничестве через создание совместных рабочих групп по ключевым вопросам взаимодействия.


Выносим на обсуждение

Важнейшей составляющей частью «дорожной карты», касающейся системы госзакупок, является внедрение и развитие практики публичного обсуждения крупных лотов.

На федеральном уровне запланировано создание механизма общественного обсуждения необходимости и целесообразности таких закупок. Закон о федеральной контрактной системе, принятый в апреле этого года, напрямую не говорит о том, что необходимо проводить общественное обсуждение каких бы то ни было закупок. Однако в ст. 20 Закона указано, что Правительство РФ может своими распорядительными документами установить случаи обязательного общественного обсуждения закупок. Таким документом стало письмо Правительства РФ от 02.08.2012 № АД-П13-4450 «О применении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд рублей». В законодательстве субъектов РФ, а также в муниципальных правовых актах могут быть установлены иные случаи проведения общественного обсуждения госзакупок.

В Москве правом вынести городские закупки на общественное обсуждение воспользовались в полной мере: лоты стоимостью более 1 млрд руб. будут обсуждаться вместе с аналогичными по цене федеральными лотами на сайте zakupki.gov.ru, а стоимостью от 500 млн до 1 млрд руб. – на форуме городского портала поставщиков market.zakupki.mos.ru.

Обсуждение должно начинаться с даты размещения планов закупок в единой информационной системе, а заканчиваться – не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие для конкурсов или аукционов или не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в случае запросов котировок.

Однако, как заявил сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка на совместной пресс-конференции с главой ФАС Игорем Артемьевым, общественная организация предпринимателей и антимонопольное ведомство предлагают ввести общественное обсуждение уже на стадии планирования закупки. Кроме того, по мнению главы предпринимательского объединения, обсуждение необходимо дополнить системой мониторинга, выявлением лучших закупочных практик и созданием на их основе ситуационных методик обучения по модели кейс-стади (case-study). Наиболее успешные из них должны получить повсеместное распространение, в результате чего закупочные практики отдельных ведомств или компаний должны стать, по мнению лидера предпринимательского объединения, не редким исключением, а массовой практикой и основой для разработки новых разделов «дорожной карты».


Перед законом все равны

Для главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева в реализации задач, поставленных планом по реализации «дорожной карты», наиболее значимым стало направление, связанное с предотвращением использования госструктурами административного ресурса для создания необоснованных преференций отдельным компаниям на конкурентных рынках. Речь идет, прежде всего, о тех случаях, когда чиновники создают искусственные преимущества для госкомпаний, компаний с государственным участием, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и т. п.

«До сих пор из муниципальных бюджетов выделяются деньги на поддержку какой-то одной организации исходя из совершенно ошибочного предположения, что «эта компания будет самой лучшей, хорошей и стремящейся осуществлять торговлю в интересах потребителей», – посетовал Игорь Артемьев. – Однако на деле такое субсидирование из госбюджета приводит к уничтожению частного предпринимательства, которое было бы эффективнее в реализации подобных программ, например, в формировании системы городских транспортных компаний или частных аптек». Явные субсидии, по мнению главы ФАС, на практике носят откровенно дискриминационный характер и препятствуют формированию полноценной конкуренции между частным и государственным секторами. И хотя бизнес предлагает по большей части лучшую по цене и качеству продукцию, чиновники стремятся отдать преимущество структурам, так или иначе связанным с государством.


Показательный пример

Например, основанием для возбуждения ФАС антимонопольного дела по факту нарушения Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» стал приказ Минтранса, которым утверждены требования к тахографам, которыми с 1 апреля должны быть оснащены все грузовые автомобили грузоподъемностью более 3,5 тонны, а также коммерческие пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более восьми. В самом требовании оснастить автомобили и автобусы устройствами, которые позволяют контролировать режим труда и отдыха водителя, ничего нарушающего антимонопольное законодательство и ограничивающего конкуренцию нет. Нарушение антимонопольщики усмотрели в требовании оснащать эти тахографы средствами криптографической защиты информации, имеющими сертификат ФСБ. Таким образом, Минтранс России установил не функциональные требования к тахографам, а требования к особенностям их конструкции, которые ограничивают круг производителей, у которых владельцы грузовиков и автобусов могут приобрести необходимое оборудование. Возможности участников рынка по производству тахографов напрямую будут зависеть от наличия устройств криптографической защиты, сертификация которой на сегодняшний день принадлежит компании-монополисту, аффилированной со спецслужбой.

По оценке антимонопольного ведомства, условие, выдвинутое Минтрансом, затронет около 5 млн предпринимателей, занятых в сфере перевозок, которые должны будут закупить новые устройства. Этот рынок эксперты ФАС оценивают в 2 млрд дол. По мнению Игоря Артемьева, применение криптозащиты в гражданской сфере, не связанной с хранением персональных данных или денежными транзакциями, совершенно не обосновано.

Кроме того, утвержденные Минтрансом требования к тахографу исключают возможность оснащения транспортных средств этими приборами, произведенными до 1 апреля 2013 года, вне зависимости от их функциональных характеристик. Установление подобных требований может привести к значительному росту издержек как у производителей, так и у потребителей тахографов.

Таким образом, в действиях Минтранса России антимонопольное ведомство обнаружило признаки нарушения п. 2, 8 ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам и создания дискриминационных условий.


ФАС на стороне истцов

«Дорожная карта» развития конкуренции предполагает реализацию мер, направленных на достижение конкурентного нейтралитета, вывода госкомпаний с конкурентных рынков. Кроме того, документ содержит предложение – включить в положения об органах власти пункты об ответственности за развитие конкуренции.

В борьбе с угрозой монополизма, практикой сговора ФАС ищет себе союзников среди потребителей и предпринимателей, страдающих от недобросовестной конкуренции. Их Игорь Артемьев призвал сплотиться в «народный фронт против монополизма» и не бояться подавать в суды иски против монополий и потворствующих им чиновников. Конечно, в одиночку судиться с могущественными структурами бесполезно – как говорится, плетью обуха не перешибешь. Да и возбуждать дела против монополистов за нарушения Закона № 135-ФЗ до сих пор могла лишь Федеральная антимонопольная служба. Однако предстоящей осенью в Закон о защите конкуренции должны быть внесены изменения, которые сделают возможными и частные, и коллективные иски граждан по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Подавать групповые иски объединения граждан, которые считают себя пострадавшими от монопольного сговора или ограничения конкуренции, смогут уже с начала следующего года. Такая система реализована в США и активно работает уже на протяжении многих десятилетий.

Сегодня, даже если и найдется энтузиаст – борец за правду, готовый судиться с крупной монополией, ему непросто найти юриста, который будет представлять его интересы на процессе. В самом деле, возможность возмещения ущерба, скажем, для отдельно взятого автовладельца от завышенных цен на моторное топливо в результате ценового сговора трейдеров относительно невелика. Незначителен будет и гонорар, исчисленный в процентах от выигранной компенсации, который получит адвокат, взявшийся за такой иск. Но если для подачи иска объединятся несколько сотен автовладельцев, то сумма вознаграждения адвоката вырастет многократно. Именно корыстолюбие юристов, зарабатывающих баснословные гонорары на исках к компаниям, заподозренным в ценовом сговоре и иных формах монополизации рынков, является основой системы эффективной защиты конкуренции в США. Ловкие законники в погоне за собственной выгодой не боятся бросать вызов гигантским трестам и государственной машине, находят достаточное число клиентов, считающих себя ущемленными и готовыми вчинить иск монополистам. У тех, кто считает себя пострадавшей стороной, появится дополнительный стимул ввязываться в подобные процессы. Как заверил Александр Галушка, поправки, внесенные в законодательство, предусматривают, что у граждан будет возможность возместить нанесенный им ущерб в кратном размере.

По мнению Игоря Артемьева, новая система коллективных исков приведет к тому, что в стране сложится своеобразный «народный фронт против монополий», и пообещал, что ФАС выступит на стороне тех, кто будет подавать иски.


Естественные монополии попадут под контроль

Другие изменения, которые планируется внести в Закон о защите конкуренции нынешней осенью, включают в себя отказ от уведомительного контроля сделок экономической концентрации – слияний и поглощений, исключение разрешительного порядка контроля выдачи преференций, совершенствование

порядка выдачи антимонопольной службой предостережений и предупреждений. Кроме того, подготовленные поправки предусматривают возможность рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства с использованием систем видеоконференц-связи.

Что касается региональных рынков топлива, то Федеральная антимонопольная служба возбудила антимонопольное расследование в отношении рынка бензина в Хабаровском крае. Сделано это было после того как Президент РФ по вопросам, полученным в ходе «Прямой линии», попросил ведомство разобраться с ценами на моторное топливо в Дальневосточном регионе. Там оно стоит в среднем на 3,5 руб. за литр дороже, чем в европейской части России. Как отметил Игорь Юрьевич, на Дальнем Востоке сложились вполне удобные условия для ценовых соглашений и раздела рынка между монополистами в топливной рознице – там доминируют компания «Роснефть» и группа «Альянс». В настоящий момент ведомство разбирается, имел ли место сговор, или рост цен был связан с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, как уверяют нефтяники. Так или иначе, из-за падения цен на нефть на мировых рынках цены на бензин на Дальнем Востоке уже заметно снизились и продолжают падать.

Выполнению задач, поставленных «дорожной картой» развития конкуренции, способствуют меры, направленные на защиту интересов потребителей услуг естественных монополий. Вскоре должны появиться стандарты по предоставлению услуг естественными монополистами и меры ответственности за их несоблюдение. В «дорожной карте» предусмотрено создание единого интернет-портала для раскрытия информации об операционных, финансовых и прочих издержках естественных монополий, что поможет обеспечить прозрачность их деятельности. «Дорожная карта» также предполагает, что до ноября 2013 года по каждой из инфраструктурных отраслей, включая газовый рынок, электроэнергетику и железнодорожные перевозки, должна быть подготовлена отдельная программа по развитию конкуренции.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосинжпроектМИЦЭнергокомплексМосводоканал
ЦентрФондСтройИнвест-3