НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новое время – новые сервисы. Повысить качество жизни москвичей поможет развитие информационно-коммуникационных технологий


В начале ноября в Москве завершила работу инновационная футуристическая выставка «Город будущего», которая была открыта летом минувшего года в павильоне № 14 «Информационный город» на Выставке достижений народного хозяйства.

В рамках ее экспозиции были, в частности, представлены ключевые информационные системы и IT-сервисы российской столицы, в том числе площадка для проведения электронных тендеров. За весь период работы выставку посетили около 630 тыс. человек (примерно по 10 тыс. человек в неделю). Презентация работы городских властей по реализации московской государственной программы «Информационный город» была в центре внимания всех посетителей выставки.

В частности, здесь можно было ознакомиться с работой портала городских услуг, Единой медицинской информационно аналитической системой – ЕМИАС, городской системой видеонаблюдения и ряда других информационных сервисов. В рамках экспозиции были организованы 2 тыс. экскурсий, 600 семинаров о московских информационных системах, а также мастер-классы, шоу-программы и т. д.

Для представителей малого и среднего бизнеса в павильоне № 14 работала «Биржа торгов», которая предоставила возможность пройти обучение в области госзакупок и познакомиться с работой электронных торговых площадок. Здесь были представлены все современные возможности для развития бизнеса в Москве – Портал поставщиков, учебные материалы о конкурсных процедурах, информация об инвестиционных предложениях столичного правительства.

Экспозиция «Умный дом» была посвящена демонстрации систем smart-TV, роботов пылесосов, «умных» домофонов, а также различных мобильных приложений бытового назначения.

Каждый желающий смог получить инструкцию по использованию всех возможностей современного города – электронных сервисов и технических новинок.

Равнение на мировых лидеров

Напомним, что госпрограмма «Информационный город» рассчитана на период 2012–2018 годов. Ее основными целями являются улучшение качества жизни москвичей, повышение эффективности и прозрачности работы городских властей за счет широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные области управления городским хозяйством, в социальную сферу и в сферу безопасности.

Главными исполнителями программы являются столичный Департамент информационных технологий и Департамент СМИ и рекламы. В 2014 году в Москве было создано государственное бюджетное учреждение «Информационный город».

Основные направления госпрограммы разбиты на пять подпрограмм. Первая из них связана с предоставлением государственных услуг в электронной форме, а также с развитием городской системы видеонаблюдения в целях повышения безопасности. Во второй подпрограмме речь идет о повышении эффективности работы столичных чиновников за счет внедрения ИКТ. Она, в свою очередь, делится на отраслевые разделы – городское хозяйство, образование, здравоохранение, безопасность, социальная сфера, финансы и т. д. Третье направление – развитие отрасли ИКТ в целом, включая модернизацию инфраструктуры, услуги электросвязи, работу информационных систем и проч. Четвертая подпрограмма связана с вопросами управления реализацией всей программы, а пятая – с развитием средств массовой информации (СМИ) и рекламы в Москве.

Отметим, что в тексте программы в качестве ориентиров для сравнения используются показатели внедрения ИКТ в таких высокоразвитых городах государствах, как Гонконг и Сингапур. И вот какая складывается картина: если по общему уровню внедрения высокоскоростного Интернета Москва оказывается вполне на уровне мировых лидеров, то по степени компьютеризации и интернетизации социальной сферы пока сильно отстает от них. В этой связи на момент начала реализации госпрограммы вклад ИКТ в улучшение качества жизни москвичей оценивался как незначительный в сравнении с наиболее развитыми мировыми мегаполисами. Однако в последние годы, во многом благодаря программе «Информационный город», ситуация стала меняться в лучшую сторону. В частности, значительно возросло применение ИКТ в образовании и здравоохранении, подвижной состав Мосгортранса (общественный транспорт) оборудован аппаратурой Глобальной навигационной спутниковой системой (ГЛОНАСС), а по количеству точек доступа бесплатного Wi-Fi Москва вышла на второе место в мире после Сеула, опередив Нью-Йорк, Токио и Сингапур.

Развитие "умных" проектов

Один из наиболее интересных для рядовых граждан проектов – «Умный дом». Речь идет о целом ряде инновационных решений для наших квартир, позволяющих максимально автоматизировать домашнюю работу, повысить безопасность жилья и улучшить функционирование систем жизнеобеспечения. Проекты «умных домов» подразумевают возможность дистанционного управления электробытовыми приборами, энергосберегающие системы отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования, видеонаблюдение, охранно-пожарную сигнализацию, контроль доступа и многое другое. При этом все подсистемы «умного дома» могут быть объединены в общую сеть; управлять их работой можно, находясь далеко за пределами здания.

Отметим, что, выступая в рамках круглого стола «Умный дом: архитектура нового времени», заместитель генерального директора ГБУ «Информационный город» Алексей Чукарин заявил о том, что через 15 лет Интернет в городе может стать бесплатным.

– В Москве и других крупных мегаполисах мира к 2030 году доступ в Интернет на всей территории может стать бесплатным и свободным для всех пользователей. Идентификация пользователей, обработка запросов и получение электронных услуг и сервисов будут проходить в режиме реального времени. На смену плате за подключение придет монетизация контента, – сказал Алексей Чукарин.

Аналогичный проект, но уже глобального масштаба – «Умный город». Здесь речь идет об организации максимально автоматизированной и бесперебойной работы всех городских систем жизнеобеспечения (энергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.). Единая система управления городским хозяйством должна обеспечить экономию финансовых средств и энергоресурсов, а также улучшить экологическую ситуацию. «Умные дома» можно рассматривать как одну из подсистем «умного города».

В числе других подсистем проекта – дистанционное образование, интеллектуальная транспортная система, которая, в частности, позволит пассажиру узнавать точное время прибытия нужного автобуса, мобильные приложения, которые дадут возможность оперативно сообщать о проблемах и вносить предложения, системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и т. д.

Многое из этого уже внедрено или активно внедряется в российской столице.

Власть и общество

Помимо развития ИКТ и решения других инженерно-технических задач госпрограмма ставит цели, относящиеся к общественно-политической сфере: повышение открытости, прозрачности работы городской власти и ее взаимодействия с обществом. В этом контексте можно рассматривать и недавний запуск новой версии официального городского сайта www.mos.ru.

Модернизация сайта прошла на основе анализа поисковых запросов москвичей на городских интернет-ресурсах и в поисковых системах; при этом был использован и опыт других ведущих мегаполисов. Новый портал объединил информацию более 200 сайтов столичных органов власти. Кроме того, он сочетает в себе роль новостного и познавательного ресурса, а также портала госуслуг. По словам руководителя Департамента информационных технологий Артема Ермолаева, новая версия официального городского сайта содержит интерактивные инструкции для решения почти 200 бытовых вопросов.

Еще один социально значимый проект, запущенный в мае 2014 года по инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина, – система онлайн-референдумов «Активный гражданин», который также был представлен на выставке «Город будущего».

Основные задачи системы – позволить каждому жителю влиять на развитие столицы, обеспечить учет мнений максимально широкого круга москвичей при принятии управленческих решений по актуальным городским проблемам. За короткое время сервис электронных референдумов получил большую популярность и смог привлечь рекордное количество участников – 1,2 млн пользователей. При помощи проекта было проведено около 700 голосований, на основании которых принято свыше 300 управленческих решений.

В 2014 году проект получил Гран-при премии в области связей с общественностью RuPoR-2014 и премию CNews AppWARDS в номинации «Лучшее мобильное приложение для госсектора». В 2015 году «Активный гражданин» был признан лучшим приложением в международных премиях Best m-Government Service Award и SABRE Awards EMEA 2015 и стал победителем российского конкурса «Рейтинг Рунета», а также лауреатом Digital Communication AWARDS-2015 и премии в области связей с общественностью PROBA-IPRA. Проект входит в Топ-50 социальных мобильных приложений мира.

В ноябре 2015 года проект «Активный гражданин» был удостоен Премии Рунета в номинации «Государство и общество».


Назад в раздел
МОЭКСаториМИЦГеопроектизыскания
ДоркомэкспоКоминвест-АКМТВК