НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Самый информационный город. Госпрограмма «Информационное общество» лучше всего реализуется в Москве


Российская столица возглавила рейтинг субъектов РФ по уровню развития информационного общества за 2015 год. Он был составлен впервые Министерством связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) с целью дать объективную оценку уровню реализации федеральной госпрограммы «Информационное общество» на 2011–2020 гг. во всех регионах страны. Данные первого рейтинга были озвучены 21 апреля 2016 г. в ходе заседания Совета по региональной информатизации комиссии Правительства РФ по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. В дальнейшем его планируется обновлять два раза в год. Напомним, что развитие информационного общества в Москве регулируется региональной госпрограммой «Информационный город» на 2012–2018 гг.

О методах оценки

Рейтинг субъектов РФ был создан с целью получения объективного инструмента для мониторинга региональной информатизации, его использования для принятия управленческих решений, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также для повышения российских позиций в международных рейтингах. Между тем он может быть полезен и самим регионам. По словам замглавы Минкомсвязи Олега Пака, субъекты РФ могут использовать данный рейтинг как дополнительный инструмент привлечения внимания руководителей своих регионов к теме информатизации, поскольку не для всех эта тема является приоритетной. Числовые показатели (индексы) субъектов федерации были рассчитаны на основе разработанной в Минкомсвязи методики, содержащей показатели уровня информатизации региона в различных отраслях экономики и социальной сферы. Основными источниками информации стали данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), материалы ведомственной статистики, информация Государственной автоматизированной системы «Управление» и анкеты «Электронный регион». При составлении рейтинга учитывались и результаты международных исследований, в частности, индекс развития электронного правительства (формируется Организацией Объединенных Наций), индекс готовности к сетевому обществу (формируется Всемирным экономическим форумом), индекс развития ИКТ (формируется Международным союзом электросвязи).

Кратко упомянем методику расчета регионального рейтинга. Итоговый индекс субъекта РФ является суммой нескольких подындексов с соответствующими коэффициентами, а каждый подындекс – суммой нескольких показателей, формируемых на основе статистических данных (всего было использовано семь подындексов и 58 показателей). К числу этих подындексов относятся: «человеческий капитал», «инфраструктура ИКТ», «электронное правительство», «использование ИКТ в домохозяйствах и населением», «ИКТ в культуре», «ИКТ в сфере предпринимательства и торговли», «ИКТ в здравоохранении». Среди показателей фигурируют данные о количестве специалистов с определенным уровнем образования, о количестве компьютеров и подключений к интернету в домохозяйствах и в учреждениях различного профиля, о веб-сайтах, об использовании электронных услуг и т. д. Документ содержит и методы учета показателей упомянутых международных индексов.

Закономерный итог

По итогам первого рейтингования российских регионов наиболее развитыми в информационном плане оказались Москва (значение индекса – 0.6631) и Санкт-Петербург (0.6075). В первую десятку также вошли Ханты-Мансийский автономный округ (0.5220), Ямало-Ненецкий автономный округ (0.5214), Калининградская область (0.5069), Тюменская область (0.5007), Новосибирская область (0.4981), Свердловская область (0.4967), Хабаровский край (0.4910) и Республика Карелия (0.4892). Показатели подавляющего большинства субъектов РФ расположились в интервале между 0.4 и 0.5, и лишь 15 регионов страны получили индекс ниже 0.4. А наименее развитыми в информационном плане оказались Республика Ингушетия (0.3342), Республика Дагестан (0.3306) и Чеченская Республика (0.3259). Заметим, что Республика Крым и город Севастополь в первый рейтинг субъектов РФ не вошли.

Лидерство российской столицы, причем с большим отрывом, было далеко не случайным. Ведь ни для кого не секрет, что московские показатели информатизации экономики, социальной сферы и частной жизни граждан значительно превышают общероссийские. Так, например, к концу прошлого года широкополосный доступ в интернет имели более 80% московских квартир. При этом средняя стоимость интернет-трафика снизилась с 1 тыс. руб. в 2010 году до 150 руб. в 2015 году за 1 Гб. На городском портале государственных услуг pgu.mos.ru зарегистрировано 5,2 млн москвичей (то есть почти каждый второй житель города), а общее количество обращений к электронным госуслугам составляет более 80 млн в год. По данным столичного Департамента информационных технологий (ДИТ), использование дистанционных сервисов ежегодно экономит до 100 млн человеко-часов рабочего времени. К примеру, медицинские работники благодаря информатизации стали экономить до 30% своего рабочего времени, которое теперь можно потратить на более тщательное обследование пациентов. Кроме того, согласно данным на конец 2015 г., через интернет покупался каждый четвертый билет на культурные и спортивные мероприятия. По подсчетам ДИТ, объем столичного ИКТ-рынка в 2015 году составил 646,2 млрд руб., согласно прогнозу аналитиков, в текущем году он может вырасти на 4%.

Не останавливаться на достигнутом

Разумеется, столичные власти не собираются останавливаться на достигнутом. Развитие электронных сервисов продолжает совершенствоваться и в 2016 году. Так, в настоящее время на портале pgu.mos.ru горожанам доступно 149 электронных услуг и сервисов. К примеру, большинство записей к московским врачам сейчас осуществляется через интернет, а 97% льготных рецептов на лекарства выписывают в электронном виде. Автоматизированные системы учета потребления ресурсов позволяют существенно экономить средства в жилищно-коммунальном хозяйстве – ЖКХ, а оснащение коммунальных машин оборудованием Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) дает возможность лучше контролировать уборку города. По словам руководителя ДИТ Артема Ермолаева, в 2016 году основные усилия его ведомства будут сосредоточены на повышении качества и стабильности существующих электронных услуг и сервисов, применении прорывных технологий и развитии системы персональных коммуникаций с пользователями.

В заключение упомянем несколько недавно введенных в действие московских электронных сервисов. Так, в начале текущего года на портале открытых данных data.mos.ru был размещен реестр столичных организаций застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства. С его помощью граждане, желающие купить квартиру, смогут узнать номер разрешения на строительство интересующей компании, ознакомиться с кратким описанием проекта и получить ссылку на проектную декларацию. А с апреля 2016 г. утверждение градостроительного плана земельного участка полностью переведено в электронную форму и осуществляется через портал госуслуг. Наиболее популярные и востребованные сервисы портала госуслуг связаны с ЖКХ: ведь это касается буквально каждой семьи. К примеру, москвичи могут передавать в управляющую компанию показания счетчиков холодной и горячей воды. В текущем году этот сервис заработал и для жителей Новой Москвы.


Назад в раздел
СаториГераМИЦМОЭСК
АБЗСтройИнвест-3РоссийскийШвабе