НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Бумагу не стерпят. В храм медицины все чаще ведут виртуальные дороги


«Нет ничего хуже, чем заниматься самолечением», – назидательно говорят врачи гражданам. «Да эти очереди в поликлиниках скорее доконают!» – недобро парируют болящие горожане. Непростая ситуация, что сказать! Разрешить ее, как и ряд других проблем столичного здравоохранения, призвана Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Что же в ней главное?


«Лоцманы» против самодиагноза

Как раньше происходила запись на прием к врачу? Понятно, что эта система известна практически каждому горожанину, однако, по мнению руководителя проектов ЕМИАС Максима Шаманского, по отношению к оному явлению слово «система» как раз и звучит-то совсем издевательски. Итак, что было? Человек, исходя из собственных представлений о своем самочувствии, решал, к какому врачу ему стоит «пробиваться», – и начинал действовать. Да, вроде бы следовало начинать с терапевта, но что для нашего человека простой участковый врач?! «Ничего они не понимают, – говорила некая условная Мария Ивановна. – Вот моя соседка точно знает – к эндокринологу мне надо».

Пример этот, конечно, абстрактный, но вполне характерный. Пробивные способности наших граждан серьезные, – и попасть в конечном счете на прием к «нужному» врачу удавалось.

Пусть и через кабинет главного врача!

Понятно, что заполученный спец зачастую оказывался вовсе не нужным, но очереди марии ивановны создавали, и немалые. Кстати, будучи сердобольными по натуре, москвичи «по ходу» записывали к желаемым специалистам всех своих родственников и знакомых. На всякий, так сказать, случай – хуже не будет.

Но хуже становилось всем москвичам вкупе: в поликлиниках образовывались гигантские очереди.

С недавних пор порядок записи к медицинским специалистам в столице кардинально изменился. Хаосу в этой сфере пришел конец.

Теперь пациента «ведет» исключительно лечащий врач – участковый терапевт. Самостоятельно пациент может записаться лишь к 9 врачам – специалистам, так сказать, первичного звена общения, «лоцманам» системы здравоохранения. Только через них возможно попасть на прием к врачам узких специальностей.

И это логично. Ведь если у человека болит живот, то это вовсе не означает, как уверены многие, что «дело в желудке». Тут еще вероятна масса причин: от сердечно-сосудистых проблем – до невралгических, аномального давления и проч. Участковый терапевт обязан, проведя подробные исследования, в этом разобраться, собрать анамнез – и тогда направить больного к специалисту узкого профиля. Если этот специалист подтверждает, что больной действительно «его», то происходит прикрепление пациента к специалисту, – и больной впоследствии может записываться, в том числе и дистанционно, уже напрямую.


К одному врачу – на один прием

Ежедневно сервисами ЕМИАС пользуются десятки тысяч москвичей, к услугам которых терминалы в холлах поликлиник для самозаписи к специалистам, сайт госуслуг pgu.mos.ru, служба телефонной записи на прием к врачам Москвы, мобильные приложения. Система стремительно развивается и предлагает новые сервисы. Уже сегодня каждый пятый москвич воспользовался сервисами ЕМИАС. Из 557 существующих в Москве медицинских учреждений к ЕМИАС подключены 526.

Отдельно стоит сказать о дистанционной записи.

Записаться к врачу теперь можно через онлайн на московском портале государственных услуг pgu.mos.ru.

Зарегистрировавшись в «личном кабинете» на портале (для этого необходимо либо удаленно подтвердить свой e-mail и номер сотового телефона, либо обратиться с паспортом в районный ГУ ИС или многофункциональный центр), пользователь должен привязать к системе свой полис обязательного медицинского страхования (это делается один раз), выбрать специалиста, дату и время посещения и записать номер талона.

В Департаменте информационных технологий (ДИТ) рассчитывают, что запуск записи через Интернет еще больше снизит нагрузку на регистратуры поликлиник. На сегодняшний день свыше 462 тыс. человек записались на прием к врачу через портал госуслуг pgu.mos.ru.

Впрочем, как и в каждом новом деле, в системе онлайн-записи возникли свои проблемы. И столичным властям даже пришлось ужесточить правила записи на прием к врачам через городской портал госуслуг.

Прежде всего, это выражено в запрете пациентам записываться сразу на несколько приемов к врачу. По словам заместителя руководителя ДИТ Владимира Макарова, теперь возможна только одна активная запись к врачу одной специальности.

Таким образом, власти решили бороться с чересчур предприимчивыми пациентами, которые бронировали сразу несколько дат посещений врача, а затем приходили в удобное для них время.

Сегодня до 80% пациентов (100 тыс. человек ежедневно) попадают на прием к врачу через электронную очередь. И система сама напомнит, если пользователь вдруг забыл о дате визита, что у него уже есть действующая запись. Сохранится и старое правило: если пациент не воспользовался пятью назначенными визитами, то в следующий раз записаться к врачу он сможет только через регистратуру.

Проблема еще и в том, что человек мог записаться на визит к врачу, но не приходил в те даты, которые он указывал, говорит Владимир Макаров. Пациент пользовался одним из способов удаленной записи: инфоматом, мобильным приложением в своем телефоне или столичным порталом госуслуг. В итоге получалось, что один человек был записан на несколько приемов в разное время к одному и тому же специалисту или на один прием, но сразу к нескольким врачам одной специальности. После этого пациенты выбирали удобное время для посещения, а все неиспользованные записи оставались недоступными для других и пропадали.

Теперь электронная система записи этого делать не позволит. Если у пациента есть активная, но неиспользованная запись, то для повторной записи ему придется либо посетить врача в назначенное время, либо отменить запись.

Кстати, президент Общества специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский видит проблему еще и в другом.

– Записывать к профильным врачам должен сам терапевт, не выходя из кабинета, – уверен он. – Сейчас же терапевт дает только направления, а где человеку искать нужного специалиста и как попасть к нему на прием – непонятно.

При этом модернизация системы записи к столичным врачам на этом не остановится. В частности, ДИТ-планирует привлекать интернет-гигантов к разработке сервисов для удаленной записи в столичные поликлиники. Ведомство уже обратилось к компаниям Google, Rambler, «Яндекс» и Mail.Ru с предложением продублировать на популярных порталах систему электронной записи в московские поликлиники. Таким образом, власти намерены увеличить количество каналов записи к врачу через Интернет.

Также столичные власти будут предлагать москвичам сделать прививки от гриппа с помощью SMS. Для этого создадут единую базу данных о прививках москвичей. Горожанам будет приходить информация о возможности сделать прививку, а после записи на вакцинацию – напоминание о времени и месте ее проведения. Любой абонент сможет отказаться от услуги – через регистратуру, инфомат или call-центр Единой медицинской информационно-аналитической системы.


«Луддиты» и люди в зеленом

Важнейшая цель ЕМИАС – избавить врачей от бумажной работы, оптимизировать их труд. Сегодня в кабинетах медиков установлено 16 055 компьютеров, на которых активно производится обучение или уже идет непосредственная работа. И это только начало пути. Впереди – внедрение электронной карты, системы персонифицированного учета в медицинских учреждениях, работа с регистрами и многое другое.

Конечно, наивно полагать, что сразу, с такого-то числа такого-то года все медицинские работники начнут вести свои записи исключительно в электронном виде и все процессы будут отлажены. Ведь обучить предстоит более 60 тыс. человек. «По нашим ощущениям и по той обратной связи, которую мы получаем от профессионального сообщества, – говорит Владимир Макаров, – наши методы позволяют в разы снизить бумажную волокиту и пресловутую околомедицинскую писанину».

Надо признаться, что новые технологии не все врачи воспринимают на «ура». Многие из них уже в возрасте, с компьютерами прежде не работали. Еще недавно сотрудников ДИТ во многих поликлиниках встречали с опаской. Были даже случаи: заносились коробки с компьютерами – и ряд медиков шли к главному врачу писать заявление об увольнении. Но, как свидетельствует статистика, реально так никто с работой не расстался. Потому что выигрыш от использования современных информационных и IT-технологий становится очевидным. Более того, когда техника вдруг останавливается (и такое бывает!), вчерашние «луддиты» уже не переходят на ручку и бумагу, а заходят в соседние кабинеты, дабы решить свои проблемы современными техническими методами.

Помогают врачам овладевать ITтехнологиями молодые люди в зеленых халатах с надписью «Консультант ЕМИАС». Сейчас они уже стали неотъемлемой частью многих поликлиник, гармонично вписав новые технологии в жизнь, например, регистратуры, колоссальным образом разгрузив ее. Сегодня 70–80% записей на приемы к врачу осуществляются вообще без участия регистратуры. А это десятки, даже, наверное, сотни тысяч пациентов в день, которым помогли машины: либо инфоматы непосредственно в поликлиниках, либо call-центр, который работает круглосуточно, либо Интернет.

Пока, правда, само по себе создание электронной записи размеры очередей в принципе не уменьшает.

Тем не менее в медицинских учреждениях ситуация улучшилась, и значительно. Налицо позитивный фон: и руководители медицинских учреждений довольны, и сотрудники регистратуры. Они понимают, что уже прошли обучение, и это оказалось не так страшно.

Люди в зеленых халатах на «боевом посту» находятся по 12 часов – с восьми до восьми шесть дней в неделю, не менее чем по два человека на учреждение.


Оплата – за конечную услугу

Из чего состоит информатизация отдельно взятой поликлиники?

Каждый медицинский работник должен иметь возможность вести всю свою работу в электронной форме. Базово это выглядит так: ком--пьютер у каждого врача на рабочем столе, централизованная SaaS (программное обеспечение) плюс предоставляемое по технологии SaaS подключение, транслируемое на компьютер.

«Мы изначально исходили из той мысли, что в поликлинике никогда не будет самостоятельных специализированных IT-подразделений, – рассказывает Владимир Макаров. – Компьютеры устанавливаются с расширенной гарантией на ближайшие три года, при необходимости ремонтники обязаны приехать для устранения неисправностей не позднее чем на следующий рабочий день, – и не важно, что сломалось: «подвисла» операционная система, не работает клавиатура, компьютер не загружается или провод оборвался. Все прописано в госконтракте и обеспечено банковской гарантией».

Что касается всего остального, то тут используется сервисная модель.

Город не заинтересован в том, чтобы наращивать объемы средств, огромные IT-компании. Если раньше покупались услуги связи на канальном уровне, самостоятельно строились сети, покупались коммутаторы, все это находилось на содержании и ремонтировалось, то сейчас город платит исключительно за услуги связи, причем за качественно оказанные услуги. Если перерыв в оказании услуг превышает установленный период, то стоимость услуги снижается, выставляются штрафные санкции. Это дает возможность практически полностью амортизировать само телекоммуникационное оборудование, которое ставит оператор связи.

То же с инфоматами. Зачем иметь их на балансе и отвечать за их сохранность? Город опять-таки платит лишь за услугу доступа к интерактивным сервисам ЕМИАС. Естественно, в это закладывается амортизация, техническое обслуживание, бумага и работа по замене этой бумаги.

Все, что нужно иметь, – это Firefox и достаточно сложный набор технических middleware (приходится работать все-таки с нестандартными «железками»), а также карты медицинского работника, библиотеки для работы с электронной подписью, электронный замок.

Компьютер без введения карточки врача даже загрузить невозможно.

Не вставил – не загрузится. Вынул – компьютер выключился или заблокировался.

Врач также имеет возможность распечатывать свои собственные документы. Разрабатываются интерактивные информационные сервисы – имеется в виду доступность для медицинских работников всевозможной информации, начиная от справочников лекарственных препаратов и заканчивая доступом к медицинской библиотеке.


Идти сразу к врачу

Сегодня 50–60% всех записей к врачам идет через инфомат. На практике это означает, что люди приходят в поликлинику только для того, чтобы записаться на прием к врачу на следующий день. С точки зрения Владимира Макарова, это абсолютно неправильно. Необходимо наращивать ресурс по записи портала госуслуг, который с точки зрения своей функциональности ничем не отличается от записи через инфомат.

Круглосуточный call-центр принимает примерно 15–17 тыс. вызовов в день. Доля записи через инфоматы снижается, но не настолько динамично, как хотелось бы. Зачем человеку идти в поликлинику, если он знает о возможности дистанционной записи к врачу (телефон – для бабушек, для молодежи – Интернет и мобильные приложения, которые уже сейчас есть и под iOS, и под Android)?

Но пока идут… А это значит, что осведомленность населения об имеющихся возможностях невелика. «С этим надо бороться, – говорит Владимир Макаров, – а посему мы, безусловно, заинтересованы в открытии интерфейса всем, кто в состоянии предоставить качественный сервис для населения. Что касается инфоматов, теоретически и практически мы можем увеличить их количество. Но правильнее, однако, сделать некоторый дефицит и возле инфоматов развесить объявления: возьмите телефон и позвоните. Дальше мы стимулируем людей переходить на удаленный режим записи к врачу. Расписание ничем не отличается: система централизованная, все работают с единой базой – что оператор call-центра, что сотрудник регистратуры поликлиники, что инфоматы».


Текст: Александр Губанов



Назад в раздел
ТеплоцентрстройМосводоканалГеопроектизысканияКапитал
РоссийскийЛокоБанкАКСИТЕХ