НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Ставка на все российское. Курс на импортозамещение может помочь развитию конкуренции


Масштабные планы по импортозамещению в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, высокотехнологичных услуг вступили в стадию практической реализации. Целый ряд решений, принятых в прошлом году и заработавших с начала 2016 года, показал, что переход от слов к делу наконец-то произошел. Одним из главных направлений политики замещения импорта стало предоставление приоритета отечественным товарам и услугам в ряде секторов госзаказа. Вместе с тем звучат и предостережения, что курс на импортозамещение может ослабить конкуренцию, привести к монополизации некоторых рынков и, как следствие, к снижению качества товаров и услуг.

Категорический императив

Несмотря на то что проблема ограничения конкуренции действительно существует, нельзя не признать, что политика импортозамещения стала особенно актуальной именно после введения западных санкций. Речь идет в некотором смысле об экономической войне, которую начала не Россия. Так, введенные в середине 2014 года секторальные санкции против российских топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов актуализировали необходимость форсированного создания производства соответствующих видов оборудования. Точно так же отказ платежных систем VISA и Master Card обслуживать не которые российские банки привел к созданию аналогичных отечественных платежных карт «Мир». Даже в тех секторах экономики, где Запад не вводил ограничения, нет никаких гарантий, что они не будут установлены в будущем. Кроме того, непонятно, почему российские власти должны соблюдать интересы компаний из тех стран, которые ущемляют интересы наших предприятий? Вполне естественно было бы их ограничить и за счет этого поддержать отечественных производителей. На удар принято отвечать ударом.

В этой связи даже ведомство, призванное стоять на защите конкуренции, признает, что в сложившейся ситуации некоторое ее ограничение неизбежно. По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, курс на импортозамещение стал императивом, во многих случаях преобладающим над интересами антимонопольной политики. Тем не менее ФАС надеется на то, что ограничение конкуренции не станет слишком масштабным. В этой связи ведомство предложило руководствоваться принципом «третий лишний»: там, где есть хотя бы два российских конкурсанта, зарубежную компанию могут не допустить к торгам. Если же в какой-то стратегически важной отрасли надо создать российское производство «с нуля», то, по мнению Игоря Артемьева, программу импортозамещения надо вводить на определенный срок, а ФАС должна контролировать цены, используя нормы антимонопольного законодательства. Отметим, что принцип «третий лишний» уже был официально утвержден для госзакупок лекарственных средств. В соответствии с подписанным в начале декабря 2015 года постановлением Правительства РФ, предложения от иностранных поставщиков на этом рынке автоматически отклоняются при наличии двух альтернатив из России или стран Евразийского экономического союза – ЕврАзЭС.

Когда два интереса совпадают


Однако если задаться вопросом – всегда ли решение задач по импортозамещению приводит к ограничению конкуренции, то ответ будет отрицательный. Может случиться и так, что, ограничивая импорт, государство тем не менее повысит уровень конкуренции на рынке. Речь идет о ситуации, когда ограничителем конкуренции выступает не какой-то отечественный монополист, а транснациональная корпорация. Увы, но в современной глобальной экономике подобная ситуация встречается сплошь и рядом. Пользуясь своим доминирующим положением на рынке, крупнейшие ТНК могут различными способами вынуждать потребителей своих товаров и услуг покупать так же и другие товары (услуги) именно у них, а не у конкурентов. Подобные действия ТНК иногда приводят к громким антимонопольным расследованиям в разных странах мира. Курс на импортозамещение и большое внимание к нему со стороны Кремля может помочь в проведении таких расследований в России, а также помешать ТНК решить проблему коррупционным путем, что будет способствовать росту конкуренции на отечественных рынках. Если же будет принято политическое решение о закупках исключительно отечественной продукции, то вместо одной доминирующей ТНК (или ее российской «дочки») на тендер могут выйти несколько небольших отечественных компаний, прежде не имевших шансов победить заморского монополиста.

В качестве примера громкого антимонопольного разбирательства в России против иностранной ТНК можно привести нашумевшее дело ФАС против Google, возбужденное по жалобе российской IT-компании «Яндекс». Суть дела заключается в том, что международный монополист вынуждал пользователей платформы Google Play (магазин приложений для мобильных устройств на базе операционной системы Android) устанавливать множество дополнительных сервисов именно у него, а не у конкурентов (в частности, «Яндекса»). Осенью 2015 года ФАС признала Google нарушителем Закона «О защите конкуренции», дала предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и наложила крупный штраф (он исчисляется в процентах от оборота компании в России и, по данным прессы, его максимальный размер может достичь 2,7 млрд руб.). В настоящее время Google пытается оспорить решение ФАС в Московском арбитражном суде. В конце декабря Игорь Артемьев призвал правительство ввести программу импортозамещения на продукцию Google. Заметим, что это уже не первое подобное дело в отношении Google: ранее антимонопольное расследование против американского IT-гиганта начала Еврокомиссия; российский «Яндекс» выступает в нем в качестве свидетеля.

Не патентом единым

Очень широкие возможности по ограничению конкуренции дают ТНК авторское право, право интеллектуальной собственности и патентное право. Предположим, что создается некий уникальный продукт. ТНК оформляет на него патент (при этом она даже может не являться разработчиком, а просто купить права у стороннего изобретателя). После этого, даже если технология изготовления более менее известна, никто другой не может производить и продавать данный продукт. Разумеется, ТНК этим пользуется, назначая на продукт цену, намного превышающую себестоимость производства. При этом доля реальных авторов изобретения в этой цене может быть совсем невелика. Львиную долю составляют услуги по рекламе, маркетингу, юридическому сопровождению деятельности ТНК в самых разных странах, ну и, конечно, сверхприбыли ее собственников. Разумеется, так происходит в случае, если государство признает и защищает данный патент. В противном случае более мелкий производитель может наладить выпуск значительно более дешевого аналога, что соответствует интересам потребителей. Так, на рынке лекарств дешевые аналоги дорогих запатентованных препаратов носят названия «дженерики». Известны случаи, когда компании – правообладатели бренда заключали антиконкурентные соглашения с производителями дженериков (платили им деньги за задержку выхода препарата на рынок).

С одной стороны, понятно, что компания, вложившая деньги в разработки, должна иметь от этого прибыль. Но, с другой стороны, необходимо подумать и о соблюдении принципов конкуренции и об интересах потребителей. Нужна некая золотая середина. В современных условиях на Западе, и особенно в США, чаша весов склонилась в пользу интересов ТНК. Ныне действующее российское законодательство также имеет перегиб в эту сторону. Многие юристы придерживаются мнения, что авторские и патентные права не могут быть предметом антимонопольного регулирования. Но времена меняются, и равнение на западные стандарты уже не является приоритетом. В этой связи вполне можно принять такое решение: Россия будет защищать патенты лишь тех иностранных ТНК, которые выступят в качестве инвесторов в российскую экономику, локализуют свое производство на нашей территории. Что касается других западных корпораций, то их продукцию вполне можно заместить российскими аналогами, невзирая на зарегистрированные за рубежом бренды. Ведь приоритетом должно быть развитие своей экономики, а не чужой.


Назад в раздел
ГераОЭКЭнергокомплексМД-групп
ЦентрФондСбербанк