НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Главная стройка столицы


Работа Стройкомплекса поможет решить транспортные проблемы москвичей.

Транспортное строительство – в приоритете в Москве. Об этом Мэр Москвы Сергей Собянин заявил 24 сентября в интервью радиостанции «Москва FM».

– Продолжаем главную стройку Москвы – транспортное строительство: реконструкция магистралей, строительство новых развязок, метро, транспортно-пересадочных узлов. Это направление будет главным и в ближайшие годы, – сказал градоначальник. По словам Мэра, здесь предстоит огромный объем работ на сложнейших объектах, что потребует крупных финансовых затрат и большого внимания городских властей.


В ходе интервью также очень подробно обсуждались транспортные проблемы города и планы возведения новых транспортных объектов. В частности, Сергей Собянин отметил, что в настоящее время строительные работы ведутся одновременно на 35 станциях метро; массовый ввод новых станций запланирован на конец 2016-го, 2017-й и 2018 годы. Кроме того, Мэр Москвы сообщил, что инфраструктура Малого кольца железной дороги (МКЖД) построена на 70%. Малое кольцо будет состыковано как с движением пригородного железно-дорожного транспорта, так и с радиальными линиями Московского метрополитена. Напомним, что запуск пассажирских перевозок на МКЖД запланирован на 2016 год.

Масштабные задачи

Транспортные проблемы Москвы имеют объективные причины и во многом схожи с аналогичными проблемами большинства других мировых столиц. Они связаны с ростом численности населения и его интенсивной автомобилизацией, в результате которой потребность в транспортной инфраструктуре растет быстрыми темпами. В дополнение к этому надо учитывать, что, в отличие от большинства других крупнейших мегаполисов, Москва строилась при социализме, когда количество личного автотранспорта на душу населения было сравнительно невелико, граждане активно пользовались общественным транспортом. Жилой фонд также преимущественно был государственным, и граждане получали квартиры в домах, расположенных рядом с местом работы. Ну а миграционные потоки жестко контролировались государством.

После перехода к рыночной экономике количество личного автотранспорта резко возросло. Возросло и число граждан, которые едут на работу из области или из одного конца города в центр столицы. В результате возросшей нагрузки на транспортную сеть российская столица столкнулась с необходимостью форсировать темпы дорожного строительства.

В соответствии с Генпланом и рядом других основополагающих документов, расширение транспортной системы города шло по нескольким направлениям: увеличение общей плотности улично-дорожной сети; возведение новых крупных магистралей; реконструкция старых автомагистралей, включая строительство развязок, тоннелей, эстакад; развитие сервисов по стоянке и временной парковке автомобилей; создание современных информационных систем регулирования и контроля движения. Поскольку планы возведения новых дорог в плотно застроенном городе сталкиваются с естественными ограничениями, ключевое значение приобретает задача расширения сети метро, давно ставшего главным видом общественного транспорта для москвичей.

Дополнительные задачи возникли сравнительно недавно в связи с более чем двукратным расширением территории российской столицы. Учитывая принципиальную разницу в уровнях развития «старой» части города и присоединенных территорий, масштаб строительных работ в «новой» Москве сейчас воистину огромен. Это относится и к работам по расширению и модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры. В связи с присоединением новых территорий возникла необходимость корректировки действующего Генплана, принятого в 2010 году. Новая редакция Генплана Москвы, включающая планы застройки присоединенных территорий, должна быть утверждена в 2016 году.

Отметим ряд показателей развития транспортной системы российской столицы. Масштабы строительства и реконструкции московской дорожной сети и транспортной инфраструктуры растут год от года. Так, в 2013 году в городе было введено в эксплуатацию 73,9 км улично-дорожной сети и 16 искусственных сооружений. В 2014 году эти показатели выросли до 78,7 км дорог и 22 объекта дорожной инфраструктуры, а на текущий год запланирован ввод 83 км дорог и 25 сооружений. Планы дорожного строительства предусматривают реконструкцию радиальных автомагистралей и транспортных развязок на МКАД, создание выделенных полос для общественного транспорта, возведение перехватывающих парковок, заездных карманов, пешеходных переходов.

Строительство московского метрополитена ведется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.05.2012 № 194-ПП. Согласно планам столичных властей, в 2012–2020 годах должно быть построено 157 км новых линий и открыто 78 станций метро. Крупнейшим проектом является создание Третьего пересадочного контура (ТПК) длиной 58,9 км (его часто называют второй кольцевой линией). ТПК должен соединить удаленные от первого кольца станции радиальных линий, что создаст новые маршруты движения пассажиров метро и частично разгрузит действующую Кольцевую линию. Отметим, что в рамках проектирования первого участка ТПК было принято решение о выносе ряда станций метро на поверхность, что позволяет ускорить сроки строительства и сэкономить более 10 млрд руб.

Отдельно отметим программу «Моя улица», которая была утверждена в 2014 году как часть более масштабного проекта благоустройства Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы». Программа предусматривает благоустройство полусотни московских улиц общей протяженностью 112 км. В их число вошли семь крупных магистралей – Варшавское, Каширское, Ленинградское, Можайское, Щелковское, Ярославское шоссе и Рязанский проспект.

В 2015 году в рамках программы «Моя улица» в Москве уже частично реконструированы более 40 улиц, их общая протяженность составляет 106 км. По каждой из них было проведено голосование в системе «Активный гражданин», в ходе которого жители города сами выбрали понравившийся им план ремонтных работ.

Под контролем мэра

Реализация планов дорожного строительства находится под постоянным контролем Мэра Москвы. Так, 4 сентября Сергей Собянин принял участие в открытии эстакады, возведенной на пересечении МКАД с Рязанским проспектом. Заметим, что это была 25-я эстакада, сданная в Москве с начала текущего года, и 77-я – с момента вступления Сергея Собянина в должность Мэра. На церемонии открытия столичный градоначальник напомнил, что эстакада была возведена в рамках проекта по реконструкции транспортной развязки, который стартовал год назад и должен быть полностью завершен до конца текущего года. По словам заместителя Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, в результате реконструкции пропускная способность на данном участке дороги увеличится на 20–25%.

В планы Сергея Собянина также входит инспектирование ведущихся работ по возведению одного из участков Северо-Восточной хорды, который представляет собой 12-километровую 8-полосную эстакаду, соединяющую Щелковское шоссе с Измайловским. А вся Северо-Восточная хорда представляет собой крупный участок строящегося Четвертого транспортного кольца российской столицы. По словам Мэра, строительные работы на участке ведутся с опережением графика, в результате чего объект может быть сдан досрочно – в 2016-м, а не в 2017 году, как планировалось ранее. Запуск движения по всей Северо-Восточной хорде позволит значительно разгрузить транспортные потоки центра Москвы, МКАД и нескольких радиальных автомагистралей.

Неделей позже Сергей Собянин вместе с губернатором Московской области Андреем Воробьевым открыл станцию метро «Котельники», расположенную в одноименном подмосковном городе. Она стала 197-й станцией московского метрополитена и третьей станцией на территории области (после «Мякинино» и «Новокосино»). Открытие станции «Котельники» позволило улучшить транспортное обслуживание жителей московского района Жулебино, городов Котельники и Люберцы Московской области, частично разгрузить станцию «Выхино», а также движение наземного транспорта по Новорязанскому шоссе и Лермонтовскому проспекту. Мэр Москвы отметил, что открытие новой станции является частью совместной работы правительств Российской Федерации, Москвы и Московской области по программе развития московского транспортного узла.

А в конце сентября Сергей Собянин и заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин открыли движение по эстакаде, возведенной на Волоколамском шоссе в районе метро «Тушинская». Строительство 6-полосной эстакады проводилось в рамках проекта по реконструкции Волоколамского шоссе. Как отметил Сергей Собянин, реконструкцию удалось выполнить за девять месяцев. Это рекордно короткий срок. Как правило, на такие работы отводится 20 месяцев.

– Мы продолжаем улучшать движение по магистралям города. Сейчас идет реконструкция Волоколамки. Построена эстакада, которая обеспечивает подъезд к станциям метро «Тушино», «Спартак», новому стадиону «Открытие Арена» и в целом улучшит движение по Волоколамскому шоссе, – сообщил Сергей Собянин.

Отметим, что работы по реконструкции Волоколамского шоссе планируется за вершить весной 2016 года.

Подрядчиков определяют конкурсы

Выполнение работ по строительству и ремонту дорог возлагается на подрядчиков, определяемых в ходе тендерных процедур. Обычно в качестве такой процедуры выступает открытый аукцион или конкурс. Для определения исполнителей наиболее крупных и сложных контрактов предпочтителен конкурс, поскольку он позволяет учесть не только ценовое предложение, но и качественные характеристики, а также уровень квалификации участника (в частности, его опыт по выполнению схожих по объему работ). По словам руководителя Департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева, с начала года департамент провел 32 тендера по дорожным объектам. Суммарная стоимость контрактов по результатам торгов составила более 19,4 млрд руб., сроки выполнения работ составляют от полутора до трех лет. А всего в текущем году на строительство дорожно-мостовых объектов в Адресной инвестиционной программе Москвы заложено 73,4 млрд руб.

В августе – сентябре текущего года на торги были выставлены подряды на шесть крупных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры; сумма начальных (максимальных) цен контрактов по ним составила более 68,8 млрд руб. Расскажем о трех самых крупных по стоимости тендерах, два из которых завершились в конце сентября. Отметим, что все три тендера прошли в форме открытого конкурса с тремя критериями оценки: цена (значимость критерия 60%), качество (20%) и квалификация (20%).

В начале сентября был объявлен открытый конкурс на выполнение подрядных работ по строительству автодороги Солнцево – Бутово – Видное; она пройдет по территории Троицкого и Новомосковского административных округов российской столицы. Отметим, что столь грандиозные стройки обычно реализуют по частям; сейчас на торги вынесен только первый этап работ – возведение участка дороги от Киевского до Калужского шоссе. Тем не менее начальная (максимальная) цена контракта составила более 26,8 млрд руб. Свои предложения на конкурс направили: Cengiz Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. (Турция), ПАО «Мостотрест» (Россия), ОАО «Московская инженерно-строительная компания» (Россия) и Salini Impregilo S.P.A. (Италия). Наименьшую цену (22,84 млрд руб.) предложила турецкая компания. Итоги конкурса будут подведены в октябре.

В конце августа был назначен открытый конкурс на право выполнения работ по реконструкции автодороги А-101 Москва – Малоярославец – Рославль на участке от 20-го до 49-го километра Калужского шоссе. Речь идет о втором этапе реконструкции; тендер на первый участок прошел осенью прошлого года, и работы на нем давно идут. Начальная (максимальная) цена контракта на второй участок работ составила более 19,4 млрд руб. Размер обеспечения участия составляет 3%, а размер обеспечения исполнения контракта – 30% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). В соответствии с планом работ, шоссе должно быть расширено с 4–6 до 8–10 полос движения, а вдоль него появятся 10 развязок и 27 остановок общественного транспорта. Пропускная способность должна вырасти в 2,5 раза – до 13 тыс. машин в час.

Свои предложения на конкурс направили три строительные компании: уже упомянутые Cengiz Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. (Турция), и Salini Impregilo S.P.A. (Италия), а также ООО «ИФСК «АРКС» (Россия). Отметим, что минимальную цену предложили итальянцы, а турецкая компания назвала цену выше НМЦК, в результате чего ее заявка была отклонена. Вместе с тем именно российское ООО «АРКС», выигравшее прошлогодний тендер, является исполнителем работ по реконструкции первого участка дороги. По видимому, в связи с этим обстоятельством ее заявка оказалась предпочтительней по критерию, связанному с квалификацией конкурсантов, и в итоге компания была признана победителем торгов. Снижение начальной цены по итогам тендера составило 3,1%. Заметим: обе крупнейшие дорожные стройки пройдут на территории «новой» Москвы.

Также в конце августа был объявлен открытый конкурс на право выполнения работ по реконструкции дорог на западе Москвы. Строительные работы должны пройти на улицах Крылатская, Ярцевская, Боженко и Кубинка с выходом на Можайское шоссе. Начальная (максимальная) цена контракта составила более 11,2 млрд руб. Заявки на конкурс подали две компании: дважды упомянутая итальянская Salini Impregilo S.P.A. и российская ООО «Горизонт». Наименьшую цену предложили итальянцы, однако российская компания победила благодаря высокой оценке уровня квалификации. Снижение начальной цены составило 2,5%.

Новейшие технологии стройиндустрии

Городские власти внимательно следят за мировыми тенденциями в строительстве. В столице регулярно проводятся международные выставки, на которых ведущие компании представляют образцы техники и новейших технологий, разработанные для строительной индустрии.

В этом году 13–15 октября в «Крокус Экспо» пройдет 6-я Международная специализированная выставка форум «Дорога 2015». Выставка организована при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства («Росавтодор»), Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», некоммерческого партнерства дорожных проектных организаций «РОДОС», Московского автомобильно дорожного государственного технического университета (МАДИ).

В рамках выставки состоится пленарное заседание, посвященное вопросам интеграции дорожного хозяйства стран Таможенного союза. Также пройдут семинары об инновационных технологиях на скоростных дорогах, круглые столы на темы дорожных фондов, современных технологий дорожного строительства, контроля объектов дорожного строительства, интеллектуальных транспортных систем, безопасности дорожного движения и весового контроля транспортных средств.

Выставка «Дорога» проходит ежегодно в преддверии Дня работника дорожного хозяйства. Ее основные цели – содействие развитию российского транспортного комплекса, внедрению новейших достижений науки и техники в дорожное хозяйство страны, завязыванию деловых контактов.


Назад в раздел
СаториГлавУПДКМосводоканалМД-групп
АбсолютКапстройситиФУД