Его тема – «Москва как динамичный мегаполис: практики гибкого управления». Форум собирается пятый раз. В этом году в мероприятии участвовали 2750 человек. Среди них – 18 зарубежных экспертов из Великобритании, Испании, США, Италии, Бельгии, Канады и Германии. В октябре исполнилось пять лет с момента вступления в должность Мэра Москвы Сергея Собянина. В связи с этим ключевая повестка Московского урбанистического форума (МУФ) была посвящена накопленному за эти годы градостроительному и урбанистическому опыту, особенностям применения и реализации в столице лучших международных практик, а также новым проектам.
Опыт Москвы в глобальном контексте
Деловая программа открылась пленарным заседанием «Опыт Москвы в глобальном контексте: цели и приоритеты». В специальном докладе Сергей Собянин подвел итоги пятилетней работы своей команды, рассказал о том, как реализуются стратегически важные для столицы городские программы: освоение новых территорий, расширение транспортной системы, благоустройство и развитие общественных пространств, внедрение новых стандартов качества жилья, модернизация системы здравоохранения и возможность для жителей участвовать в процессах развития города.
По словам Мэра, за пять лет руководство города проделало большую работу, в результате чего город набрал высокую динамику развития и вошел в число мировых лидеров. Те преобразования, которые делались в европейских городах в течение десятилетий, Москве пришлось сделать в предельно сжатые сроки.
– Необходимо действовать во всех направлениях одновременно и быстрыми темпами. Иначе инертная среда утопит в рутине хорошие проекты, и горожане просто не почувствуют разницы, – заявил Сергей Собянин, отметив конкретные шаги в развитии Москвы. – В первую очередь, это решение транспортной проблемы, которое для столицы стало революционным. Мы следуем жесткому исполнению установленных правил: эвакуируем автомобили, устанавливаем видеофиксацию. Все это не добавляет популярности городским властям, но иначе мы не добьемся положительного результата.
Сегодня поездка в общественном транспорте обходится пассажиру на 35% дешевле, чем пять лет назад. А использование автомобиля при поездке в центр, наоборот, стало существенно выше. Платная парковка дала возможность автомобилям ехать, а не стоять в немыслимых заторах. Но психологически людям сложно понять, что они должны платить за то, чем раньше пользовались бесплатно.
Мэр отметил, что за последние пять лет в Москве удалось развернуть одну из крупнейших в мире транспортных программ, благодаря которой темпы строительства метро увеличились в 1,5 раза, а дорожного строительства – в 2,5.
– После паузы, длившейся несколько десятилетий, в городской черте и пригородах было возобновлено строительство новых железнодорожных путей. Недавно первые экспрессы начали движение по одному из самых загруженных направлений – в Химки и Зеленоград. Комплексное решение транспортной проблемы дало положительный эффект. Сегодня, спустя пять лет с начала реализации транспортной программы, миллионы людей регулярно пользуются новыми станциями метро, реально работают выделенные полосы, по которым ежедневно проезжают 1,5 млн пассажиров. Москва больше не является лидером по пробкам. И реализация этой программы будет продолжаться еще три года, – отметил Сергей Собянин. – В следующем году будет запущено движение по МКЖД. Фактически город получит второй пересадочный контур. В строящемся состоянии находятся более 30 станций метро. Заключены контракты на обновление подвижного состава. Наземный транспорт должен перейти на новую модель перевозки пассажиров.
Еще Сергей Семенович отметил: большая работа была проделана по возрождению общественных пространств, в результате чего удалось убрать незаконную рекламу с фасадов домов, ларьки и освободить улицы для пешеходов.
Разные точки зрения
В дискуссии приняли участие ведущие зарубежные эксперты в области урбанистики, такие как Буркхард Юнг, обер-бургомистр города Лейпцига, Морис Леруа, депутат Национального собрания Французской Республики, Пьерфранческо Маран, заместитель мэра Милана по вопросам транспорта и окружающей среды, Висенте Гуайарт, главный архитектор Барселоны с 2011 по 2015 год.
В пленарном заседании приняли участие представители крупнейших российских компаний и органов власти, такие как первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень, и многие другие.
В рамках панельной дискуссии участники обсудили три основные цели, которые доминируют в планах большого современного города, существующего в условиях интенсификации финансовых, человеческих, культурных и информационных потоков: доступность, разнообразие и гибкость. Именно они становятся условиями включенности города в общестрановой и глобальный контекст, залогом его успешного взаимодействия как с другими городами, так и с различными уровнями политической, административной, бюджетной и культурной иерархии.
– Москва – не просто большая столица, каждый ее район имеет свой неповторимый характер, – подчеркнул Висенте Гуайарт. – Полицентричная модель города, к которой стремится Москва, активное развитие Москвы-реки как основной транспортной артерии позволят российской столице повысить качество жизни горожан.
По мнению обер-бургомистра Лейпцига Буркхарда Юнга, использование водных путей в качестве транспортных артерий и общественных пространств улучшает качество городской инфраструктуры.
Постоянный участник Московского урбанистического форума, депутат Национального собрания Французской Республики Морис Леруа отметил огромный прогресс, который достигнут за пять лет в Москве, опередившей Париж в некоторых аспектах развития, в частности, в строительстве метро. Эффективность управленческих решений в российской столице проявляется как в области жилищного строительства, так и в преображении общественных пространств, таких как ВДНХ, Парк имени Горького и «Музеон». Все эти изменения произошли в городе в рекордно короткое время.
– Москва постепенно превращается в «умный» мегаполис, развивая информационные технологии для взаимодействия с горожанами, становится европейским лидером в этой области, – заявил Морис Леруа.
– Способность крупных городов развиваться путем точечной застройки практически исчерпана – ограничено количество инженерных мощностей. Реализация проектов комплексного освоения территорий позволяет решить проблемы развития крупных городов, создав современную качественную городскую среду для проживания, и избежать проблем, возникающих при уплотненной за стройке, – подчеркнул Михаил Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Итоги работы делового дня
Деловая программа Московского урбанистического форума приобрела в этом году более дискуссионный и прикладной формат, сконцентрирована на обсуждении практических решений и конкретных городских проектов. Так, в рамках форума была представлена масштабная экспозиция Правительства Москвы – интерактивная выставочная зона, рассказывающая как об уже реализованных проектах в области создания комфортной среды города для жизни, так и о проектах, запланированных к реализации в ближайшие годы.
Центральной экспозицией стала архитектурная модель Москвы-реки, которая демонстрирует работы и планы по обустройству набережных главной водной артерии столицы. Инсталляция была посвящена основным проектам, реализуемым вблизи Москвы-реки: Рублево-Архангельскому, Западному порту, ЗиЛу, Зарядью, Нагатинской пойме, Коломенскому, Тушину и др.
В ходе двух пленарных заседаний, 11 экспертных сессий, серии презентаций кейсов и лучших проектов Москвы выработан ряд практических решений для города, обозначены возможности для формирования наиболее оптимальных и эффективных подходов и намечены пути дальнейшего успешного развития Москвы.
Ключевые итоги делового дня были подведены заместителем Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Москвы Маратом Хуснуллиным на закрывающем пленарном заседании «Москва: ориентиры развития и управление рисками».
По мнению Марата Хуснуллина, городу необходимо развивать качество арендного жилья, решать проблему износа жилых зданий, а также интенсифицировать редевелопмент промышленных зон. Также требуется на законодательном уровне урегулировать взаимодействие соседних субъектов, в частности Москвы и Московской области, считает заместитель Мэра. Вложения в «новую» Москву Марат Хуснуллин назвал долгосрочными. Главный риск для Москвы он видит в отсутствии роста производительности труда при постоянном повышении доходов. Москва будет делать все, чтобы лучшие люди страны и мира приезжали в столицу, отметил заместитель Мэра.
Ориентиры развития
В ходе итогового пленарного заседания МУФ-2015, модератором которого выступил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, участники обсудили пространственные, экономические, инфраструктурные, социальные и культурные ориентиры развития Москвы с учетом прозвучавших на форуме дискуссий. Выступающие обозначили главные мировые тренды, которые могут стать приоритетными для Москвы.
Первый из них – пространственное развитие города в сторону децентрализации. Такие крупные проекты, как МКЖД и реконструкция набережных Москвы-реки, могут стать каркасом будущего полицентричного города. Эти проекты нуждаются в комплексном осмыслении и взаимной увязке.
Вторым аспектом развития может стать анализ данных, ежедневно генерируемых городом, и использование их при принятии важных управленческих решений. Проекты в области информационных сервисов при функциональном программировании территорий и для разработки сценариев развития могут не только помочь сделать город более комфортным в повседневной жизни, но и способствовать общей самоорганизации горожан и повышению эффективности обратной связи между властью и жителями.
Третьим важным моментом является развитие города в парадигме экономики знаний. Стратегии формирования социальных и культурных программ, а также развитие образовательной инфраструктуры необходимо ориентировать на повышение качества человеческого капитала и создание комфортной среды для жизни, работы, творчества. На смену системе жесткого планирования должны постепенно приходить более гибкие модели управления, основанные на кооперации и координации функций как в системе административной иерархии, так и во времени и пространстве.
Московское правительство аккумулирует все предложения, собранные на Московском урбанистическом форуме, и использует их в своей работе, отметил в заключение пленарного заседания Марат Хуснуллин.
Опыт Москвы в глобальном контексте
Деловая программа открылась пленарным заседанием «Опыт Москвы в глобальном контексте: цели и приоритеты». В специальном докладе Сергей Собянин подвел итоги пятилетней работы своей команды, рассказал о том, как реализуются стратегически важные для столицы городские программы: освоение новых территорий, расширение транспортной системы, благоустройство и развитие общественных пространств, внедрение новых стандартов качества жилья, модернизация системы здравоохранения и возможность для жителей участвовать в процессах развития города.
По словам Мэра, за пять лет руководство города проделало большую работу, в результате чего город набрал высокую динамику развития и вошел в число мировых лидеров. Те преобразования, которые делались в европейских городах в течение десятилетий, Москве пришлось сделать в предельно сжатые сроки.
– Необходимо действовать во всех направлениях одновременно и быстрыми темпами. Иначе инертная среда утопит в рутине хорошие проекты, и горожане просто не почувствуют разницы, – заявил Сергей Собянин, отметив конкретные шаги в развитии Москвы. – В первую очередь, это решение транспортной проблемы, которое для столицы стало революционным. Мы следуем жесткому исполнению установленных правил: эвакуируем автомобили, устанавливаем видеофиксацию. Все это не добавляет популярности городским властям, но иначе мы не добьемся положительного результата.
Сегодня поездка в общественном транспорте обходится пассажиру на 35% дешевле, чем пять лет назад. А использование автомобиля при поездке в центр, наоборот, стало существенно выше. Платная парковка дала возможность автомобилям ехать, а не стоять в немыслимых заторах. Но психологически людям сложно понять, что они должны платить за то, чем раньше пользовались бесплатно.
Мэр отметил, что за последние пять лет в Москве удалось развернуть одну из крупнейших в мире транспортных программ, благодаря которой темпы строительства метро увеличились в 1,5 раза, а дорожного строительства – в 2,5.
– После паузы, длившейся несколько десятилетий, в городской черте и пригородах было возобновлено строительство новых железнодорожных путей. Недавно первые экспрессы начали движение по одному из самых загруженных направлений – в Химки и Зеленоград. Комплексное решение транспортной проблемы дало положительный эффект. Сегодня, спустя пять лет с начала реализации транспортной программы, миллионы людей регулярно пользуются новыми станциями метро, реально работают выделенные полосы, по которым ежедневно проезжают 1,5 млн пассажиров. Москва больше не является лидером по пробкам. И реализация этой программы будет продолжаться еще три года, – отметил Сергей Собянин. – В следующем году будет запущено движение по МКЖД. Фактически город получит второй пересадочный контур. В строящемся состоянии находятся более 30 станций метро. Заключены контракты на обновление подвижного состава. Наземный транспорт должен перейти на новую модель перевозки пассажиров.
Еще Сергей Семенович отметил: большая работа была проделана по возрождению общественных пространств, в результате чего удалось убрать незаконную рекламу с фасадов домов, ларьки и освободить улицы для пешеходов.
Разные точки зрения
В дискуссии приняли участие ведущие зарубежные эксперты в области урбанистики, такие как Буркхард Юнг, обер-бургомистр города Лейпцига, Морис Леруа, депутат Национального собрания Французской Республики, Пьерфранческо Маран, заместитель мэра Милана по вопросам транспорта и окружающей среды, Висенте Гуайарт, главный архитектор Барселоны с 2011 по 2015 год.
В пленарном заседании приняли участие представители крупнейших российских компаний и органов власти, такие как первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень, и многие другие.
В рамках панельной дискуссии участники обсудили три основные цели, которые доминируют в планах большого современного города, существующего в условиях интенсификации финансовых, человеческих, культурных и информационных потоков: доступность, разнообразие и гибкость. Именно они становятся условиями включенности города в общестрановой и глобальный контекст, залогом его успешного взаимодействия как с другими городами, так и с различными уровнями политической, административной, бюджетной и культурной иерархии.
– Москва – не просто большая столица, каждый ее район имеет свой неповторимый характер, – подчеркнул Висенте Гуайарт. – Полицентричная модель города, к которой стремится Москва, активное развитие Москвы-реки как основной транспортной артерии позволят российской столице повысить качество жизни горожан.
По мнению обер-бургомистра Лейпцига Буркхарда Юнга, использование водных путей в качестве транспортных артерий и общественных пространств улучшает качество городской инфраструктуры.
Постоянный участник Московского урбанистического форума, депутат Национального собрания Французской Республики Морис Леруа отметил огромный прогресс, который достигнут за пять лет в Москве, опередившей Париж в некоторых аспектах развития, в частности, в строительстве метро. Эффективность управленческих решений в российской столице проявляется как в области жилищного строительства, так и в преображении общественных пространств, таких как ВДНХ, Парк имени Горького и «Музеон». Все эти изменения произошли в городе в рекордно короткое время.
– Москва постепенно превращается в «умный» мегаполис, развивая информационные технологии для взаимодействия с горожанами, становится европейским лидером в этой области, – заявил Морис Леруа.
– Способность крупных городов развиваться путем точечной застройки практически исчерпана – ограничено количество инженерных мощностей. Реализация проектов комплексного освоения территорий позволяет решить проблемы развития крупных городов, создав современную качественную городскую среду для проживания, и избежать проблем, возникающих при уплотненной за стройке, – подчеркнул Михаил Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Итоги работы делового дня
Деловая программа Московского урбанистического форума приобрела в этом году более дискуссионный и прикладной формат, сконцентрирована на обсуждении практических решений и конкретных городских проектов. Так, в рамках форума была представлена масштабная экспозиция Правительства Москвы – интерактивная выставочная зона, рассказывающая как об уже реализованных проектах в области создания комфортной среды города для жизни, так и о проектах, запланированных к реализации в ближайшие годы.
Центральной экспозицией стала архитектурная модель Москвы-реки, которая демонстрирует работы и планы по обустройству набережных главной водной артерии столицы. Инсталляция была посвящена основным проектам, реализуемым вблизи Москвы-реки: Рублево-Архангельскому, Западному порту, ЗиЛу, Зарядью, Нагатинской пойме, Коломенскому, Тушину и др.
В ходе двух пленарных заседаний, 11 экспертных сессий, серии презентаций кейсов и лучших проектов Москвы выработан ряд практических решений для города, обозначены возможности для формирования наиболее оптимальных и эффективных подходов и намечены пути дальнейшего успешного развития Москвы.
Ключевые итоги делового дня были подведены заместителем Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Москвы Маратом Хуснуллиным на закрывающем пленарном заседании «Москва: ориентиры развития и управление рисками».
По мнению Марата Хуснуллина, городу необходимо развивать качество арендного жилья, решать проблему износа жилых зданий, а также интенсифицировать редевелопмент промышленных зон. Также требуется на законодательном уровне урегулировать взаимодействие соседних субъектов, в частности Москвы и Московской области, считает заместитель Мэра. Вложения в «новую» Москву Марат Хуснуллин назвал долгосрочными. Главный риск для Москвы он видит в отсутствии роста производительности труда при постоянном повышении доходов. Москва будет делать все, чтобы лучшие люди страны и мира приезжали в столицу, отметил заместитель Мэра.
Ориентиры развития
В ходе итогового пленарного заседания МУФ-2015, модератором которого выступил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, участники обсудили пространственные, экономические, инфраструктурные, социальные и культурные ориентиры развития Москвы с учетом прозвучавших на форуме дискуссий. Выступающие обозначили главные мировые тренды, которые могут стать приоритетными для Москвы.
Первый из них – пространственное развитие города в сторону децентрализации. Такие крупные проекты, как МКЖД и реконструкция набережных Москвы-реки, могут стать каркасом будущего полицентричного города. Эти проекты нуждаются в комплексном осмыслении и взаимной увязке.
Вторым аспектом развития может стать анализ данных, ежедневно генерируемых городом, и использование их при принятии важных управленческих решений. Проекты в области информационных сервисов при функциональном программировании территорий и для разработки сценариев развития могут не только помочь сделать город более комфортным в повседневной жизни, но и способствовать общей самоорганизации горожан и повышению эффективности обратной связи между властью и жителями.
Третьим важным моментом является развитие города в парадигме экономики знаний. Стратегии формирования социальных и культурных программ, а также развитие образовательной инфраструктуры необходимо ориентировать на повышение качества человеческого капитала и создание комфортной среды для жизни, работы, творчества. На смену системе жесткого планирования должны постепенно приходить более гибкие модели управления, основанные на кооперации и координации функций как в системе административной иерархии, так и во времени и пространстве.
Московское правительство аккумулирует все предложения, собранные на Московском урбанистическом форуме, и использует их в своей работе, отметил в заключение пленарного заседания Марат Хуснуллин.
Назад в раздел