НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

А будет свет? Долг перед энергетиками достиг 0,5 триллиона рублей


В настоящее время во многих регионах России сложилась критическая ситуация по расчетам потребителей с энергетическими компаниями. По оценкам некоторых экспертов, совокупный долг составляет 500 млрд руб. В чем причины этого? И кто будет этот огромный долг отдавать?


Честные энергетики, объединяйтесь!

Для решения проблемы долгов перед энергетиками в середине 2012 года ОАО «Мечел-Энерго» инициировало создание рабочей группы, в которую вошли представители большинства российских энергокомпаний из всех сегментов рынка тепловой и электрической энергии. Чтобы выработать необходимые изменения в действующее законодательство (а в его несовершенстве энергетики видят корень зла), при председателе Комитета по энергетике Государственной Думы РФ Иване Грачеве была создана рабочая группа «Честный энергетик». За первые полгода своей работы члены этой группы сформировали пакет поправок в федеральные законы от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении», в Жилищный и Уголовный кодексы, а также предложения по внесению изменений в некоторые постановления Правительства РФ.

В конце 2012 года участники рабочей группы направили в адрес заместителя Председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича письмо с предложениями, законодательное закрепление которых, по их мнению, позволило бы повысить эффективность и стабильность электро- и теплоснабжения потребителей. Часть этих инициатив была озвучена 13 февраля на заседании Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

В феврале 2013 года рабочая группа «Честный энергетик» трансформировалась в экспертную секцию консультативного совета при председателе Комитета по энергетике Госдумы РФ «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ». Ее целью были провозглашены разработка и продвижение конкретных поправок в существующую нормативную базу с целью совершенствования регулирования отношений между участниками на рынках тепловой и электрической энергии. Кроме генерирующих компаний в секцию вошли представители энергосбытовых компаний, общественных и экспертных организаций.

Стоит отметить, что в число крупнейших «кредиторов поневоле» вошли: «РАО ЭС Востока» (по состоянию на начало июня общая сумма долга за электрическую и тепловую энергию со стороны предприятий ЖКХ и бюджетных организаций Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) превысила 4 млрд руб.), ОАО «Квадра» (общая задолженность муниципальных предприятий-перепродавцов и теплоснабжающих организаций превысила 5 млрд руб.), ОАО «ТГК-2» (общая сумма задолженности – более 4,5 млрд руб.). С аналогичными проблемами столкнулись ООО «Корпорация СТС», работающая в Уральском федеральном округе (общий долг потребителей Курганской и Тюменской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов превысил 1,8 млрд руб.), ОАО «Фортум» (сумма долга приблизилась к 1,3 млрд руб., при этом годовой прирост долга по объектам Министерства обороны составил 74%, по предприятиям ЖКХ – 63%).

Рассчитывать ли на прямые расчеты?

Главными причинами возникновения огромной задолженности перед энергетиками эксперты секции считают неэффективное бюджетное планирование и действия недобросовестных посредников на рынках тепловой и электрической энергии. А исправить ситуацию, по мнению энергетиков, возможно прежде всего за счет изменения существующего законодательства.

Серьезность ситуации подтверждает куратор секции, первый зампред Комитета по энергетике Юрий Липатов.

– Если электро- и теплоэнергетика не будет своевременно получать положенные за отпущенный товар деньги, то практически мы медленно, но уверенно убиваем эти отрасли, – заявил он.

По его словам, бюджеты городов зачастую в недостаточной степени просчитывают платежи, которые необходимы для оплаты электричества и тепла детсадами, школами, больницами. – Я считаю, этот вопрос нужно адресовать правительствам субъектов Федерации. Когда формируется бюджет на следующий год, нужно с большей точностью просчитывать необходимые платежи. Потому что, если у муниципального образования денег в соответствующей бюджетной строчке заложено недостаточно, то его глава не имеет права перебрасывать их с другой. И от этого более всего страдают энергетики, – отметил Юрий Липатов. – Особая тема – объекты Министерства обороны РФ. Есть огромное количество объектов министерства, и понятно, что они требуют электричества и тепла. Количество потребляемых киловатт и гигакалорий, в принципе-то, известно! Это вопрос профессионализма людей, которые занимаются составлением бюджета на федеральном уровне, потому что из федерального бюджета эти деньги спускаются на места.

По итогам июньского заседания экспертной секции участники приняли решение обратиться к первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Игорю Шувалову с просьбой принять экстренные меры для решения проблемы хронических неплатежей.

Приложением к этому обращению стала так называемая матрица законодательных инициатив, направленных на повышение платежной дисциплины. Эксперты внимательно рассмотрели все пробелы действующего законодательства и определили, какие изменения должны быть внесены в существующие нормативные акты для решения той или иной проблемы. По каждому из нормативных актов они разработали пакет поправок.

Некоторые из них были направлены председателю Комитета по энергетике ГД Ивану Грачеву.

Часть этих инициатив касается повышения финансовой ответственности различных перепродавцов энергоресурсов и возможности перехода энергоснабжающих организаций на прямые расчеты с потребителями. Для некоторых энергокомпаний наличие такой возможности – вопрос выживания. На Дальнем Востоке есть регионы, в которых до энергетиков, из-за деятельности недобросовестных посредников, доходит всего от 12 до 24% средств за отпущенную энергию. При этом идеолог изменения федерального законодательства для урегулирования ситуации с долгами Юрий Ямпольский отмечает, что законодательное закрепление предложений позволит уйти от самой возможности организации коррупционных и непрозрачных схем в сфере энергетики и ЖКХ.

– Конечно, это не панацея от всех бед, но один из механизмов, которые могут заставить расчетно-кассовые центры и управляющие компании добросовестно исполнять свои обязанности по своевременному перечислению платежей. Как показывает практика, только прямые платежи между поставщиками ресурсов и их потребителями могут стать гарантом получения денежных средств за ресурсы в полном объеме. У энергетиков должно быть приоритетное право выбора – работать с потребителями напрямую или через добросовестных посредников. Мы заявляем о готовности экспертного сообщества принять участие в создании и корректировке соответствующих нормативных актов, разработку которых курирует Правительство РФ и Министерство энергетики РФ, – подчеркивает Юрий Ямпольский.

При этом нет смысла скрывать, что переход на прямые договоры осуществить непросто. Юрий Липатов объясняет:

– Да, позиция практически всех энергоснабжающих организаций однозначная – они хотели бы законодательного приоритетного права на прямой договор производителя с непосредственным потребителем, то есть без посредников в виде единой теплоснабжающей организации, управляющей компании или товарищества собственников жилья. Но в процессе обсуждения, скажем так, мнения разделились, с учетом той законодательной базы, которая существует сейчас. Часть энергетиков считает, что на сегодняшний день это практически невозможно. Оппоненты не против такой схемы, но они напоминают: по закону внутридомовые коммуникации – это совместная собственность жильцов, и они дают полномочия управляющей компании на договорные отношения.

Но для того, собственно, и нужно вносить поправки в законодательство, чтобы изменить ситуацию.

«Совет» советует…

Впрочем, решения, которые предлагает экспертная секция консультативного совета при председателе Комитета по энергетике Госдумы РФ, – не самые жесткие и радикальные. Так, НП «Совет рынка» (некоммерческое партнерство по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью. – Примеч. ред.) предлагает ввести уголовную ответственность за хищения электроэнергии и более жесткие административные меры за самовольное подключение к сетям, а также упрощение процедуры ограничения и отключения потребителей. Как поясняет руководитель «Совета рынка» Вячеслав Кравченко, речь идет об «упрощении достаточно сложной процедуры отключения до максимума, до построения конструкции, при которой ответственность за отключение лежала бы не на том, кто принимает решение об отключении, а на том, кто допустил это: менеджменте либо собственнике предприятия-должника».

Кроме того, как и «Мечел-Энерго», «Совет рынка» выступает за ужесточение требований к муниципалитетам как арендаторам принимающего оборудования, поскольку «муниципалитеты отдают свое имущество в аренду фирмам, существующим один-два года, накапливающим долги и передающим их следующим фирмам», а также за введение лицензирования для перепродавцов электроэнергии – управляющих компаний или ТСЖ, которые «создают большое количество долгов, а затем уходят с рынка».

В числе предлагаемых энергетиками идей помимо тех, о которых упоминалось выше, – повышение ответственности муниципальных образований за компании, получающие городские сети в аренду.

– Это связано с участившимися случаями банкротства МУПов, при этом муниципалитеты не несут за непродуманные решения никакой ответственности, а безнаказанность порождает соблазн поступать так снова и снова, – уверен Юрий Ямпольский. – Если муниципалитеты будут отвечать бюджетом, то станут думать, кому передают сети в аренду. В случае банкротства МУПа энергетики смогут предъявить в бюджет претензию, а муниципалитет будет обязан изыскать средства для возмещения убытков ресурсоснабжающим организациям.

Государство – это мы?

Недавнее расширенное заседание экспертной секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» состоялось в Торгово-промышленной палате РФ.

Председатель подкомитета по управлению долгами в промышленности Комитета ТПП РФ по промышленному развитию Олег Московский выступил с предложением к энергетическим компаниям поддержать инициативу по продвижению проекта национальной программы по финансовому оздоровлению регионов РФ «Россия без долгов». В рамках практических мероприятий по внедрению программы в регионах должны быть созданы внешние финансовые комиссии, основной задачей которых является анализ и работа по снижению уровня долгов, а также разрешение долговых конфликтов. Реализация программы должна привести к снижению уровня долгов на 30–50% в зависимости от сектора экономики.

Заместитель директора департамента по развитию рынков электроэнергии НП «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Станислав Шубин сообщил о ситуации с долгами по поставкам тепла и электроэнергии, предложив различные практические варианты по повышению платежной дисциплины. Представители региональных поставщиков энергоресурсов рассказали о практических мероприятиях по уголовному преследованию руководителей управляющих компаний, осуществляющих хищение денежных средств за поставленные энергоресурсы.

По итогам заседания были приняты следующие решения:

1. С целью принятия экстренных мер для стабилизации расчетов за энергоресурсы обратиться к Президенту РФ Владимиру Путину с пакетом поправок в действующие нормативные акты для повышения платежной дисциплины в отрасли и устранению возможности вывода денежных средств, особенно на рынках тепловой энергии.

2. В рамках национальной программы по финансовому оздоровлению регионов РФ «Россия без долгов» объединить усилия представителей комитетов ТПП РФ, подкомитета по управлению долгами в промышленности Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и энергокомпаний по проведению публичных мероприятий в регионах РФ с высоким уровнем долгов: конференции, круглые столы, выездные заседания.

3. Производить ежеквартальный обмен информацией о ситуации с долгами в регионах РФ.

А отвечая на вопрос о том, кто должен вернуть энергетикам долги, Юрий Ямпольский уверенно ответил: «Государство!»

Что ж, оно, верно, так и должно быть, только вот стоит помнить, что государство – это не самостоятельный субъект с личным кошельком. Этот кошелек наполняют граждане. Кроме того, г-н Ямпольский заявил следующее: «Никто ведь не дает буханку хлеба в долг. Почему должны давать электроэнергию?» Наверняка Юрий Петрович тут имел в виду под должниками предприятия, муниципалитеты, недобросовестных посредников и проч. Вот только «прочими» вполне можем оказаться и все мы, простые потребители электроэнергии. Ведь проще всего повысить расценки за киловатты, благодаря которым горят лампочки в миллионах квартир и работают электроприборы, провести в жизнь идею о социальной норме электроэнергии – да с нормой такой, чтобы при свечах жить захотелось…

Энергетиков жалко, но и себя, признаться, тоже.


Текст: Александр Губанов



Назад в раздел
МИЦМосгазГеопроектизысканияСатори
ВКМОСПРОМСТРОЙАКСИТЕХСтройИнвест-3