НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва и в кризис строится. В ТиНАО почти вдвое увеличили количество рабочих мест


Город и инвесторы успешно реализуют намеченные проекты, связанные с развитием присоединенных к Москве в июле 2012 года территорий, которые расположены к юго-западу от МКАД. На землях «новой» Москвы прокладываются дороги, строится жилье, в том числе и малоэтажное, объекты социальной инфраструктуры и коммерческая недвижимость, которая позволяет создавать новые рабочие места. Несмотря на сложное кризисное время, город успешно реализует стратегию, направленную на превращение Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) в полноценную городскую среду.

Новые магистрали – основа развития региона

Стратегическим документом, определяющим будущее присоединенных территорий, должна стать территориальная схема Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО), которая затем ляжет в основу обновленного Генерального плана развития Москвы с учетом новых земель. Как сообщил руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин, публичные слушания по ним прошли в апреле одновременно во всех муниципальных образованиях – двух городах и 19 поселениях. В ходе слушаний было получено 29 тыс. замечаний и предложений.

Больше всего замечаний касались маршрутов прохождения автодорог вблизи от садовых товариществ и населенных пунктов. Речь идет о таких строящихся трассах, как Сосенки – Ямонтово, Сосенки – Бутово – Видное, магистраль от Калужского шоссе до города Московский, дороги от Троицка до Киевского и Внуковского шоссе. В общей сложности к 2035 году на землях «новой» Москвы планируется проложить около 600 км новых дорог и столько же реконструировать уже существующих. По словам Владимира Жидкина, в настоящий момент прорабатывается возможность внесения изменений в трассировку этих дорог с учетом пожеланий местного населения.

На присоединенных территориях сейчас ведется строительство двух крупных новых дорог: от Коммунарки до Южного Бутова и от Троицка до Киевского шоссе. Открыть первую планировалось в июне этого года, но возникли проблемы с одним из собственников земельных участков, по которым проходит трасса.

– Скорее всего, мы будем с ним судиться, поэтому срок ввода сдвинется на осень этого года, – рассказал Владимир Жидкин. – Вторую магистраль планируем закончить в начале 2017 года. Такие сроки связаны с большим объемом работ и протяженностью магистрали, которая составит 11 км.

Новые дороги для «новой» Москвы

Важнейшей транспортной артерией «новой» Москвы должен стать участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), проходящий по территории округа. Строить его будут на деньги федерального бюджета. ЦКАД пройдет по трассе магистрали А107, так называемой областной «кольцевой бетонке».

На Новомосковском участке новой объездной магистрали вокруг Москвы предусмотрено строительство трех развязок на пересечениях с Киевским, Калужским и Варшавским шоссе. Проекты планировок прилегающих к ЦКАД территорий будут представлены на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) в первом полугодии 2015 года.

Часть дорог «новой» Москвы построят за счет внебюджетных средств на деньги инвесторов или на условиях государственно-частного партнерства. Чтобы окупить затраты инвесторов, отдельные участки дорог могут сделать платными. Пока же инвесторам предоставляется возможность строить дороги за счет собственных средств.

Так, уже в этом году должно начаться строительство новой дороги, которая соединит поселок Коммунарка с аэропортом бизнес-авиации «Остафьево». Владельцем аэропорта является компания «Газпром», она же предоставит часть средств на прокладку новой трассы. Сейчас проект новой дороги в аэропорт проходит экспертизу.

– К середине 2016 года мы должны разработать Генеральный план с учетом разработки правил землепользования и застройки. Основные параметры Генплана – транспортные коридоры, мощность и объемы строительства, а также наличие рабочих мест – прорабатываются уже сегодня, – отметил Владимир Жидкин. – Мы совместно с Москомархитектурой активно работаем над тем, чтобы новая территориальная схема была преобразована в Генеральный план. Уже известно, что вся территория «новой» Москвы будет разделена на 83 крупных участка площадью от 800 до 2 тыс. га, и для каждого из них будет создан свой проект планировки, – подчеркнул глава департамента.

Уже сейчас ясно, что проект «Новая Москва» – превращение российской столицы из моноцентричного в полицентричный мегаполис путем увеличения ее территории в полтора раза – можно признать вполне состоявшимся.

Школы, детские сады и пожарные депо

Количество жителей «новой» Москвы за последние три года, только по официальным данным, увеличилось на 30 тыс. человек – до 284 тыс. Еще около 250 тыс. живут в коттеджах и дачных домах без прописки. Согласно долгосрочным планам московского правительства, к 2035 году число постоянно проживающих на присоединенных территориях достигнет 1,5 млн человек. И уже сегодня, несмотря на кризис, городские власти и инвесторы активно строят здесь жилье, коммерческую и социальную недвижимость, развивают транспортную инфраструктуру.

Говоря о строительстве социальных объектов, глава Департамента развития новых территорий отметил, что в этом году на территории ТиНАО будет введено в строй 18 детских садов, рассчитанных на 3,8 тыс. мест, и шесть школ на 5,8 тыс. учеников. При этом 12 детских садов на 2880 мест строится за счет средств инвесторов в составе возводимых ими жилых комплексов.

Три детских сада и школа будут введены в строй в первом полугодии. Садики будут сданы в эксплуатацию в жилых комплексах «Николин парк» и «Бунинский» в поселении Сосенское, а также в городе Щербинка в жилом комплексе «Прима парк». Каждый детский сад будет строиться по индивидуальному проекту. Еще шесть дошкольных образовательных учреждений на 995 мест возведут за счет городского бюджета. Кроме того, в число социальных объектов, которые должны быть введены в строй по итогам этого года, входят три пожарных депо, которые позволят сократить время приезда по вызову пожарных бригад.

Темпы строительства растут

Что касается строительства жилья и нежилой коммерческой недвижимости, то их ввод в строй не снижается по сравнению с минувшим годом, а, наоборот, растет. В этом году планируется сдать 2,8 млн кв. м, что примерно на 10% больше, чем годом ранее. Несмотря на кризис и то, что стоимость жилья упала на 8–10%, инвесторы не только продолжают реализовывать текущие проекты, но и инициируют новые.

– Выданных ранее разрешений на строительство хватит еще на несколько лет активной работы. Мы не видим никаких провалов в строительстве жилья. Все крупные инвесторы продолжают реализацию своих проектов, – отметил глава Департамента развития новых территорий. – Из поселений «новой» Москвы активнее застраиваются те, что располагаются вдоль старых границ города: Сосенское, Мосрентген, Ватутинки и Внуковское.

Из общего объема недвижимости, предполагаемой к вводу на присоединенных территориях, 1 млн кв. м составит нежилая коммерческая недвижимость – офисы, склады и торговые и производственные помещения. Из них 232 тыс. кв. м нежилой недвижимости планируется ввести в эксплуатацию во втором квартале.

Бизнес-парки и офисы нуждаются в специалистах

Руководством города поставлена задача создать на новых московских землях 1 млн рабочих мест. Первые шаги на этом пути уже сделаны: за прошедшие с момента присоединения неполные три года к уже имевшимся в ТиНАО 84 тыс. рабочих мест добавилось 70 тыс. новых. В этом году их число должно увеличиться еще на 30 тыс.

В прошлом году были построены первая очередь офисного парка «Комсити» в Румянцеве, многофункциональные центры в Николо-Хованском и Мамырях, торгово-складской комплекс в Саларьеве, а также автомобильный торгово-технический комплекс в Сосенском. В этом году планируется сдать «Бизнеспарк «К2» рядом с деревней Дудкино.

– Это первый международный бизнес-парк класса «А» площадью 74 тыс. кв. м. Первая его очередь уже открыта в начале года, вторую запустим летом, а третью и четвертую – в 2016 году, – сообщил Владимир Жидкин. – Также в этом году появится логистический парк «Киевское 22» общей площадью 114 тыс. кв. м.

Спада в строительстве коммерческой нежилой недвижимости не наблюдается: во втором квартале должно быть введено в строй почти в три раза больше, чем было введено в первом квартале. В их числе вторая очередь – корпус В проекта «К-2» общей площадью 20 тыс. кв. м, бизнес-центр площадью 3,2 тыс. кв. м и общественный центр № 21 «Солнечный» в Троицке.

Кризис наложил свой отпечаток на заполняемость уже построенных помещений, отмечает Владимир Жидкин. Например, в бизнес-парке «К2», который уже наполовину введен в строй, есть проблемы с арендаторами. Но такая ситуация складывается не везде. Скажем, в офисном центре «Комсити» уже есть три крупных арендатора – компании «Ростелеком», «Систематика», а также международная IT)компания Oracle. Они занимают около 80% уже сданных площадей. Еще один крупный объект – индустриальный парк «Индиго» активно развивается.

Цены на недвижимость падают – объемы строительства растут

Строительство жилья остается гораздо более привлекательным, чем строительство офисных и торговых центров, складских комплексов и технопарков. Несмотря на то что цены на жилую недвижимость в период кризиса упали на 5 – 8%, этот сектор остается все еще чрезвычайно рентабельным и спрос на квартиры остается высоким.

По итогам 2015 года в «новой» Москве планируется ввести на 25% жилья больше, чем годом ранее. Из 1,8 млн кв. м жилья, которые должны быть построены, 1 млн кв. м будет введен уже в первом полугодии. Первый квартал 2015 года показал, что намеченные планы по возведению жилых и социальных объектов в ТиНАО реализуются в полном объеме.

– Текущая экономическая обстановка пока не отразилась на планах застройки, – констатировал Владимир Жидкин. – В первом квартале 2015 года уже введено 530 тыс. кв. м жилья. Еще 470 тыс. кв. м планируется построить в течение второго квартала. По итогам первого полугодия в «новой» Москве будет введено на 200 тыс. кв. м больше, чем за тот же период прошлого года (803 тыс. кв. м).

При этом новое жилье – это не только многоэтажные жилые комплексы. В ТиНАО также строят и коттеджи, таунхаусы и объекты индивидуального жилищного строительства.

Ввод индивидуального жилья в «новой» Москве в первом квартале 2015 года составил 150 тыс. кв. м, что на 40,4% больше аналогичного периода прошлого года. Эти цифры свидетельствуют, по мнению Владимира Жидкина, о том, что горожане видят положительную перспективу в развитии новых территорий и не опасаются вкладывать личные средства в строительство собственных домов.

Первые станции метро – уже в этом году!

Накануне дня города в ТиНАО откроются первые станции метро – «Саларьево» и «Румянцево». Они будут расположены на Сокольнической линии южнее станции «Тропарево». Помимо продолжения Сокольнической линии на новые московские земли должна прийти новая ветка метро от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура до Коммунарки. На ней будет восемь станций: «Улица Новаторов», «Улица Академика Опарина», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка», «Столбово» и «Сосенки».

Модернизируется и железнодорожная инфраструктура. В 2015 году начнется проектирование реконструкции Киевского направления железной дороги, затем на очереди Курское.

– Эти транспортные артерии обеспечивают основную работу общественного транспорта в «новой» Москве. До появления метро железная дорога была основным видом общественного транспорта, обеспечивающего транспортную связанность новых территорий, – отметил Владимир Жидкин.

Переезды через железнодорожные пути со шлагбаумами – главная причина пробок на территории «новой» Москвы. Их будут реконструировать и заменять платными путепроводами на средства инвесторов. На сегодняшний день инвесторы проявили интерес к реконструкции шести переездов: двух на Курском направлении МЖД и четырех – на Киевском.

– Пока мы не вышли на стадию строительства, но проектная документация к четырем из шести переездов готова в полном объеме, – пояснил глава Департамента развития новых территорий.

Вертолеты, трамваи и парковки

Придет на новые территории и еще один вид наземного пассажирского рельсового транспорта – трамвай. Пока возможные трамвайные маршруты находятся на стадии проработки, но уже сейчас известно, что курсировать трамваи будут по территории поселений Сосенское, Мосрентген, Московский, Коммунарка и Десеновское вблизи старых границ Москвы. В общей сложности до 2035 года по новым московским землям предполагается проложить около 100 км трамвайных путей в двухпутном исчислении.

Еще одним видом транспорта в «новой» Москве, использование которого в старых городских границах пока строго ограничено, должны стать вертолеты. На территории ТиНАО предполагается построить сеть вертолетных площадок, причем все они будут сооружаться исключительно за счет средств инвесторов.

Запланированные работы по улучшению транспортной инфраструктуры ТиНАО включают в себя и обустройство новых парковочных пространств. За время, прошедшее с момента вхождения новых земель в состав города, в ТиНАО было построено гаражей и паркингов на 2,5 тыс. машино-мест. В основном это подземные гаражи, возводимые в составе новых жилых комплексов.

В ТиНАО строят научные кластеры

Появятся на территории ТиНАО и научные кластеры. Строительство одного из них – новых учебных корпусов и кампуса для Московского института стали и сплавов (МИСиС) – должно начаться уже в конце нынешнего – начале следующего года. Проектная документация университетского городка практически полностью готова. В ближайшее время на ГЗК должен быть утвержден проект планировки, затем он должен пройти публичные слушания, после чего будет подписан инвестиционный контракт.

Сегодня корпуса и общежития МИСиС разбросаны по разным частям города. Руководство вуза намерено собрать все его подразделения на территории административно-делового центра в Коммунарке. Для этого техническому университету город выделил участок площадью 83 га, где предстоит возвести здания общей площадью 500 тыс. кв. м. Проект планировки территории кластера МИСиС предусматривает помимо прочего возведение на его территории крупного стадиона.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталМоскапстройОЭКМосводоканал
Доркомэкспо