НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Восточный уверенно смотрит в будущее. Планомерная, вдумчивая и последовательная работа по решению всего круга вопросов, волнующих жителей округа, находит у них отклик и приносит результат


Восточный округ – это легкие столицы, обеспечивающие городу за счет большого количества парков на своей территории постоянный приток свежего воздуха. Но именно наличие этих парков и создает проблемы с транспортными артериями, гарантирующими округу жизнеобеспечение и мобильность. Всей Москве без этих артерий уже становится невмоготу, неуклонный рост транспортных потоков требует безотлагательной реконструкции старых и прокладки новых трасс. С обсуждения актуальных проблем транспорта и началась наша беседа с префектом Восточного административного округа ВСЕВОЛОДОМ ТИМОФЕЕВЫМ.

– Всеволод Александрович, главным вектором градостроительного развития сегодня стало транспортное строительство. Что делается в округе в этой сфере?

– Главное событие в деле развития транспортной инфраструктуры округа – это намеченный на 10 сентября запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу, которое до недавнего времени именовалось Малым кольцом Московской железной дороги. По МЦК будут курсировать комфортные современные «Ласточки», способные развивать скорость до 160 км/ч, в час пик интервал между поездами составит около 6 минут. Предполагается, что МЦК обеспечит перевозку около 75 млн пассажиров в первый год работы и 120 млн человек к 2020 году. Буквально накануне пуска первых поездов было принято решение о переименовании трех станций, расположенных на территории нашего округа. Станция МЦК «Измайловский парк» будет называться просто «Измайлово». Станция «Открытое шоссе» сменит название на «Бульвар Рокоссовского». А вместо «Черкизово» на схеме появится станция «Локомотив». Это решение было принято в соответствии с пожеланиями москвичей, высказанными по итогам опроса в системе «Активный гражданин». Всего в столице поменяют название 15 станций из 31. Помимо трех переименованных станций на территории округа будут располагаться еще платформы МЦК «Соколиная гора» и «Белокаменная». У трех переименованных станций и «Белокаменной» в течение двух ближайших лет появятся ТПУ.

Что же касается развития метрополитена, то за последнее пятилетие на территории округа появилась всего одна станция – «Новокосино» на восточной оконечности Калининской линии. Зато на протяжении двух следующих лет в Восточном округе появятся сразу пять новых станций – две на Третьем пересадочном контуре («Авиамоторная» и «Автозаводская») и три на Кожуховской ветке («Лухмановская», «Косино» и «Улица Дмитриевского»). Транспортно-пересадочные узлы до конца 2018 года будут построены у всех трех строящихся станций метро Кожуховской линии, а также у существующих станций метро «Щелковская», «Выхино» и «Новокосино». Например, станцию метро «Черкизовская» со станцией МЦК «Локомотив» соединит крытый надземный переход. Его введут в строй уже этой осенью. В общей сложности на территории округа должны будут появиться 10 капитальных ТПУ.

Теперь о завершении реконструкции Щелковского шоссе и вводе в строй транспортной эстакады в месте его пересечения с 9-й Парковой и Уральской улицами у станции метро «Щелковская» и автовокзала. Сроки ее ввода в строй были сорваны по вине первоначального генподрядчика – компании «Трансстрой». На сегодняшний день контракт с этой компанией расторгнут, 20 августа проведен новый тендер, по итогам которого определен новый подрядчик, который уже вышел на объект. Сумма контракта на завершение работ – более четырех млрд рублей. За эти деньги подрядчик обязан оперативно завершить строительство эстакады, привести в порядок и благоустроить всю территорию вокруг трассы. Запустить движение по эстакаде мы рассчитываем уже в сентябре. Полностью завершить реконструкцию одной из двух главных «вылетных» магистралей округа мы рассчитываем в конце нынешнего года.

Эстакада позволит сделать бессветофорным движение в самом проблемном месте магистрали, там, где на нее выезжают междугородние автобусы у Щелковского автовокзала. Ее длина составит 547 м, при этом она будет иметь по три полосы движения в каждом направлении. Само же «Большое Щелковское шоссе» расширено до 3–4 полос на всем протяжении от метро «Красносельская» до МКАД, включая улицы Русаковская и Стромынка. Это в общей сложности 13,5 км автодороги, вдоль основного хода трассы проложено около 10 км боковых проездов и съездов, оборудованы заездные карманы для общественного транспорта и парковочные места. В ходе проведенных работ проложены три новых подземных пешеходных перехода и реконструированы два уже существующих.

В начале этого года были завершены основные работы по реконструкции шоссе Энтузиастов. По территории ВАО проходит участок магистрали протяженностью 7,2 км. В ходе реконструкции на пересечении магистрали со Свободным проспектом обустроена многоуровневая развязка кругового типа, вдоль трассы проложены боковые проезды общей протяженностью 2,6 км, построены четыре новых надземных и три подземных пешеходных перехода и реконструирован существовавший большой подземный переход у кинотеатра «Слава». Окончательное благоустройство территорий вдоль шоссе Энтузиастов будет проведено после ввода в строй примыкающего к нему участка Северо-Восточной хорды.

Что касается самой Северо-Восточной хорды, то в сентябре должен быть запущен в строй основной ход участка от шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе. Это многострадальный проект, реализация которого началась еще в 2008 году как строительство начального отрезка Четвертого транспортного кольца. Затем, после отказа города от строительства ЧТК, находившийся на высокой степени готовности участок решено было включить в состав Северо-Восточной хорды. Ввод в строй этого участка позволит улучшить транспортную связанность районов Перово и Измайлово, которые разделяет Измайловский парк. Сооружение это очень сложное, в состав участка протяженностью 12 км входят пять эстакад общей протяженностью 3,2 км. Нынешней осенью должен быть готов еще один отрезок хорды от Измайловского до Щелковского шоссе. После этого по территории округа прокладка хорды будет вестись в направлении Открытого шоссе и дальше в сторону Ярославки. В ходе строительства участка Северо-Восточной хорды от Щелковского до Открытого шоссе подрядчик построит четыре эстакады и более 5,8 км дорог. Полностью же магистраль от начала платной дороги Москва – Санкт-Петербург на севере до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки – Люберцы на юго-востоке планируется ввести в строй к 2019 году. Трасса без светофоров позволит сократить среднее время движения более чем на 15%, а также существенно разгрузит МКАД и перераспределит транспортные потоки ТТК, Щелковского шоссе и шоссе Энтузиастов и улучшит связанность между соседними районами округа.

– Как идет в округе строительство жилья объектов социального назначения и спорта? Когда на востоке Москвы завершится снос пятиэтажек?

– На территории ВАО с момента начала ее реализации в 1999 году был предусмотрен снос в общей сложности 103 пятиэтажек, 98 из них успешно снесены, а их жильцы получили новые квартиры. Осталось снести лишь пять домов сносимых серий. Это пятиэтажка на Измайловском проспекте у метро «Измайловская», на месте которой должны появиться поликлиника, два пятиэтажных корпуса на улице Константина Федина недалеко от метро «Щелковская» и по одной хрущевке на улице Кирпичной и улице Плющева.

Восточный округ развивается динамично и сбалансированно. За прошедшие пять лет на территории округа было введено в строй 34 жилых дома, 24 садика, пять школ, пять объектов здравоохранения, два административных здания и 45 современных гаражных комплексов. На протяжении ближайших трех лет на территории ВАО будут сданы 16 жилых домов, 13 объектов образования, восемь объектов здравоохранения, четыре гостиницы, семь административно-деловых центров, девять многоэтажных гаражных комплексов и два объекта культуры: кинотеатр-мультиплекс на 16-й Парковой и культурно-досуговый центр на Лухмановской улице. Спортивных объектов у нас в стройке 11, в основном это ФОКи районного уровня. Самое значительное из строящихся сооружений – крытый футбольный стадион «Олимп» в районе Новокосино на улице Суздальской, который должен быть введен в строй до конца года. В 2012 году жители района обратились к мэру с просьбой построить здесь футбольный стадион. Объект был включен в адресную инвестиционную программу. Это будет современный крытый манеж, оборудованный системами кондиционирования и вентиляции.

Еще одно футбольное поле – открытое, но с искусственным покрытием и всей необходимой сопутствующей инфраструктурой для детско-юношеской спортивной школы «Трудовые резервы» на пересечении улиц Николая Старостина, Косинской и Салтыковской. Неподалеку по адресу: улица Николая Старостина, дом 8А – возводится ФОК с бассейном с дорожками длиной 50 м для спортивной школы «Косино».

В числе строящихся объектов здравоохранения есть и федеральные, например, патологоанатомический корпус Пироговского центра на углу Нижней Первомайской и 15-й Парковой, есть городские – как новое здание нового центра профилактики СПИДа на 8-й улице Соколиной Горы и две новые поликлиники. Одна – на 700 посещений, должна быть построена, как я уже говорил на месте пятиэтажки, которую еще предстоит снести, у метро «Измайловская», другая – на 750 посещений, на улице Игральная в районе Богородское на месте бывшего ПНД № 8. Ввод ожидается в III квартале 2017 года. Если говорить об объектах образования, то семь из них – детские сады, четыре общеобразовательные школы, одна музыкальная школа и Дом детского творчества.

– Всеволод Александрович, сейчас основным резервом для градостроительного развития помимо территорий Новой Москвы являются промзоны. Идет ли в ВАО процесс реорганизации производственно-коммунальных территорий? Какие еще участки вы используете для нового строительства?

– Основной промышленно-коммунальной территорией развития должна стать промзона «Руднево», расположенная в районе Кожухово за МКАД. В отличие от реорганизуемых промзон советской эпохи, где сносятся старые производственные корпуса и строятся жилье, офисы и торговые центры, это промзона новейшего типа: здесь будут строиться помещения для новейших производств и административные здания. В ходе реновации в «Руднево» там планируется возвести около миллиона кв. м недвижимости и создать от 20 до 30 тыс. новых рабочих мест. Здесь будут строиться инновационные центры, технопарки, технополисы и бизнес инкубаторы. Работать на них будут жители возводящегося по соседству района ЮВАО Некрасовка. Обслуживать территорию промзоны будет новая станция «Лухмановская» строящейся Кожуховской линии метро.

Другой крупной территорией развития в округе станет бывшая территория Черкизовского рынка. Новый кластер должен стать одним из мощнейших драйверов развития физкультуры и спорта в столице, сравнимым с «Лужниками», «Крылатским» и зоной спортивных сооружений вокруг стадиона «Спартак».

– Как в округе идет реализация программы строительства новых православных храмов? Сколько из них уже введено в строй, сколько еще предстоит построить?

– Самым значительным свершением в этой сфере стало воссоздание храма Преображения Господня, одного из последних культовых сооружений, уничтоженных при советской власти. Его взорвали в 1964 году для того, чтобы построить выход из станции метро «Преображенская площадь». Облик прежнего храма был тщательно воссоздан по сохранившимся чертежам и рисункам, это не один из типовых храмов, возводящихся из модульных конструкций. Он рассчитан на 620 прихожан. Проект был разработан ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Церемония освящения храма состоялась 8 мая 2015 года, проводил ее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Храм Преображения Господня тесно связан с историей гвардейского Преображенского полка и после восстановления поучил статус головного храма Сухопутных войск Российской Федерации. В нем также размещен музей, в котором собраны найденные при сооружении котлована элементы церковного убранства, утвари, военной амуниции.

А по программе «200 храмов» в округе завершено строительство храма в честь всех Святых, в земле Русской просиявших, на Суздальской улице. В сентябре его также должен освятить Патриарх. Это пока единственная церковь в районе Новокосино с населением 100 тыс. человек. Она построена в неорусском стиле, представляющем смешение шатровой архитектуры Московского зодчества XV–XVI веков и архитектуры Владимиро-Суздальских храмов XII–XIV веков – с ассиметричной планировкой, с боковым приделом, над которым расположена звонница. В столице нет ни одной похожей церкви. Расположенная на берегу пруда, она стала архитектурной доминантой микрорайона.

Помимо них, в округе выделены участки под строительство еще 23 храмов. Восемь из них уже возводятся, два находятся на стадии проектирования. В высокой степени готовности находятся церковь в честь введения во храм Пресвятой Богородицы на Кетчерской улице на 500 прихожан и четырехстолпный храм, рассчитанный на 300 прихожан, в честь святого праведного Алексия Московского (Мечева) на Вешняковской улице.

К концу года должна быть завершена коробка здания храма в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Гольянове, на Уральской улице. Храм возводится в честь предстоятеля Русской православной церкви, принявшего мученический венец в тяжелую годину Смуты.

– Как в округе идет развитие розничной торговли? Сколько осталось сельскохозяйственных рынков? Какие заметные торговые объекты были введены в строй в последние годы?

– У нас на тысячу человек приходится сегодня 230 кв. м площадей в торговой рознице, в то время как средний по столице показатель обеспеченности вдвое выше и составляет 465 кв. м на тысячу человек. К концу нынешнего года за счет ввода новых торговых объектов обеспеченность торговыми площадями должна вырасти до 250 кв. м на тысячу жителей.

В кризис девелоперы неохотно берутся за строительство торговой недвижимости, поэтому дефицит площадей покрываем за счет уличной сезонной торговли. В округе с апреля по ноябрь работают 12 ярмарок выходного дня в 10 из 16 районов округа. В Гольянове и Ивановском работают по две ярмарки. В общей сложности на них насчитывается 458 торговых мест. Площадок для проведения региональных ярмарок у нас в округе три: на Семеновской площади, у кинотеатра «Киргизия» рядом с метро «Новогиреево» и неподалеку от метро «Щелковская» в начале Уральской улицы. На этих ярмарках подготовкой и уборкой площадки, а также распределением мест занимается не город, а представители того региона, что организует торговлю. И работают они не только в уикенд, а все две недели, что проводится ярмарка. Что касается главной площадки для проведения городских тематических ярмарочных фестивалей из цикла «Московские сезоны», то это аллея, ведущая от метро «Сокольники» к главному входу в одноименный парк. Например, в ходе фестиваля «Московское варенье» эта аллея превратилась в «Персиковый район». Для более крупных мероприятий задействуется дополнительная площадка на Зеленом проспекте у метро «Новогиреево». Что касается сельхозрынков, то у нас в округе такой остался один – это Преображенский рынок.

В период с 2016 по 2018 год в округе должны быть построены еще 18 предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг. В их числе, например, будет такой гигант, как и открывающийся в этом году на Святоозерской улице в районе Косино-Ухтомский торгово-равлекательный комплекс «Косино-парк» с многозальным кинотеатром и подземным паркингом на 900 мест. Там на 35 тыс. кв. м торговых площадей найдется место для 68 магазинов, в том числе и для двух гипермаркетов – продуктового «О'Кей» и строительного «Леруа Мерлен».

– Восточный административный округ традиционно остается округом промышленным. Сейчас в экономике сложилась непростая экономическая ситуация, предпринимаются ли городом и префектурой какие-либо шаги по поддержке этого сектора?

– В ноябре 2015 года по инициативе 40 предприятий промышленности и науки ВАО был создан Московский инновационный производственно строительный кластер. На предприятиях кластера занято 6,5 тыс. сотрудников с годовым объемом более 20,0 млрд руб. Они в условиях кризиса переориентировались на производство современной инновационной продукции, востребованной столичными предприятиями строительной отрасли, ЖКХ изделий и материалов, применяющихся в ходе выполнения капитального ремонта. На предприятиях кластера производится широкая номенклатура теплоизоляционных, гидроизоляционных, герметизирующих и антикоррозийных материалов, а также инновационные системы отопления, системы автоматизации инженерных сетей, системы диагностирования труб методом акустического резонанса и многое другое. При этом выпускаемая продукция не зависит от импортного сырья, добавок, комплектующих изделий. В округе создан единый логистический центр по обеспечению выполнения программы капремонта.

Еще одно направление, где задействован потенциал предприятий округа – реализация программы энергосбережения. Для этого используется механизм энергосервисных контрактов, при заключении которых инвестор на свои деньги приобретает и устанавливает ресурсосберегающее оборудование, а потом в течение оговоренного срока окупает свои вложения и получает прибыль за счет достигнутой экономии. К сожалению, пока еще в этой сфере инвесторы не слишком охотно вкладывают средства в ЖКХ. Причина тому – отсутствие единого методического подхода к комплексной оценке экономической и экологической эффективности применения энергосберегающих мероприятий и технологий, что приводит к удлинению срока окупаемости вложенных денег. Но определенных успехов все-таки удалось добиться. В округе проведено обследование почти 700 домов, в которых установлены неэффективные по нынешним меркам ртутные лампы мощностью от 20 до 40 Вт. В итоге отобрано около двух сотен жилых зданий, где энергосервисным компаниям предлагается за счет внебюджетных средств установить светодиодные источники света мощностью 5–8 Вт. В результате уже проведенной в 180 из них модернизации систем освещения общедомового имущества расход электроэнергии снизился на 30–50% по сравнению с предшествующим годом.

Однако срок окупаемости инвестиций, даже при таких не слишком сложных и дорогих работах, составляет не менее 5 лет. Поэтому инвесторы не спешат вкладывать свои деньги в проект со столь длительным сроком окупаемости. К тому же в условиях кризиса энергосервисным компаниям практически невозможно найти заемные средства, а компенсация процентной ставки на этот вид деятельности отсутствует. Кроме того, система закупок для нужд ЖКХ, проводимых по правилам Закона № 223-ФЗ о закупках госкомпаний, не учитывает специфику выполнения заказа за счет средств инвестора. Так, предусмотрено обеспечение исполнения контракта в пределах от 10 до 30% начальной цены договора при цене договора более 50 млн руб., то есть инвестор вкладывает собственные средства и обеспечивает исполнение обязательств за счет своих вложенных средств.

– Не за горами холода, насколько организации ЖКХ округа готовы к наступающему осенне-зимнему сезону, к периоду зимней уборки?

– К настоящему моменту подписаны паспорта готовности к зимнему сезону для 77% жилого фонда округа. Это примерно 3,5 тыс. жилых домов. Из персонала управляющих компаний сформированы 724 бригады численностью от трех человек для очистки от снега и сосулек более чем двух тыс. скатных крыш округа. На случай аварий на теплотрассах и сбоев в работе электросетей в распоряжении ГБУ «Жилищник» районов округа имеются 119 передвижных электростанций мощностью до 200 кВт и 164 тепловые пушки. В рамках реализации программы ремонта подъездов в округе запланировано провести текущий ремонт 3102 подъездов много квартирных домов. В настоящее время работы завершены на 2674 объектах, это около 86% от плана.

– Восточный административный округ – самый зеленый в столице: здесь расположены такие лесные массивы, как национальный парк «Лосиный остров», Измайловский парк и Сокольники. В июле мощный ураган повалил множество деревьев по всему городу. Что будет сделано для того, чтобы возместить потери в зеленом покрове округа?

– Начиная с 1 октября мы приступим к компенсационной посадке деревьев, которая будет продолжаться до 20 ноября. В общей сложности за это время запланировано посадить 610 деревьев и 6,1 тыс. кустарников. Компенсационное озеленение в первую очередь будет производиться на территориях вокруг социальных объектов и образовательных учреждений, а также во дворах жилых домов.


Назад в раздел
МосинжпроектМОЭКМосгазГеопроектизыскания
СтройИнвест-3АбсолютКапстройсити