НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Четыре части строительного госзаказа Москвы. Закон о контрактной системе не всегда удобен для размещения городского заказа на строительство


С вступлением в силу в 2014 году Закона о контрактной системе столичный Департамент строительства получил возможность выставлять серьезные квалификационные требования к подрядным организациям. Тем не менее городской заказ на гражданское строительство – возведение жилых домов и социальных объектов – размещает не сам департамент (по Закону о контрактной системе), а подведомственное ему казенное предприятие «Управление гражданского строительства» (КП УГС) по Закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предназначенному для закупок госкомпаний, госкорпораций и автономных учреждений. Об этом мы говорим с руководителем Департамента строительства Андреем Бочкаревым.

Старый Закон о госзакупках № 94-ФЗ, действовавший до 2014 года, не защищал заказчика от недобросовестных участников торгов. По словам руководителя Департамента строительства Андрея Бочкарева, некоторые компании предлагали на аукционах снижение цены контракта на четверть от его первоначальной стоимости и более, а затем, подписав госконтракт, исчезали, поскольку выполнить его на таких условиях они были не в состоянии. Таких контрактов в сфере гражданского строительства было более 40%. Из-за них в 2012 году была сорвана городская программа строительства детских садов.

В таких условиях, чтобы обеспечить доступ к торгам только ответственных и квалифицированных подрядчиков, обладающих всеми необходимыми техническими средствами, опытом и репутацией, город задействовал возможности Закона № 223-ФЗ.

Данный закон позволяет государственным компаниям производить закупки на основе разработанного ими регламента, где прописаны все необходимые с точки зрения заказчика требования к подрядной организации – исполнителю контракта. Заказчиком работ для большей части гражданского строительства, в первую очередь для типового жилья и типовых детских садов, стало казенное предприятие «Управление гражданского строительства», которое проводило отбор подрядчиков по Закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

И проверки, проводимые Счетной палатой РФ (федеральное ведомство) и контрольными органами города Москвы, показали, что в ходе таких закупок средства расходуются эффективно и претензии к работе казенного предприятия «Комплекс градостроительной политики» у проверяющих отсутствуют. И сегодня по Закону № 223-ФЗ казенное предприятие продолжает отбирать подрядчиков для объектов гражданского строительства, кроме того, по тем же правилам ГУП «Московский метрополитен» производит отбор подрядчиков для прокладки новых участков столичной подземки.

Контракты на сооружения дорожно-мостовой и инженерной инфраструктуры разыгрываются на конкурсах по Закону о контрактной системе № 44-ФЗ. Там масштаб проектов такой большой, что он отпугивает фирмы-однодневки. Они просто не в состоянии внести необходимый залог, который требуется для обеспечения ответственности исполнителя по контракту.

Хотя Закон о контрактной системе имеет ряд преимуществ перед своим предшественником, однако возможность выставлять квалификационные требования к подрядчикам и виды конкурентных процедур по-прежнему весьма далеки от совершенства.

В настоящее время используется лишь одна форма торгов – выставляется начальная цена контракта, и участники торгов вносят свои предложения, снижая ее.

– Сейчас федеральные законодатели, ФАС и Минстрой работают над тем, чтобы расширить перечень схем применяемых контрактных взаимоотношений и форм конкурентных процедур для строительства. Пока это не произошло, мы продолжаем использовать Закон № 223-ФЗ, производя отбор подрядчиков через КП УГС, – пояснил Андрей Бочкарев.

Метро, дороги и мосты, школы и подстанции

Вообще, средства Адресной инвестиционной программы, которая определяет, что в городе должно быть построено на средства городского бюджета, делят четыре отрасли. Это строительство метрополитена, строительство объектов дорожно-мостовой инфраструктуры, гражданское строительство (возведение жилья и объектов социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник и других медучреждений, учреждений культуры и административных зданий) и, наконец, строительство объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро- и теплоснабжение зданий.

Объем строительства объектов метрополитена столь велик, что в данный момент работы ведутся круглосуточно одновременно на 400 площадках и на них задействовано 25–30 тыс. человек, трудящихся в трехсменном режиме. В настоящее время работы ведутся на 35 будущих станциях.

В этом году запланирован запуск станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии. Станция фактически уже готова, в настоящее время ведутся работы по ее интеграции в инфраструктуру линии. На Сокольнической линии вслед за запущенной в прошлом году станцией «Тропарево» появятся еще две новые – «Румянцево» и «Саларьево».

В этом году получит свое продолжение и самая глубокая и самая протяженная из ныне строящихся линий – Люблинско-Дмитровская. Она будет продолжена на север от станции «Марьина Роща». В этом году на ней должен быть введен в строй пятикилометровый участок со станциями «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». Это самая капиталоемкая, самая сложная по грунтовым условиям линия на застроенных территориях.

Проходка ведется горным способом на глубине более 80 м, работы ведет подрядчик ОАО «Мосметрострой». В 2016 году будет построен еще один пятикилометровый участок от станции «Петровско-Разумовская» со станциями «Верхние Лихоборы», «Окружная» и «Селигерская». Станция «Селигерская» будет расположена у пересечения Дмитровского и Коровинского шоссе, уже сегодня там развернуты работы.

На Замоскворецкой линии между станциями «Автозаводская» и «Коломенская» появится новая станция «Технопарк», предназначенная для транспортного обслуживания нового квартала, строящегося на бывшей территории завода «ЗиЛ». Строительство ее ведется без остановки движения по зеленой ветке в так называемые «технологические окна» – по ночам, когда нет движения поездов по тоннелям. Годом ранее так же велось строительство станции «Спартак».

Еще одна новая станция на Замоскворецкой линии должна появиться на севере, за станцией метро «Речной вокзал». Называться она будет «Ховрино». Все строительные работы там должны быть завершены до конца нынешнего года, но откроется она в начале будущего года. Несколько месяцев уйдет на интеграцию нового, современного оборудования в существующую инфраструктуру линии, построенной пять десятилетий тому назад.

Оборудование, которое применялось когда-то на старых станциях, уже не выпускается. Метрополитен не собирается консервировать старые технологии, поэтому автоматика новых станций, системы управления инженерными коммуникациями, движением составов проектируются на новой элементной базе. Но, как оказалось, интеграция систем на старой и новой элементной базе требует значительного времени. Помимо этого в организационном плане требуется согласовать регламенты действий служб метрополитена и строителей.

Именно необходимость интеграции современных систем автоматики со старыми стала причиной задержки с вводом в строй станций «Саларьево» и «Румянцево» на красной ветке, которые первоначально планировалось открыть еще в конце прошлого года. Задача интеграции автоматики на Сокольнической линии, старейшей в Москве, оказалась еще более сложной, чем на зеленой ветке.

Строительство метро в Москве – это не виданная прежде по масштабу и самая сложная из реализуемых программ в городе. Ей посвящены еженедельные штабы, которые проводит заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Строительство метро непростая задача не только потому, что прокладка подземных транспортных линий – это чрезвычайно сложная инженерная работа, но еще и потому, что она также требует увязки функционирования данного вида транспорта с десятками городских служб.

Еще одно не менее масштабное направление – дорожно-мостовое строительство. В период с 2010 по 2015 год темпы и объемы в этом секторе строительства выросли в 3–4 раза.

Сроки выполнения работ сократились в 2–3 раза по сравнению с нормативными, когда работы ведутся в стандартном односменном режиме. Теперь на строительстве дорог работают, как и в метро, в трехсменном режиме и в будни и в праздники. Именно это позволяет проводить реконструкцию городских трасс в предельно сжатые сроки, не создавая серьезных транспортных проблем.

При этом по сравнению с 2010 годом заметно сократилась (на 25–30%) и стоимость строительства.

Этого удалось добиться благодаря целому комплексу мер в части снижения стоимости проектных работ, экспертизе проекта. Снижение стоимости контракта произошло также в результате открытых торгов.

Немалое значение имеют и передовые технологии, которые стали применяться в строительстве в последнее время. Например, для прокладки тоннелей метро должны быть приобретены или взяты в лизинг или в аренду сверхбольшие проходческие щиты, диаметром 10 м. Город рассчитывает заполучить по крайней мере четыре таких агрегата. Они позволяют прокладывать не два тоннеля, а один – большой, с двумя путями. При подобном способе прокладки тоннелей станции будут не привычного нам «островного» типа с центральной платформой и двумя тоннелями по бокам, а «берегового» – с двумя платформами по бокам и путями, проходящими по центру станции.

Использовать такой, более дешевый и быстрый, способ строительства линий метро столичным властям посоветовали испанские проектировщики, работающие над созданием проектов новых станций московской подземки. Такой способ прокладки путей и строительства станций также выгоден и в тех случаях, когда наверху не имеется достаточно места, чтобы строить традиционную длинную станцию, протяженность которой в длину составляет 250–300 м. «Береговые» станции заметно короче, поскольку состоят из двух уровней. Часть помещений находится над путями и платформой. На новой Кожуховской линии на юго-востоке столицы четыре станции из восьми будут «берегового» типа.

Ввести в строй эту линию планируется в 2017 году, ее протяженность составит 16,7 км. Четыре станции там будут классического «островного» типа с платформой в центре: «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино», четыре другие – «Юго-Восточная», «Окская улица», «Стахановская» и «Нижегородская улица» – будут станциями «берегового» типа с платформами по бокам.

Станция «Косино» будет пересадочной, с нее можно перейти на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии. Ее строительство пока тормозится, из-за того что собственники территорий, расположенных над станциями, недостаточно оперативно освобождают свои участки. При этом участок от «Некрасовки» до «Косино» будет сдаваться одним этапом.

«Лужники» – вновь визитная карточка города

Среди нежилых объектов гражданского строительства, возводимых в рамках госзаказа, в этом году есть немало таких, которые имеют все шансы стать визитными карточками города.

Один из таких наиболее масштабных и зрелищных объектов, на котором сегодня проводится реконструкция, – это Большая спортивная арена (БСА) стадиона «Лужники», которую, в соответствии c требованиями FIFA, готовят к проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года.

Тестовые соревнования в рамках подготовки к мундиалю должны пройти на БСА уже летом 2017 года. Первоначально планировалось, что подрядчик – компания «Мосинжпроект» – завершит основные строительные работы к весне 2017 года.

Однако заместителем Мэра Москвы Маратом Хуснуллиным проектировщикам, подрядчикам и Департаменту строительства как заказчику была поставлена задача – завершить реконструкцию до конца 2016 года. На данный момент на объекте трудится около 2 тыс. строителей, они возводят основные конструкции трибун и подтрибунного пространства.

Выполняются работы по зачистке и приведению в должное состояние элементов крыши, которая была сооружена над стадионом в 1997 году. Также ведется проектирование новых систем, необходимых для нормального функционирования сооружения: звукоусилительных, инженерных, систем обеспечения безопасности. Работы ведутся в трехсменном режиме, в соответствии с графиком и даже с некоторым его опережением. Раз в две недели у заместителя Мэра по вопросам строительства и градостроительного развития Марата Хуснуллина проводятся совещания по проблемам, связанным с реконструкцией «Лужников». Основные работы с бетонированием, связанные с возведением конструкций трибун, должны завершиться этой осенью. Затем начнутся отделочные работы и оснащение стадиона внутренними коммуникациями и монтаж систем, необходимых для содержания игрового поля.

Парк «Зарядье»

Еще один важный объект культуры, который обещает стать новой визитной карточкой Москвы, – это парк «Зарядье» на освободившейся после сноса гостиницы «Россия» территории, буквально в двух шагах от Кремля.

В конкурсе на разработку концепции парка «Зарядье» победил интернациональный консорциум во главе с американским архитектурным бюро Diller Scofidio+Renfro. Согласно проекту, зеленая зона отдыха расположится на улицах Москворецкая и Варварка, вл. 6 и вл. 14, стр. 1 и 2, а также на Москворецкой набережной.

В процессе реализации этого проекта подрядчику предстоит решить целый ряд задач. Во-первых, собственно парк, в котором предстоит воссоздать пять типичных для нашей страны природных ландшафтов: березовую рощу, сосновый бор, степь, тундру и заливные луга. Каждый из них террасами будет спускаться с верхнего уровня участка к его нижней части (с северо-востока на юго-запад).

Второй важный объект парка «Зарядье» – филармония под уникальным стеклянным куполом. Ее здание будет возведено по проекту, созданному японским акустиком Ясухиса Тойота. На его счету почти 90 залов во всем мире. Филармония в «Зарядье» включит в себя два зала: большой на 1,5 тыс. мест и малый на 300 мест.

Также здесь будет организована пешеходная зона на Москворецкой набережной с понижением до уровня воды и сокращением полос движения автотранспорта. Район вокруг парка «Зарядье» получит комплексное развитие вместе с прилегающими историческими улицами. Ежегодно новый парк смогут посещать 12 млн человек. В настоящий момент в «Зарядье» завершаются работы по разборке фундамента, оставшегося от гостиницы «Россия». Начато строительство подземного паркинга под территорией парка и здания филармонии. Открытие «Зарядья» запланировано ко Дню города в 2017 году, когда столица будет отмечать свое 870-летие. Пока идет строительство парка, москвичи могут наблюдать за ним с созданной для этого обзорной площадки.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КростМоскапстройГлавУПДКМОЭСК
СоюзВКПНС