Page 120 - 01-03_Soderg_03-18_new.indd
P. 120

Марка Российско-
                                                            Американской
                                                            компании
                                                            номиналом 50 коп.



















                                                                          из донесения колониального начальства стало извест-
                                                                          но, что марки пришли в ветхость и не годятся к упо-
                                                            Александр
                                                            Андреевич Баранов   треблению, главное правление компании обратилось
                                                            (1746–1819 гг.),   к правительству за разрешением на замену прежних
                                                            первый Главный   марок на новые. 20 февраля 1826 г. Комитет минист-
                                                            правитель русских   ров, обсудив этот вопрос, вынес следующее решение:
                                                            поселений в
                                                            Северной Америке  «Комитет, приемля в соображение, что употребление
              из кожи тюленей или моржей. Первый их выпуск, осу-          марок в Американских наших колониях вместо ходячей
              ществленный в 1816 г., состоял из следующих номина-         монеты зависит единственно от доверенности тамош-
              лов: 10, 25, 50 коп., 1, 5, 10, 25 руб. Отметим, что        них жителей к Российско-Американской компании,
              в зависимости от своего достоинства марки различались       положил предоставить министру финансов объявить
              по размеру, форме и цвету. На лицевой стороне каждой        правлению компании, что правительство не препятству-
              купюры помещалась печать Российско-Американской             ет заменить употребляемые там марки новыми, но счи-
              компании, состоящая из государственного герба и над-        тает нужным давать на сие формальное утверждение и
              писи, которая подтверждала покровительство импера-          не приемлет на себя никакого в том ручательства».
              тора, а на обороте этого денежного знака обозначался          Только за один 1826 г. было выпущено 30 000 ко-
              номинал колониальной марки.                                 лониальных марок с учетом того, что прежние денеж-
                С появлением новых денежных знаков компания               ные знаки изымались из обращения.
              окончательно покончила с «полупаем», и, что важно             В 1834 г. компания вновь обратилась к министру
              для Российско-Американской компании, эти колониа-           финансов с пробой о разрешении очередного выпус-
              льные марки стали не только средствами обмена, но   Ново-Архангельск   ка еще одной партии марок на сумму, аналогичную
              еще и средством дальнейшего закабаления рабочих   (название города   предыдущей, однако компании было позволено заме-
                                                            Ситка на Аляске
              и служащих Российско-Американской компании. Все             нить новыми денежными знаками только прежние,
                                                            до 1867 г.) –
              дело в том, что получаемое ими жалование, которое   столица Русской   пришедшие в негодность. Руководство Российско-
              полностью выплачивалось в марках, оседало в мага-  Америки  Американской компании, воспользовавшись тем, что
              зинах компании, где товары низкого качества прода-          правительственные учреждения совершенно не конт-
              вались по высоким ценам. Покупать же у иностранных
              купцов рабочие и служащие не имели возможности,
              поскольку те отказывались принимать странные день-
              ги – марки, выпущенные не российским правительс-
              твом, а частной компанией. Вот почему вся внутренняя
              торговля в колониях составляла монополию компании,
              а она до последних дней своего существования ярост-
              но боролась за право на выпуск частных денежных
              знаков и против предложения правительства учредить
              в колониях пункты обмена марок на государственные
              денежные знаки.
                Отметим, что в течение десяти лет колониальные
              марки выпускались без правительственного разреше-
              ния. За этот период колониальных марок было выпу-
              щено на внушительную по тем временам сумму –
              42 000 руб. серебром. Однако только в 1826 г., когда


              118   Мо сков ские тор ги  03 / 2018
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124