Page 34 - Московские Торги №4
P. 34
малого объема, который еще только планируют создавать
в общероссийском масштабе. В соответствии с постановлением
Правительства Москвы № 441, принятым еще в 2013 году,
правила торгов столичных заказчиков по 223-ФЗ максимально
приближены к нормам госзаказа (на федеральном уровне это
пока сделано только для спецторгов среди субъектов МСП).
В деле электронизации столица также продвинулась значитель-
но дальше большинства регионов. По такому важному пока-
зателю, как уровень конкуренции, столица тоже существенно
опережает среднероссийские значения.
Подводя итоги 2017 года, заместитель Мэра Москвы по во-
просам экономической политики и имущественно-земельных
отношений Наталья Сергунина отметила, что уровень конку-
ренции на столичном рынке госзаказа составляет в среднем
4,8 заявок на лот, что почти вдвое выше среднего по стране.
В некоторых секторах, таких как клининговые услуги, поставки
текстильных изделий (кроме одежды), канцелярской продук-
ции и услуги дополнительного образования, этот показатель
РЕГИОНАМ ЕСТЬ С КОГО БРАТЬ ПРИМЕР
еще выше. Столичный рынок госзаказа привлекателен и для
поставщиков из других регионов страны. Так, только на долю
предпринимателей из Московской области приходится более
15% московских госконтрактов. Наталья Сергунина отметила
Руководитель Департамента города Москвы и такой важный показатель, как рост инновационных закупок.
по конкурентной политике ГЕННАДИЙ ДЁГТЕВ Так, в прошлом году их объем составил около 70 млрд руб. –
это на 25% больше, чем в 2016 году, или более 10% от всего
городского заказа. По словам вице-мэра, добиться таких
работы проекта ОНФ «За честные закупки». В числе ключевых результатов удалось в первую очередь благодаря двум клю-
тем дискуссий форума – лучшие закупочные практики в рос- чевым факторам. Первый – это перевод закупок в цифровой
сийских регионах, перспективы импортозамещения, подде- формат: так, 90% столичных заказов уже стали электронными.
ржка субъектов МСП, совершенствование ЕИС, специфика Вторым фактором стало нормирование и стандартизация заку-
закупок в отдельных отраслях и ряд других вопросов. Но, пок Москвы.
пожалуй, главной темой форума-выставки в текущем году ста- Руководитель Департамента конкурентной политики города
нет перевод тендерных процедур в электронный формат – Москвы – ДКП Геннадий Дёгтев сообщил, что по данным за
то, что называют «цифровизацией» закупок. Так, по словам прошлый год около 40% городских тендерных процедур сово-
заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна, все проце- купным объемом в 250 млрд руб. проводились по типовой
дурные сложности закупок надо погрузить в технологию; это документации. Задача на текущий год – стандартизировать
строительство перевод в электронный формат не только формы, но и содер- для участников торгов. В числе других направлений работы
50% от всего объема московских закупок (в стоимостном
позволит избежать примитивных процедурных ошибок
и заложит основу для высокой конкуренции. Следующий
выражении). Стандартизация позволяет минимизировать тру-
дозатраты заказчиков и создать понятные прозрачные правила
этап – это полная цифровизации системы закупок, то есть
Геннадий Дёгтев отметил диалог столичных властей с произво-
жания закупки, в том числе выбора оптимального поставщика.
Вместе с тем не все так просто. Так, например, еще не созданы
дителями. Он позволяет привлекать к поставкам по госзаказу
некоторые электронные базы данных, необходимые для пол-
производителей продукции и добиваться значительного сни-
ной цифровизации закупок, не завершена работа по наполне-
жения цены. Так, например, в крупнейшем московском конт-
ракте 2017 года, связанном с поставкой лекарств, начальная
нию общефедерального каталога товаров, работ и услуг – КТРУ.
А, по мнению ряда экспертов, в некоторых регионах с недо-
цена уменьшилась более чем в два раза. Кроме того, руково-
статочно развитой инфраструктурой полная электронизация
дитель ДКП отметил, что столичным властям удалось
может привести к появлению посредников между заказчиками
и мелкими поставщиками. Таким образом, хотя стратегическая
определения поставщика, способных привести к ограничению
конкуренции (в первую очередь речь идет о форме 2 аукцион-
линия на цифровизацию понятна, над деталями ее реализации
предстоит еще долго работать. в максимальной степени отказаться от формальных критериев
ной документации). И напоследок еще один впечатляющий
показатель: в 2017 году объем городского заказа у малого
ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ бизнеса составил 225 млрд руб. По словам Геннадия Дёгтева,
Между тем отметим, что целый ряд задач, стоящих перед за последние шесть лет он увеличился восьмикратно. Регионам
федеральной закупочной системой, полностью или в основ- есть с кого брать пример. Будем надеяться, что позитивный
ном решен в масштабе российской столицы. Так, например, московский опыт вскоре распространится и на другие субъек-
в Москве уже несколько лет работает собственный каталог ты РФ, а форум «Госзаказ-2018» окажет этому максимальное
товаров, работ и услуг, а также интернет-магазин для закупок содействие.
30 Мо сков ские тор ги 04 / 2018