Page 85 - Московские Торги № 12
P. 85
ООО «ПИРИТ-99»
Мы полностью восстановили историческое объемно-планировочное реше-
ние, и сегодня храм полон воздуха и света. В ходе работ произошло событие,
которому сложно найти рациональное объяснения. Дело в том, что докумен-
тов о том, каким был изначально пол в храме, не сохранилось. Наш архитек-
тор подготовил проект полов, подобрав размерность плитки, порядок ее
укладки, цветовую гамму. Каково же было наше изумление, когда, сняв плит-
ку, уложенную в 1990-е годы, и вскрыв бетон, мы обнаружили фрагменты
старых полов из белого камня и кирпича, и практически все: размер камен-
ных плит, раскладка (рисунок иными словами) оказались почти такими же,
как в нашем проекте! Более того: наш специалист предусмотрел темный фриз
вдоль стен, и выяснилось, что много лет назад там лежал фриз из чугунных
плит. Как можно так угадать – я не понимаю. Историческая живопись на сте-
нах была покрыта слоем штукатурки. За историю храма она неоднократно
поновлялась, причем при зондажах выяснилось, что поновление происходи-
ло по существующей живописи. Последнее из них датируется 1904 годом.
Сейчас частично раскрытые фрагменты исторической живописи можно ви-
деть в храме. Интересный момент: как только мы приступили к раскрытию
живописи, первым, что увидели, был лик Христа. Я настоятельно рекомен-
дую всем читателям журнала приехать на Большую Никитскую улицу и зайти
бетонных скульптурных элементов была такова, что от них отваливались в этот храм. Уверяю – вы получите большое эстетическое удовольствие.
крупные фрагменты, поэтому разбирать памятник приходилось, соблюдая
определенные меры безопасности, с предельной аккуратностью. Чтобы вер-
нуть фонтану первозданный облик, задуманный архитекторами К.Т. Топу-
ридзе и Г.Д. Константиновским, нам пришлось проделать огромную работу,
преодолев немало сложностей. Так, вместо утраченных скульптурных эле-
ментов, используя сохранившиеся в качестве моделей, были изготовлены
новые. Поверхность воссозданных элементов скульптуры полностью покрыта
мозаикой из золотой и разноцветной смальты с сохранением исторической
раскладки отдельных мозаичных элементов. Высота скульптурной компози-
ции составляет около 16 метров от уровня воды в пруду, посреди которого
он находится. Из форсунок, расположенных на фонтане, бьет 66 струй воды
разной высоты и направления. Форсунки по остям гигантского колоса стоят
не строго одна под другой, а с небольшим смещением одна относительно
другой. Одним словом, сейчас мы видим фонтан именно таким, каким он
был в 1954 году. Изменения коснулись только архитектурной подсветки –
для нее была использована современная светотехника на диодах, а сами
светильники были установлены на дне пруда вокруг скульптуры.
Отмечу еще один момент проведенных реставрационных работ: для из-
готовления несущих конструкций и крепежа была использована хромо-нике-
левая нержавеющая сталь – материал, антикоррозионные свойства которого
позволяют гарантировать длительную эксплуатацию фонтана без замены
несущих конструкций. Можно предположить, что каркас фонтана будет на-
ходиться в работоспособном состоянии более 100 лет. Конечно, потребуется
проводить какие-то профилактические работы, реставрацию мозаичного
покрытия, но не более того.
– Сергей Семенович Собянин, выступая на награждении лауреатов
конкурса «Московская реставрация – 2018», назвал ВДНХ знаковым
объектом в сфере реставрации. Работы по восстановлению памятни-
ков архитектуры, находящихся на территории главной выставки стра-
ны, продолжаются. Вы принимаете в них участие?
– Да, компания «ПИРИТ-99» в сотрудничестве с компанией «Ренессанс-
Реставрация» занимается восстановлением еще одного знаменитого объекта
на ВДНХ – фонтана «Каменный цветок».
Здесь также необходимо выполнить значительный объем работ в корот-
кие сроки, в частности: требуется заново залить разрушенные бетонные
конструкции бассейна и чаши фонтана, восстановить гидроизоляцию, отрес-
таврировать мозаичную отделку центральной скульптурной композиции,
а также гранитную облицовку фонтана и т.д. Каждый лепесток «Каменного
цветка» уникален с точки зрения рисунка и цветовых решений. Конечно,
существующие элементы мозаики из смальты имеют значительные утраты – Есть ли такой памятник, который Вам хотелось бы отреставри-
и разрушения, но реставрация в том и заключается, чтобы максимально ровать?
сохранить то, что возможно, а утраты воссоздать по сохранившейся авто- – Безусловно такие памятники есть. Так, на Новой Басманной улице
рской раскладке с использованием современной смальты. Реставрацию расположен храм Святых апостолов Петра и Павла, эскиз которого рисовал
фонтана планируется завершить к лету 2019 года, чтобы москвичи и гости сам Петр I. Сейчас здание уникального храма, единственного в своем роде,
столицы смогли не только увидеть исторический облик возрожденного пребывает в удручающем состоянии, достаточно посмотреть на белокамен-
фонтана, но и найти вблизи него спасение от летнего зноя. ный декор колокольни. Хотелось бы, чтобы он был восстановлен.
– Какими еще объектами был отмечен уходящий год? – Александр Владимирович, беседуя с Вами, невозможно не заме-
– Практически полностью завершена реставрация уникального храма тить, насколько Вы увлечены своим делом. За что Вы любите свою
Вознесения Христова на Большой Никитской улице, который известен как профессию?
«Малое Вознесение». В настоящее время продолжается реставрация живо- – Ответ очень простой – за творчество. Когда ты приступаешь к реставра-
писи, которую планируется закончить в 2019 году. Храм был построен в XVII ции какого-либо памятника, ты не знаешь, какие интересные открытия
веке, в советское время в нем располагались реставрационные мастерские. тебя ждут впереди, как они повлияют на проектные решения. Реставрация –
После завершения работ эта небольшая церковь «заиграла» совершенно это всегда творческий процесс.
по-другому. Фасад ее теперь выглядит так, как это было в XIX столетии,
а колокольня приобрела облик классической русской колокольни XVII века. – Благодарю Вас за интересную беседу!
12 / 2018 Мо сков ские тор ги 83