Page 62 - Московские Торги №04-06
P. 62
замысел создателей, и мы восстановили позолоту имен-
но такой, какой она была на момент открытия фонтана.
Чрезвычайно кропотливой была и работа по демонтажу
скульптур «Дружбы народов» и элементов «Каменного цвет-
ка» и перемещению их в реставрационные мастерские.
Не менее сложной оказалась работа, связанная с восстанов-
лением инженерной системы подачи воды, ведь в одном толь-
АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ: «ПАВИЛЬОНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯДРА ВДНХ
ко фонтане «Дружба народов» 998 струй.
– Некоторые из исторических павильонов меняют
свое назначение, так, например, в павильоне «Атомная
энергетика» («РСФСР») расположился главный город-
ской МФЦ. Многие, сохраняя выставочное назначение,
ВСТРЕЧАЮТ 80-ЛЕТИЕ ВЫСТАВКИ ОБНОВЛЕННЫМИ»
меняют наполнение. Не мешает ли новое назначение
восприятию исторического интерьера? Не нарушат ли
целостность восприятия новые объекты – парк аттрак-
ционов с колесом обозрения и модернизированный
экспокомплекс?
– Что же касается облика ВДНХ в целом, то территория
выставки развивалась и модернизировалась всегда, и изна- – Какие обретения считавшихся ранее утраченными
чальная выставка 1939 года совсем не похожа на выставку, предметов искусства и интерьера были сделаны в про-
какой она стала после реконструкции 1954 года. В середи- цессе реставрации?
не 70-х годов на ней появились здания в стиле советского – Открытия, которые мы делаем в процессе реставрации
модернизма, самое известное из которых «Монреальский выставки на протяжении всех пяти лет, нас удивляют и, конеч-
павильон». И историческое ядро, и планировочная структура но, заставляют по-новому смотреть на историю ВДНХ. Самой
ВДНХ остаются такими, какими они были намечены в конце большой находкой стало раскрытие горельефа работы Евгения
1930-х годов в проектах Вячеслава Олтаржевского. А разви- Вучетича «Знаменосцу мира – советскому народу слава!»
вается выставка так же, как и сама российская столица, отли- в Центральном павильоне в апреле 2014 года, а также живо-
чительной особенностью которой является сосуществование писного панно «II Съезд колхозников и ударников». В этом
в одном пространстве строений разных стилей и эпох. При году в павильоне № 42 «Животноводство» в процессе под-
этом важным и ценным является, что до нас дошел историче- готовки здания к реставрации нашли неизвестную ранее кар-
ский центр выставки с большинством исторических павильо- тину художника-соцреалиста Бориса Щербакова под назва-
нов 1954 года. нием «Молочно-мясное производство в СССР», написанную
Что касается наполнения исторических павильонов, то боль- в 1958 году. Изначально монументальное полотно размером
шая часть их сохранит прежнее выставочное назначение. Если четыре на пять метров украшало один из залов павильона № 1
павильон будет приспособлен под новый функционал, как, «Центральный». Однако в 1960-х годах после смены экспо-
культурное наследие
например, «Атомная энергетика» («РСФСР»), то при условии зиции его перенесли в павильон № 42 и благополучно о нем
сохранения внутреннего облика, предмета охраны грамотной забыли. При реконструкции павильона № 6, который будет
реставрации, это не повредит его правильному восприятию. носить имя «Абхазия», а прежде назывался «Химия», а еще
Открывшийся в декабре 2018 года после реставрации пави- раньше – «Литовская ССР», под кирпичной кладкой были
льон № 71, в котором ныне расположился центр «Мои доку- обнаружены исторические барельефы на тематику сельско-
менты», со стороны фасада восстановлен в том виде, какой он го хозяйства Литовской ССР (один из них – с изображением
имел на момент сооружения в 1954 году с раскрытием под- доярки и свинарки). При переоборудовании павильона
линного картуша и живописи, а также реставрацией сохранив- в 1969 году барельефы аккуратно заложили кирпичом, благо-
шихся интерьеров. даря чему они сохранились.
Я считаю, что, поскольку мы живем не в музейных декора-
циях, а в живом динамичном мегаполисе, у граждан кото- – Если вести речь о другом типе находок – находках
рого есть реальные потребности, использование павильона археологических, то хотелось бы узнать, как строятся
под головной городской офис системы МФЦ «Мои доку- отношения департамента со строительными органи-
менты» – это намного лучше, чем сдача его площадей под зациями, занимающимися строительством и рекон-
торговлю, именно это практиковалось в 90-е и начале нуле- струкцией в исторической части города? Что делается
вых годов. Тогда о сохранности исторических зданий никто для того, чтобы до начала работ извлечь то, что хранит
не заботился, и они постепенно приходили в запустение. культурный слой?
В настоящий момент павильоны не просто реставрируются, – В городе с 2017 года действует закон, в соответствии
они приспосабливаются под современное круглогодичное с которым культурный слой в границах Камер-Коллежского
использование. А ждать получения нужных вам документов вала признан выявленным объектом культурного наследия. Это
куда приятней в историческом интерьере, чем в безликом означает, что при любых строительных, землеустроительных
офисе. работах или благоустройстве, связанных со снятием слоя грун-
60 Мо сков ские тор ги