Page 61 - Московские Торги №3-4 за 2023 год
P. 61
технологии
толога и фельдшер, либо один врач и один фельдшер. Данные В 2012 году авиационная группа санитарных вертолетов обес-
о его состоянии передаются по рации – для этого работают печивала оказание медицинской помощи при подготовке и про-
диспетчеры, и врачи принимающего лечебного учреждения ведении XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр.
уже знают, что с человеком и какая специальная медицинская С 2015 года начался новый этап в санитарной авиации
помощь ему нужна. Москвы. Из Троицкого и Новомосковского административных
округов больных с инфарктами, инсультами и другими тяже-
иСТОРия ВОпРОСА лыми заболеваниями, требующими экстренной медицинской
Санитарная авиация в Москве появилась не сегодня. Ме- помощи, стали доставлять с помощью санитарных вертолетов в
дицинские вертолеты спасали москвичей и гостей столицы, медучреждения столицы.
попавших в ДТП либо другую чрезвычайную ситуацию, еще в Важным этапом в развитии санитарной авиации Москвы
1990-е годы. В то время для воздушной «скорой» при боль- стала организация круглосуточного дежурства воздушных судов
ницах строились вертолетные площадки, отбирались лучшие в 2018 году. Для полетов в ночное время была разработана
пилоты и врачи. Но тогда в стране царила полная неразбериха особая методика и проведена дополнительная подготовка лет-
с формой собственности. Отсюда – и размытое понятие о чувс- ного состава.
тве ответственности. Специалисты воздушых судов числились
в разных организациях, городу вертолеты не принадлежали, пРиНЦипы ОРгАНиЗАЦии
потому организовать процесс воздушной «скорой» было невоз- САНиТАРНОй АВиАЦии В мОСкВе
можно. Воздушный флот МАЦ базируется на аэродроме «Остафьево».
Только в 2009 году Правительство Москвы закупило собст- Ежедневно вертолеты разлетаются по площадкам — воздушные
венные вертолеты для оказания скорой медицинской помощи. суда дежурят при городской клинической больнице № 15 имени
Город передал вертолеты и построенные вертолетные площадки О.М. Филатова и ГКБ № 79 имени С.С. Юдина. Там вместе с эки-
в оперативное управление Московского авиационного цент- пажем машины находятся в режиме готовности, чтобы подняться
ра (МАЦ), который, в свою очередь, заключил соглашение с в воздух сразу, как только поступит вызов. Всего в оперативном
Департаментом здравоохранения о сотрудничестве и привле- управлении авиацентра 26 мест для возможной посадки вертоле-
чении врачей для более эффективной помощи пострадавшим. та, 21 из них расположено на территории ТиНАО, еще 5 — в дру-
Тогда же было подписано соглашение Московского авиаци- гих административных округах. Помимо ГКБ имени С.С. Юдина
онного центра с Центром экстренной медицинской помощи и ГКБ имени О.М. Филатова площадки оборудованы при ГКБ
(ЦЭМП), сформированы совместные авиамедицинские бри- имени А.К. Ерамишанцева и Научно-исследовательском институте
гады и начались полеты по оказанию экстренной медицинской неотложной детской хирургии и травматологии, а также на 35-м
помощи жителям столицы. километре МКАД.
Вертолеты дежурят круглосуточно. Пилоты прибывают на
утреннюю смену в «Остафьево». Работать в санитарной авиации
непросто, поскольку не только пилотам, но и врачам нужно пройти
соответствующую подготовку, быть в хорошей физической форме.
Поэтому перед дежурством весь экипаж, в том числе и врачи,
посещают доктора, который делает заключение о состоянии здо-
ровья. Затем – изучение воздушной метеорологической обстанов-
ки. И только потом принимают авиационную технику и вылетают
на площадки. Рабочий день — 12 часов. После вертолет вновь
отправляется на аэродром, где его принимает следующая смена.
Постоянно дежурят три экипажа — два днем и один ночью.
Причем ночные дежурства проводятся только в Москве. Работать
ночью — особая задача, ведь в темноте труднее распознавать
препятствия, особенно в мегаполисе. Помешать снижению могут
подъемные краны, электрические провода, высотные здания,
поэтому специалистов обучают дополнительно. Летать ночью
могут практически все пилоты МАЦ. Для лучшей видимости с воз-
духа вертолетные площадки оснастили радиосветотехническим
оборудованием.
Рядом с МАЦ – здание диспетчерского пункта. Здесь находятся
специалисты авиацентра, которые помогают пилотам с земли,
обеспечивают их всей необходимой информацией. Это данные о
направлении и скорости ветра, давлении, состоянии и готовности
вертолетной площадки.
В перспективе планируется расширение сферы деятельности
санитарной авиации Москвы, для чего уже сейчас при больницах
строятся вертолетные площадки и закупается необходимое обо-
рудование для их эксплуатации.
Московские торги