Page 162 - Московские Торги № 6
P. 162

инновации



               сетевых эффектов современных инновационных рынков.   будет серьезно пересмотрено понятие доминирующего положе-
               Очевидно, что он работает в пользу крупнейших компаний.   ния: с принятием пакета сотрудники ФАС станут учитывать
                 Согласно оценкам ФАС, внедрение цифровых платформ   не только традиционные факторы (доля на рынке), но и сетевые
               с сетевыми эффектами позволяет обеспечивать снижение про-  эффекты, оказывающие влияние на общие условия обращения
               изводственных и транзакционных издержек, а значит, за этими   продукции на рынке и способные привести к доминированию.
               платформами будущее. По словам Артема Молчанова, цифровые   В частности, речь идет об обеспечении недискриминационного
               платформы существенно сократили роль посредников, значитель-  доступа к цифровым платформам и к информации о потребите-
               но повысили роль информации, минимизировали роль географи-  лях, играющей важную роль в анализе рынков. Кроме того,
               ческих границ, приведя к возникновению глобального рынка.   в российское законодательство может быть включено ныне
               В то же время сетевые эффекты могут оказывать влияние   отсутствующее понятие о «ценовых алгоритмах», с помощью кото-
               на условия обращения высокотехнологической продукции на   рых компании проводят анализ рынков. В принципе, в том, что
               рынке и обеспечивать доминирующее положение определенных   хозяйствующие субъекты используют подобные инновационные
               компаний; это может быть использовано в противоправных целях,   решения, нет ничего плохого. Однако в ряде случаев ценовые
               в частности, для ограничения конкуренции. В качестве примеров   алгоритмы применяются для борьбы с конкурентами, в том числе
               можно упомянуть громкие дела ФАС против транснациональных   с появлением признаков картельного сговора. То есть речь идет
               корпораций Google и Microsoft, о которых говорила начальник   не о запрете самих алгоритмов, а о предотвращении их использо-
               Управления регулирования связи и информационных технологий   вания в целях ограничения конкуренции.
               ФАС Елена Заева. Суть первого дела в том, что Google добил-  Выступавшие в рамках мероприятия представители Ассоциации
               ся самого широкого распространения во всем мире (включая   антимонопольных экспертов в целом придерживались тех
               Россию) операционной системы – ОС Android для мобильных   же подходов, что и ФАС. Так, директор Института права и развития
               устройств, а затем стал диктовать свои условия производителям   Высшей школы экономики Алексей Иванов сделал доклад на тему
               этих устройств, работающих на данной платформе. В результате   методологических основ цифровой экономики. В частности,
               производители не могли устанавливать сервисы компаний-конку-  он предлагал включить интеллектуальные права в сферу антимо-
               рентов Google, в частности, российского «Яндекса». Суть второго   нопольного регулирования, учитывать ограниченности ресурсов
               дела: установление компанией Microsoft в ОС Windows 10 соб-  при анализах рынков, а также влияние глобальных рынков
               ственной антивирусной программы, удалявшей аналогичное про-  на состояние конкуренции. А адвокат бюро «Егоров, Пугинский,
               граммное обеспечение других производителей. В результате рос-  Афанасьев и партнеры» Денис Гаврилов говорил о необходимости
               сийский производитель антивирусов «Лаборатория Касперского»   использования новых количественных показателей для расчета
               обратился в ФАС. Налицо явное ограничение конкуренции: если   доли рынка, включив в них такие значимые для IT данные, как
               у меня нет своей собственной, распространенной во всем мире   объем трафика, количество поисковых запросов и т.д. Подводя
               ОС, то я не могу свободно конкурировать на рынках антивирус-  итог, скажем, что стремительно распространяющиеся IT-иннова-
               ных программ или мобильных приложений. Отметим, что ФАС   ции несут в себе не только блага, но и определенные проблемы,
               удалось добиться уступок от двух упомянутых гигантов мирового   минимизировать негативные последствия которых должно обнов-
               бизнеса в их работе на российском рынке. Однако ограничить   ленное антимонопольное законодательство.
               негативное воздействие сетевых эффектов удается далеко
               не всегда: нередко этому мешает само российское законодатель-
               ство, недостаточно приспособленное к новым реалиям цифровой
               экономики.

               АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ ЦИФРОВЫХ
               РЫНКОВ
                  Изменению ситуации к лучшему должно способствовать приня-
               тие пятого антимонопольного пакета, разработанного в ФАС.
               Речь идет о новой масштабной реформе законодательства,
               прежде всего Закона №135-ФЗ о защите конкуренции, причем
               львиная доля поправок будет касаться сферы IT. Выступая
               в рамках круглого стола, заместитель руководителя ФАС Сергей
               Пузыревский рассказал о некоторых, предложенных в новом
               антимонопольном пакете изменениях, связанных с регулировани-
               ем рынков цифровой экономики и предотвращением негативных
               последствий упомянутых выше сетевых эффектов. Одной из глав-
               ных новаций станет отмена прописанных в действующей редак-
               ции 135-ФЗ антимонопольных иммунитетов для интеллектуаль-
               ной собственности. По словам замруководителя ФАС, российское
               антимонопольное законодательство продолжает оставаться
               на некоем доисторическом уровне; существующие иммунитеты
               для интеллектуальной собственности сдерживают развитие кон-
               куренции в условиях цифровой экономики. В законодательстве


               160    Мо сков ские тор ги 06 / 2018
   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167