Page 48 - МОСКОВСКИЕ ТОРГИ №12 2019 г.
P. 48
фоторепортаж
Страницы истории
История моста уходит своими корнями
в глубокое прошлое. Еще в 1498 году на этом
месте существовал наплавной мост от Твер-
ской дороги к Серпуховской.
Составляющие его бревна лежали прямо
на воде. Они гнили и требовали частой за-
мены, а во время половодья мост нужно
было разбирать, чтобы поднявшаяся вода
не снесла его. На это время две части города
были фактически лишены связи. Конечно,
в те времена движение в Москве было не
такое, как сейчас, но определенные труд-
ности все равно ощущались.
В 1789 году на месте наплавного моста
был построен деревянный свайный мост. Он
исправно выполнял свои обязанности, но
поскольку был деревянным, то через нес-
колько десятилетий устарел и местами при-
шел в негодность.
Для укрепления конструкции в 1829 году
мост был реконструирован. На нем поя-
вились каменные быки трех деревянных
пролетов по 28 м каждый. Однако мост
по-прежнему оставался по большей части
деревянным. А как известно, сооружения из
дерева всегда подвергаются повышенному
риску возникновения пожара. Именно это
и произошло в 1870 году. Мост сгорел и после
был отстроен заново и открыт в 1872 году уже
с металлическими пролетами.
В соответствии с принятым в 1935 году
Генеральным планом реконструкции Москвы
Москворецкую излучину Москвы-реки долж-
ны были пересечь пять новых мостов –
Крымский, Большой Каменный, Большой
Москворецкий, Большой Устьинский и Боль-
шой Краснохолмский.
Хотя все мосты сохраняли исторические
названия, осевые направляющие их полотен
корректировались с тем расчетом, чтобы
прокладываемые от них улицы веерообраз-
но сходились к центру на Добрынинской пло-
щади.
Поскольку именно в те годы Москва-река
через канал была соединена с Волгой, то для
пропуска волжских судов высота всех мостов
поднималась над водой до 14 м. Согласно
Генплану, Большой Москворецкий мост зани-
мал центральное место среди возводимых
мостов – выходящая на него Большая Ордынка
должна была стать головным участком южного
луча север – юг, улицу планировали спрямить
и увеличить ее ширину до 60 м.
Однако эти планы не нашли своего вопло-
щения – помешала война. А после ее оконча-
ния нужно было восстанавливать то, что было
разрушено, средств на перестройку столицы
уже не оставалось. Но мост остался нам
как напоминание о тех временах, а после
реконструкции будет еще долго служить
москвичам.
46 Мо сков ские тор ги