Page 41 - Московские Торги №3
P. 41
строительство
Старым каменным подразумевался
Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой
башни Кремля). Со временем за мостом
утвердилось современное название.
Исторический мост имел длину 170 м,
а ширину – 22 м, в нем было 8 арок.
Средние служили для пропуска пло-
тов и лодок и имели пролеты до 15 м.
Перед мостом на замоскворецкой сторо-
не была устроена предмостная башня –
Шестивратная, имевшая, как показыва-
ет название, шесть воротных проемов,
а также несколько пирамидальных яру-
сов, соотнесенных с ярусами Боровицкой
башни Кремля, и два венчающих шатра,
увенчанных двуглавыми орлами. Кроме
того, на мосту были сооружены лавки
и прочие строения.
Средства, потраченные на строитель-
ство моста, так поразили современни-
ков, что возникла поговорка, бытовавшая
в Москве более полутораста лет: «Доро-
же Каменного моста!» (о ценности и до-
роговизне чего-либо).
В весеннее наводнение 1783 года мост
сильно пострадал. В августе 1786 года
мост вновь пострадал от наводнения.
Ввиду этого были проведены ремонтные
работы. В ходе реконструкции, продол-
жавшейся до 1792 года и обошедшейся
в 213 тыс. рублей, мост был укреплен,
все лавки снесены, Шестивратная башня
разобрана, а по бокам были устроены
перила.
В середине 1850-х годов обветшав-
ший мост было решено снести, что и
было сделано с большим трудом ввиду
прочности кладки. В 1858 году на месте
разобранного моста инженером Н.Н. Во-
скобойниковым по проекту полковника
Танненберга был выстроен новый, пер-
вый в Москве металлический трехпро-
летный мост.
В 1938 году несколько ниже по течению
реки был построен современный мост
(инженер Н.Я. Калмыков, архитекторы
В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус).
Однако поскольку узкая улица Ленивка
затрудняла подъезд к нему, построенный
В 1643 году по указу царя Михаила 1687 годах по инициативе царевны мост был перенесен выше и поставлен
Федоровича мастером из Страсбурга Софьи и Василия Голицына по старому возле Боровицкой башни, где и пребыва-
Ягоном Кристлером начато строитель- образцу Кристлера. Этим проектом занял- ет сейчас.
ство первого постоянного каменного ся «мостового каменного дела мастер» Большой Каменный мост является
моста через Москву-реку у Всехсвятских монах Филарет. излюбленным местом прогулок москви-
ворот. После смерти царя и мастера стро- После достройки в 1692 году мост чей и гостей столицы. С него открывается
ительство было прекращено, так как план получил имя Всехсвятского. Кроме того, вид на Кремль, храм Христа Спасителя,
сочли слишком смелым и дорогим. Оно мост имел и другие имена, такие как Дом на набережной и другие достопри-
было возобновлено и завершено в 1682– Берсеневский и Новый каменный (под мечательности города.
Мо сков ские тор ги 39