Page 41 - Московские Торги №3
P. 41

строительство




                                                                                     Старым  каменным   подразумевался
                                                                                     Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой
                                                                                     башни Кремля). Со временем за мостом
                                                                                     утвердилось современное название.
                                                                                       Исторический мост имел длину 170 м,
                                                                                     а ширину – 22 м, в нем было 8 арок.
                                                                                     Средние служили для пропуска пло-
                                                                                     тов и лодок и имели пролеты до 15 м.
                                                                                     Перед мостом на замоскворецкой сторо-
                                                                                     не была устроена предмостная башня –
                                                                                     Шестивратная, имевшая, как показыва-
                                                                                     ет название, шесть воротных проемов,
                                                                                     а также несколько пирамидальных яру-
                                                                                     сов, соотнесенных с ярусами Боровицкой
                                                                                     башни Кремля, и два венчающих шатра,
                                                                                     увенчанных двуглавыми орлами. Кроме
                                                                                     того, на мосту были сооружены лавки
                                                                                     и прочие строения.
                                                                                       Средства, потраченные на строитель-
                                                                                     ство моста, так поразили современни-
                                                                                     ков, что возникла поговорка, бытовавшая
                                                                                     в Москве более полутораста лет: «Доро-
                                                                                     же Каменного моста!» (о ценности и до-
                                                                                     роговизне чего-либо).
                                                                                       В весеннее наводнение 1783 года мост
                                                                                     сильно пострадал. В августе 1786 года
                                                                                     мост вновь пострадал от наводнения.
                                                                                     Ввиду этого были проведены ремонтные
                                                                                     работы. В ходе реконструкции, продол-
                                                                                     жавшейся до 1792 года и обошедшейся
                                                                                     в 213 тыс. рублей, мост был укреплен,
                                                                                     все лавки снесены, Шестивратная башня
                                                                                     разобрана, а по бокам были устроены
                                                                                     перила.
                                                                                       В середине 1850-х годов обветшав-
                                                                                     ший мост было решено снести, что и
                                                                                     было сделано с большим трудом ввиду
                                                                                     прочности кладки. В 1858 году на месте
                                                                                     разобранного моста инженером Н.Н. Во-
                                                                                     скобойниковым по проекту полковника
                                                                                     Танненберга был выстроен новый, пер-
                                                                                     вый в Москве металлический трехпро-
                                                                                     летный мост.
                                                                                       В 1938 году несколько ниже по течению
                                                                                     реки был построен современный мост
                                                                                     (инженер Н.Я. Калмыков, архитекторы
                                                                                     В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус).
                                                                                     Однако поскольку узкая улица Ленивка
                                                                                     затрудняла подъезд к нему, построенный
                В 1643 году по указу царя Михаила   1687 годах по инициативе царевны   мост был перенесен выше и поставлен
              Федоровича мастером из Страсбурга   Софьи и Василия Голицына по старому   возле Боровицкой башни, где и пребыва-
              Ягоном Кристлером начато строитель-  образцу Кристлера. Этим проектом занял-  ет сейчас.
              ство первого постоянного каменного   ся «мостового каменного дела мастер»   Большой Каменный мост является
              моста через Москву-реку у Всехсвятских   монах Филарет.                излюбленным местом прогулок москви-
              ворот. После смерти царя и мастера стро-  После достройки в 1692 году мост   чей и гостей столицы. С него открывается
              ительство было прекращено, так как план   получил имя Всехсвятского. Кроме того,   вид на Кремль, храм Христа Спасителя,
              сочли слишком смелым и дорогим. Оно   мост имел и другие имена, такие как   Дом на набережной и другие достопри-
              было возобновлено и завершено в 1682–  Берсеневский и Новый каменный (под   мечательности города.


                                                                                             Мо сков ские тор ги 39
   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46