Page 45 - Московские Торги №10
P. 45
«Гормост» – 85 лет
Центральное место среди возводимых мостов, соглас- После окончания войны все силы предприятия были направ-
но Генплану реконструкции Москвы, занимал Большой лены на мирное созидание, восстановление и дальнейшее раз-
Москворецкий мост, одним из авторов проекта которого был витие городского хозяйства столицы. В городе велись масштаб-
известный архитектор Алексей Щусев. Большой Москворецкий ные работы по реконструкции городских магистралей, включая
стал первым железобетонным мостом над Москвой-рекой, строительство и реконструкцию старых путепроводов, пере-
он отличается монументальностью и лаконичностью. С этого кладку сетей подземных коммуникаций, прокладку водосто-
моста открываются прекрасные виды на ансамбль Московского ков, перепланировку шоссе, укладку новых асфальтобетонных
Кремля, собор Василия Блаженного и другие памятники исто- покрытий шириной от 18 до 36 метров, озеленение, устрой-
рии и архитектуры. Свое место в ряду визитных карточек ство наружного освещения и многое другое. Развивалось и
столицы, без которых наш город уже невозможно себе пред- жилищное строительство, прокладывались новые линии мет-
ставить, заняли также Большой Каменный и Крымский мосты. рополитена. Возникла необходимость в мосте, который соеди-
Трехпролетный висячий Крымский мост, строительство кото- нил бы Ленинские горы с «Лужниками». Таким стал первый
рого было завершено в 1938 году, производит впечатление в столице двухъярусный мост – «Лужнецкий» метромост. Он
необычайно легкого и воздушного сооружения, однако он был построен из сборных железобетонных конструкций весом
весит около 10 тысяч тонн! Его конструкция уникальна: четы- до 45 тонн, что стало новым словом в мировом мостостроении.
ре пилона соединены между собой не балками, а цепями, Функциональное решение позволяет осуществлять движение
закрепленными на концах моста, а дорожное полотно как бы по мосту автомобильного транспорта, поездов метрополитена
подвешено на металлических тросах-вантах. и пешеходов.
Когда началась Великая Отечественная война, многие муж- В 1960-е годы трудами специалистов «Гормоста» в Моск-
чины ушли на фронт. На их рабочие места пришли женщины, ве появился целый ряд новых мостов: Автозаводский, Красно-
пенсионеры и подростки. Многие объекты, за которые отвечал пресненский, Нагатинский, Ленинградский и многие другие.
«Гормост», прежде всего мосты, тоннели, путепроводы, стали Разнообразие и оригинальность архитектуры, некая элегант-
иметь стратегическое оборонное значение, ответственность за ность, надежность и безопасность – все эти качества в пол-
их содержание и ремонт значительно возросла. По поста- ной мере присущи столичным мостам. При их возведении
новлению Государственного Комитета Обороны СССР мосты внедрялись разнообразные инженерные и конструктивные
были замаскированы. Благодаря этому ни один мост не был решения, инновационные материалы, новые методы монтажа,
разрушен во время вражеских бомбежек. «Несмотря на огром- которые потом стали применяться во всем мире. Так, впервые
ные трудности, вызванные войной, все задачи, стоящие перед использованная «Гормостом» при строительстве Автозаводского
«Гормостом», были выполнены, – говорит руководитель ГБУ моста навесная сборка получила за рубежом название «русский
«Гормост» Юрий Анатольевич Иванков. – Мы гордимся подви- метод». А при возведении Краснопресненского моста специа-
гом наших работников в годы войны, всегда будем помнить их листы треста применили зубчатые клеевые стыки – также пер-
героизм и мужество». выми в мире.
Мо сков ские тор ги 43