Page 55 - Московские Торги №1-2 зв 2021 г.
P. 55

наследие




              ется важным культурным памятником.   рон напоминают нос и корму, вереница   лотой, —  больше  500  осветительных
              Там появились кафе, новые современ-  колонн — огороженную палубу, а шпиль   приборов, находившихся в неудовлет-
              ные лавочки, уменьшенная копия кана-  со звездой на башне — это мачта, на   ворительном состоянии. За 80 лет они
              ла имени Москвы, где дети запускают   которую еще не водрузили парус. Общая   деформировались, на стеклянных пла-
              бумажные кораблики, а также сухой све-  площадь трехэтажного здания составляет   фонах появились трещины и сколы, кре-
              тодинамический фонтан. Он вновь стал   5,3 тыс. кв. м, протяженность вдоль бере-  пежи были частично утеряны, внутренние
              транспортным объектом и местом, где   га — 150 м. К причалу спускается парад-  каркасы проржавели, а электропроводка
              москвичи могут отдыхать круглый год.   ная лестница.                   нуждалась в замене. Специалисты утра-
              Кроме того, вокзал-дворец можно снова   Однако с начала 1990-х годов речные   ченные элементы воссоздали, а разбитые
              использовать для киносъемок и про-  перевозки стали стремительно сокра-  плафоны заменили новыми.
              ведения важных общегородских меро-  щаться, что стало основной причиной   Были приведены в порядок также не
              приятий. Музей в здании вокзала станет   упадка вокзала. Одно время красивейшее   работавшие долгие годы исторические
              точкой притяжения всех интересующихся   здание использовали как рынок. Здесь   фонтаны «Север» и «Юг» во внутренних
              историей московского транспорта. Речная   размещались ларьки, в не пригодных для   дворах вокзала. На их восстановление
              навигация в московской акватории теперь   торговли помещениях были камеры хра-  ушел почти год.
              будет открываться и закрываться на   нения и склад мебели. Здание начало   Кроме того, были капитально отре-
              Северном речном вокзале.            крениться, в нем нельзя было находиться,   монтированы все 17 причалов вокзала.
                                                  и в 2010 году его закрыли.         Во время работ специалисты выровняли
              ЧТО БЫЛО                                                               уровень дна (сейчас глубина у причалов
                Здание было построено по проекту архи-  ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО    составляет от 2,1 до 3,6 м), расчистив
              текторов Алексея Рухлядева и Владимира   ОБЛИКА                        его от бытового и строительного мусора.
              Кринского в 1933–1937 годах одновре-  Если говорить о характере и объеме   Также заменили систему отбойных уст-
              менно с каналом имени Москвы, еще до   выполненных работ, то проект реставра-  ройств причаливания судов 1937 года на
              заполнения Химкинского водохранили-  ции разработан по заказу Правительства   современную и обеспечили электроснаб-
              ща. Главная тема в архитектурно-худо-  Москвы. В ней принимали участие око-  жение пришвартованных судов от бере-
              жественном оформлении Северного реч-  ло 400 архитекторов-реставраторов со   говой сети.
              ного вокзала — представление Москвы   всей России, а на строительстве труди-  На вокзале можно будет отдохнуть в
              как порта 5 морей. Благодаря откры-  лись около 800 рабочих. Процесс по-  любое время года. Для этого в здании
              тию канала имени Москвы речные суда,   стоянно контролировали специалисты   открылся ресторан «Волга-Волга» — на
              отправлявшиеся отсюда, могли дойти   Департамента культурного наследия го-  том же месте, где он располагался в совет-
              до пяти морей: Азовского, Черного,   рода Москвы.                      ское время. На крыше будет работать
              Каспийского, Балтийского и Белого.   В первую очередь были проведены   смотровая площадка, откуда открывается
                Башню вокзала завершает 27-метро-  неотложные противоаварийные работы.   панорамный вид на Химкинское водо-
              вый металлический шпиль с подвижным   Нестабильные основания и фундамент   хранилище. Также сделаны исторический
              механизмом. Согласно проекту, с нача-  вокзала усилили инъекционным методом.   зал ожидания и регулярно обновляемая
              лом навигации он должен выдвигаться   Также укрепили несущие конструкции   выставка музея «Московский транспорт».
              из башни, а по ее окончании убираться   здания — колонны, стены, перекрытия.  На набережной открылись кассы по
              внутрь, опуская и поднимая венчающую   Затем начали воссоздавать истори-  продаже билетов на экскурсионно-про-
              шпиль золотую звезду. В реальности же   ческий облик и планировку вокзала с   гулочные маршруты, торговый павильон
              механизм спуска и подъема звезды запус-  максимальным сохранением ориги-  с сувенирами, а также рестораны и кафе.
              кался всего несколько раз. Теперь, после   нальных элементов памятника. Стали   К следующему летнему сезону в южной
              реставрации, металлический шпиль будет   выглядеть как и в 1930-х годах, сразу   части набережной для посетителей откро-
              работать так, как задумали архитекторы в   после постройки здания, башенные часы.   ют зону отдыха с тремя бассейнами с по-
              1930-е годы.                        Утраченный механизм заменили новым,   догревом.
                Да и само здание вокзала представ-  который работает при помощи современ-  Теперь Северный речной вокзал может
              ляет собой уникальный памятник архи-  ных средств автоматизации. Также отрес-  принимать или отправлять до четырех
              тектуры регионального значения и один   таврированы знаменитые панно с изоб-  судов одновременно и до 24 судов
              из узнаваемых символов Москвы, кото-  ражениями девяти шлюзов канала имени   в сутки. Как и в лучшие годы, пропуск-
              рый можно увидеть во многих отечест-  Москвы, панно и витражи с государствен-  ная способность вокзала составит свыше
              венных кинофильмах — «Волга-Волга»,   ными гербами советских республик.  1,5 млн пассажиров за сезон. Основные
              «Новая Москва», «Коллеги», «Гонки по   Пожалуй, самой кропотливой частью   направления навигации — Санкт-
              вертикали», «По семейным обстоятельст-  работ стало восстановление золотой звез-  Петербург, Ярославль, Казань, Нижний
              вам» и др. Здание напоминает огромный   ды — главного декоративного элемента   Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону,
              двухпалубный корабль. Его композиция   вокзала, которая венчала шпиль. В августе   Волгоград, Плес, Череповец, Углич,
              строго симметрична. Центральная часть   прошлого года звезда вновь вернулась на   Кострома, Самара, Саратов, Городец,
              с главным входом и башней — это кор-  свое историческое место.         Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев. Москва
              пус корабля с каютами, открытые галереи   В интерьерах вокзала сохранились люс-  вновь может называться портом пяти
              с фонтанами с северной и южной сто-  тры и бра 1937 года, покрытые позо-  морей.


                                                                                             Мо сков ские тор ги     53
   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60