Page 55 - Московские Торги №1-2 зв 2021 г.
P. 55
наследие
ется важным культурным памятником. рон напоминают нос и корму, вереница лотой, — больше 500 осветительных
Там появились кафе, новые современ- колонн — огороженную палубу, а шпиль приборов, находившихся в неудовлет-
ные лавочки, уменьшенная копия кана- со звездой на башне — это мачта, на ворительном состоянии. За 80 лет они
ла имени Москвы, где дети запускают которую еще не водрузили парус. Общая деформировались, на стеклянных пла-
бумажные кораблики, а также сухой све- площадь трехэтажного здания составляет фонах появились трещины и сколы, кре-
тодинамический фонтан. Он вновь стал 5,3 тыс. кв. м, протяженность вдоль бере- пежи были частично утеряны, внутренние
транспортным объектом и местом, где га — 150 м. К причалу спускается парад- каркасы проржавели, а электропроводка
москвичи могут отдыхать круглый год. ная лестница. нуждалась в замене. Специалисты утра-
Кроме того, вокзал-дворец можно снова Однако с начала 1990-х годов речные ченные элементы воссоздали, а разбитые
использовать для киносъемок и про- перевозки стали стремительно сокра- плафоны заменили новыми.
ведения важных общегородских меро- щаться, что стало основной причиной Были приведены в порядок также не
приятий. Музей в здании вокзала станет упадка вокзала. Одно время красивейшее работавшие долгие годы исторические
точкой притяжения всех интересующихся здание использовали как рынок. Здесь фонтаны «Север» и «Юг» во внутренних
историей московского транспорта. Речная размещались ларьки, в не пригодных для дворах вокзала. На их восстановление
навигация в московской акватории теперь торговли помещениях были камеры хра- ушел почти год.
будет открываться и закрываться на нения и склад мебели. Здание начало Кроме того, были капитально отре-
Северном речном вокзале. крениться, в нем нельзя было находиться, монтированы все 17 причалов вокзала.
и в 2010 году его закрыли. Во время работ специалисты выровняли
ЧТО БЫЛО уровень дна (сейчас глубина у причалов
Здание было построено по проекту архи- ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО составляет от 2,1 до 3,6 м), расчистив
текторов Алексея Рухлядева и Владимира ОБЛИКА его от бытового и строительного мусора.
Кринского в 1933–1937 годах одновре- Если говорить о характере и объеме Также заменили систему отбойных уст-
менно с каналом имени Москвы, еще до выполненных работ, то проект реставра- ройств причаливания судов 1937 года на
заполнения Химкинского водохранили- ции разработан по заказу Правительства современную и обеспечили электроснаб-
ща. Главная тема в архитектурно-худо- Москвы. В ней принимали участие око- жение пришвартованных судов от бере-
жественном оформлении Северного реч- ло 400 архитекторов-реставраторов со говой сети.
ного вокзала — представление Москвы всей России, а на строительстве труди- На вокзале можно будет отдохнуть в
как порта 5 морей. Благодаря откры- лись около 800 рабочих. Процесс по- любое время года. Для этого в здании
тию канала имени Москвы речные суда, стоянно контролировали специалисты открылся ресторан «Волга-Волга» — на
отправлявшиеся отсюда, могли дойти Департамента культурного наследия го- том же месте, где он располагался в совет-
до пяти морей: Азовского, Черного, рода Москвы. ское время. На крыше будет работать
Каспийского, Балтийского и Белого. В первую очередь были проведены смотровая площадка, откуда открывается
Башню вокзала завершает 27-метро- неотложные противоаварийные работы. панорамный вид на Химкинское водо-
вый металлический шпиль с подвижным Нестабильные основания и фундамент хранилище. Также сделаны исторический
механизмом. Согласно проекту, с нача- вокзала усилили инъекционным методом. зал ожидания и регулярно обновляемая
лом навигации он должен выдвигаться Также укрепили несущие конструкции выставка музея «Московский транспорт».
из башни, а по ее окончании убираться здания — колонны, стены, перекрытия. На набережной открылись кассы по
внутрь, опуская и поднимая венчающую Затем начали воссоздавать истори- продаже билетов на экскурсионно-про-
шпиль золотую звезду. В реальности же ческий облик и планировку вокзала с гулочные маршруты, торговый павильон
механизм спуска и подъема звезды запус- максимальным сохранением ориги- с сувенирами, а также рестораны и кафе.
кался всего несколько раз. Теперь, после нальных элементов памятника. Стали К следующему летнему сезону в южной
реставрации, металлический шпиль будет выглядеть как и в 1930-х годах, сразу части набережной для посетителей откро-
работать так, как задумали архитекторы в после постройки здания, башенные часы. ют зону отдыха с тремя бассейнами с по-
1930-е годы. Утраченный механизм заменили новым, догревом.
Да и само здание вокзала представ- который работает при помощи современ- Теперь Северный речной вокзал может
ляет собой уникальный памятник архи- ных средств автоматизации. Также отрес- принимать или отправлять до четырех
тектуры регионального значения и один таврированы знаменитые панно с изоб- судов одновременно и до 24 судов
из узнаваемых символов Москвы, кото- ражениями девяти шлюзов канала имени в сутки. Как и в лучшие годы, пропуск-
рый можно увидеть во многих отечест- Москвы, панно и витражи с государствен- ная способность вокзала составит свыше
венных кинофильмах — «Волга-Волга», ными гербами советских республик. 1,5 млн пассажиров за сезон. Основные
«Новая Москва», «Коллеги», «Гонки по Пожалуй, самой кропотливой частью направления навигации — Санкт-
вертикали», «По семейным обстоятельст- работ стало восстановление золотой звез- Петербург, Ярославль, Казань, Нижний
вам» и др. Здание напоминает огромный ды — главного декоративного элемента Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону,
двухпалубный корабль. Его композиция вокзала, которая венчала шпиль. В августе Волгоград, Плес, Череповец, Углич,
строго симметрична. Центральная часть прошлого года звезда вновь вернулась на Кострома, Самара, Саратов, Городец,
с главным входом и башней — это кор- свое историческое место. Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев. Москва
пус корабля с каютами, открытые галереи В интерьерах вокзала сохранились люс- вновь может называться портом пяти
с фонтанами с северной и южной сто- тры и бра 1937 года, покрытые позо- морей.
Мо сков ские тор ги 53