Page 62 - Московские Торги № 5
P. 62

АО «Метрогипротранс»
























                                                                                      Текст: Юлия Бикина
                                                                                      Фото: Виктор Кручинин, АО «Метрогипротранс»
                             АО «Метрогипротранс»:


                        сквозь пространство и время




                       АО «Метрогипротранс» относится к организациям, чья история неразрывно связана с историей нашей страны. Институт
                       стоял у истоков создания Московского метрополитена, который многие десятилетия не только является основной
                       транспортной артерией для жителей и гостей столицы, но и одной из главных достопримечательностей мегаполиса.
                       В этом году институт отмечает 85-летие со дня основания. Наш разговор – с президентом АО «Метрогипротранс»
                       Александром Земельманом.

                                                                        – Год рождения Метрогипротранса – 1933-й, однако попытки
                                                                      разработать проекты Московского метрополитена предприни-
                                                                      мались намного раньше. Использовались ли эти наработки
                                                                      институтом при создании столичной подземки?
                                                                        – Предложения по поводу строительства метрополитена в Москве
                                                                      выдвигались еще в царской России. Мне приходилось видеть некото-
                                                                      рые рисунки того времени, на которых была изображена железная
                                                                      дорога, проходящая по эстакаде через Красную площадь. Насколько
                                                                      мне известно, старыми отечественными разработками при проектиро-
                                                                      вании и строительстве метрополитена в Москве не пользовались,
                                                                      а вот существовавший на тот момент международный опыт изучался.
                                                                      Многие отечественные специалисты выезжали в европейские страны,
                                                                      имели опыт работы за границей. Советских инженеров направляли
                                                                      за рубеж для обучения технологиям строительства метро, а к работе
                                                                      в Метрострое в 1930-е годы привлекались иностранные специалисты.
                                                                      Для Московского метрополитена была выбрана радиально-кольце-
                                                                      вая схема, которая практически повторяет конфигурацию города. Пер-
                                                                      вый перегонный тоннель строился между станциями «Сокольники»
                                                                      и «Красносельская» открытым способом.

                                                                        – «Сокольники» – станция мелкого заложения, в отличие от
                                                                      большинства станций, построенных в советское время. С чем было
                                                                      связано решение строить метрополитен на большой глубине?
                                                                        – В этом отношении имела значение, помимо прочего, и трасса ли-
                                                Президент АО «Метрогипротранс»   нии. Если она проходила вдоль улицы, то предпочтение отдавалось
                                                 Александр Маркович Земельман  строительству на небольшой глубине. При пересечении жилых кварта-
                                                                      лов линии строились глубже. В 1930-е годы было принято решение
                      – Александр Маркович, как начиналась история вашей орга-  в центральной части строить метро на большой глубине закрытым
                    низации?                                          способом. Вдали от центра, где улицы были шире, применялся откры-
                      – В 1931 году на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение   тый способ мелкого заложения. При прокладке участков метрополите-
                    о строительстве в Москве метрополитена, после чего было создано   на применялись различные способы. Очень много работ поначалу
                    оргбюро Метростроя. В составе Метростроя работал Технический от-  выполнялось вручную. Механизированные проходческие щиты стали
                    дел, который спустя два года был выделен в отдельную организацию   использоваться относительно недавно, и это стало огромным шагом
                    по проектированию Московского метрополитена – Метропроект.   вперед. В Москве впервые такой щит был применен в 1980-х годах
                    Именно тогда и началась история нашего института.   при строительстве станций Люблинско-Дмитровской линии.



               60    Мо сков ские тор ги  05 / 2018
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67