Page 62 - Московские Торги № 5
P. 62
АО «Метрогипротранс»
Текст: Юлия Бикина
Фото: Виктор Кручинин, АО «Метрогипротранс»
АО «Метрогипротранс»:
сквозь пространство и время
АО «Метрогипротранс» относится к организациям, чья история неразрывно связана с историей нашей страны. Институт
стоял у истоков создания Московского метрополитена, который многие десятилетия не только является основной
транспортной артерией для жителей и гостей столицы, но и одной из главных достопримечательностей мегаполиса.
В этом году институт отмечает 85-летие со дня основания. Наш разговор – с президентом АО «Метрогипротранс»
Александром Земельманом.
– Год рождения Метрогипротранса – 1933-й, однако попытки
разработать проекты Московского метрополитена предприни-
мались намного раньше. Использовались ли эти наработки
институтом при создании столичной подземки?
– Предложения по поводу строительства метрополитена в Москве
выдвигались еще в царской России. Мне приходилось видеть некото-
рые рисунки того времени, на которых была изображена железная
дорога, проходящая по эстакаде через Красную площадь. Насколько
мне известно, старыми отечественными разработками при проектиро-
вании и строительстве метрополитена в Москве не пользовались,
а вот существовавший на тот момент международный опыт изучался.
Многие отечественные специалисты выезжали в европейские страны,
имели опыт работы за границей. Советских инженеров направляли
за рубеж для обучения технологиям строительства метро, а к работе
в Метрострое в 1930-е годы привлекались иностранные специалисты.
Для Московского метрополитена была выбрана радиально-кольце-
вая схема, которая практически повторяет конфигурацию города. Пер-
вый перегонный тоннель строился между станциями «Сокольники»
и «Красносельская» открытым способом.
– «Сокольники» – станция мелкого заложения, в отличие от
большинства станций, построенных в советское время. С чем было
связано решение строить метрополитен на большой глубине?
– В этом отношении имела значение, помимо прочего, и трасса ли-
Президент АО «Метрогипротранс» нии. Если она проходила вдоль улицы, то предпочтение отдавалось
Александр Маркович Земельман строительству на небольшой глубине. При пересечении жилых кварта-
лов линии строились глубже. В 1930-е годы было принято решение
– Александр Маркович, как начиналась история вашей орга- в центральной части строить метро на большой глубине закрытым
низации? способом. Вдали от центра, где улицы были шире, применялся откры-
– В 1931 году на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение тый способ мелкого заложения. При прокладке участков метрополите-
о строительстве в Москве метрополитена, после чего было создано на применялись различные способы. Очень много работ поначалу
оргбюро Метростроя. В составе Метростроя работал Технический от- выполнялось вручную. Механизированные проходческие щиты стали
дел, который спустя два года был выделен в отдельную организацию использоваться относительно недавно, и это стало огромным шагом
по проектированию Московского метрополитена – Метропроект. вперед. В Москве впервые такой щит был применен в 1980-х годах
Именно тогда и началась история нашего института. при строительстве станций Люблинско-Дмитровской линии.
60 Мо сков ские тор ги 05 / 2018