Page 89 - Московские Торги № 5
P. 89

транспорт



                Провести первые два конкурса на поставку и обслуживание   усмотрено и бортовое зарядное устройство, позволяющее заря-
              в течение 15 лет 200 аккумуляторных машин и 62 зарядных   жать батареи от трехфазной сети переменного тока 380 В.
              станций удалось только 4 мая. В итоге на электробусы город
              потратит 12,7 млрд руб. Третий конкурс на закупку еще   МНЕНИЯ И ОПЫТ
              100 машин состоится позже.                             Необходимость закупки электробусов чиновники объясняют
                – По итогам двух аукционов крупнейшие российские авто-  тем, что этот вид транспорта экологичен и сможет заменить
              производители КамАЗ и ГАЗ стали победителями на поставку   собой автобусы с их вредными дизельными выхлопами.
              электробусов. Каждый из них выпустит для Мосгортранса   Однако говорить, что электробус совсем не производит выбро-
              по 100 самых современных в мире электробусов с 15-летним   сов, было бы неправильно, дело в том, что у него имеется
              сервисным обслуживанием и установкой 62 ультрабыстрых   небольшой дизельный двигатель, предназначенный для пита-
              зарядок, – прокомментировал Мэр Москвы Сергей Собянин   ния системы отопления. Но, как уверяют московские власти,
              итоги конкурса на своей странице в социальной сети Twitter.   объем этих выхлопов не сопоставим с теми газами, которые
                Надо сказать, что одним из существенных факторов, способ-  выбрасывают дизельные автобусы, пусть даже они и относятся
              ствовавших снижению цены, стал отказ от контракта жизненно-  к самому высокому экологическому классу.
              го цикла (КЦЖ) и замена его сервисным обслуживанием, что   Кроме того, в обоснование необходимости закупки элект-
              дало 53% экономии.                                   робусов приводится опыт европейских стран, где данный вид
                Согласно заявлениям Мосгортранса, сделанным еще в янва-  транспорта уже активно используется. Правда, там электробуса-
              ре текущего года, город не будет оплачивать замену деталей   ми заменяют именно автобусные маршруты, а в Москве
              и комплектующих, все расходы по обслуживанию и ремонту   в рамках этой компании планируется ликвидировать и троллей-
              электробусов берет на себя производитель.            бусы, которые считаются самым экологически чистым видом
                В конкурсе также хотел участвовать и белорусский завод   транспорта.
              «Белкоммунмаш», который выпускает электробусы на базе   Противники троллейбуса указывают на их ограниченную
              троллейбуса «Витовт». Эти машины уже эксплуатируются   маневренность из-за необходимости постоянно быть подклю-
              в Минске, имеют запас хода в 12 км. Но конкурсная комиссия   ченным к контактной сети. Однако в настоящее время существу-
              сочла, что продукция белорусского производителя не соответ-  ет отечественный троллейбус с увеличенным запасом автоном-
              ствует техническим требованиям, и не допустила его к конкурсу.   ного хода «Тролза», который производит саратовский завод.
                                                                   Такие машины недавно закупили власти Санкт-Петербурга.
              В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ                               Стоимость одного троллейбуса составила 18 млн руб.,
                Надо сказать, что у нынешних победителей конкурса могут   в то время как стоимость электробуса составляет более
              появиться конкуренты. В январе 2018 года о планах начать про-  25 млн руб., плюс еще 3,5 млн в год – сервисное обслуживание.
              изводство электробусов объявил Тверской вагоностроительный   Кроме того, специалисты указывают на то, что электробусы –
              завод. В настоящее время это предприятие собирает знаменитые   это еще не до конца обкатанная технология. В частности,
              трамваи «Витязь-М», которые уже курсируют по улицам Москвы.   не совсем понятно, как будет вести себя этот транспорт в усло-
              Кроме того, на Тверском вагоностроительном заводе выпуска-  виях зимы, когда емкость аккумуляторов неизбежно снижается.
              лись вагоны по заказу РЖД. В настоящее время РЖД сократил   Не все ясно и с зарядкой. По условиям контракта длительность
              свои заказы, и производитель решил переориентировать осво-  зарядки аккумулятора не должна превышать 10 минут,
              бодившиеся мощности под производство электробусов. Тем   в то время как опытные образцы не всегда выдерживали эти
              более что перспектива есть, ведь московские власти заявили,   параметры.
              что после 2021 года Москва не будет закупать автобусы и трол-  Тем не менее решение принято, и, если ничего не изменится,
              лейбусы, полностью перейдя на электробусы.           электробусы поедут по дорогам столицы. Вводить их начнут
                Как следует из тендерной документации, компании, побе-  с Северо-Восточного округа Москвы. В настоящий момент под
              дившие в конкурсе, сами производят только корпуса и «теле-  электробусы переделывается 6-й троллейбусный парк, располо-
              жку» электробусов, всю электронную начинку производит рос-  женный в районе станции метро «Алексеевская». По сообщени-
              сийская компания Drive Electro. Это предприятие уже несколько   ям СМИ, первые электробусы будут курсировать от ВДНХ
              лет занимается разработкой электрического и гибридного   до улицы Вагоноремонтная. Предполагается, что движение
              транспорта. Электробусы, созданные ею, некоторое время   откроет лично Сергей Собянин в ходе празднования Дня города.
              эксплуатировались в Новосибирске, а сейчас развозят рабочих   Изначально власти заявляли, что первые электробусы пойдут
              по цехам Новосибирского завода химконцентратов.      по Садовому кольцу уже летом текущего года. Однако из-за
                Все электробусы будут оснащены системой климат-контроля,   постоянных переносов срока конкурса и неготовности инфра-
              видеонаблюдения и спутниковой навигации. В них также пре-  структуры электросетей запуск движения нового транспорта
              дусмотрены USB-разъемы для зарядки мобильных устройств   перенесли на лето 2019 года. Чиновники опасаются в том
              и сеть Wi-Fi.                                        числе и того, что зарядные станции будут создавать слишком
                Силовая установка электробуса будет питаться от литий-  большую нагрузку на электросеть, что может привести к массо-
              титанатных аккумуляторов. Производитель заявляет срок   вым отключениям электроэнергии в центральной части города.
              их службы в 10 лет и на 20 тыс. циклов полного заряда/разря-  На этот проект власти возлагают очень большие надежды.
              да. Максимальная скорость транспортного средства составит   Будем надеяться, что интересы москвичей не пострадают
              75 км/ч. Электробус будет заряжаться от станций ультрабыст-  и жители города получат новый, надежный общественный
              рой зарядки с помощью полупантографа. Кроме того, пред-  транспорт.


                                                                                      05 / 2018  Мо сков ские тор ги     87
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94