Page 89 - Московские Торги № 5
P. 89
транспорт
Провести первые два конкурса на поставку и обслуживание усмотрено и бортовое зарядное устройство, позволяющее заря-
в течение 15 лет 200 аккумуляторных машин и 62 зарядных жать батареи от трехфазной сети переменного тока 380 В.
станций удалось только 4 мая. В итоге на электробусы город
потратит 12,7 млрд руб. Третий конкурс на закупку еще МНЕНИЯ И ОПЫТ
100 машин состоится позже. Необходимость закупки электробусов чиновники объясняют
– По итогам двух аукционов крупнейшие российские авто- тем, что этот вид транспорта экологичен и сможет заменить
производители КамАЗ и ГАЗ стали победителями на поставку собой автобусы с их вредными дизельными выхлопами.
электробусов. Каждый из них выпустит для Мосгортранса Однако говорить, что электробус совсем не производит выбро-
по 100 самых современных в мире электробусов с 15-летним сов, было бы неправильно, дело в том, что у него имеется
сервисным обслуживанием и установкой 62 ультрабыстрых небольшой дизельный двигатель, предназначенный для пита-
зарядок, – прокомментировал Мэр Москвы Сергей Собянин ния системы отопления. Но, как уверяют московские власти,
итоги конкурса на своей странице в социальной сети Twitter. объем этих выхлопов не сопоставим с теми газами, которые
Надо сказать, что одним из существенных факторов, способ- выбрасывают дизельные автобусы, пусть даже они и относятся
ствовавших снижению цены, стал отказ от контракта жизненно- к самому высокому экологическому классу.
го цикла (КЦЖ) и замена его сервисным обслуживанием, что Кроме того, в обоснование необходимости закупки элект-
дало 53% экономии. робусов приводится опыт европейских стран, где данный вид
Согласно заявлениям Мосгортранса, сделанным еще в янва- транспорта уже активно используется. Правда, там электробуса-
ре текущего года, город не будет оплачивать замену деталей ми заменяют именно автобусные маршруты, а в Москве
и комплектующих, все расходы по обслуживанию и ремонту в рамках этой компании планируется ликвидировать и троллей-
электробусов берет на себя производитель. бусы, которые считаются самым экологически чистым видом
В конкурсе также хотел участвовать и белорусский завод транспорта.
«Белкоммунмаш», который выпускает электробусы на базе Противники троллейбуса указывают на их ограниченную
троллейбуса «Витовт». Эти машины уже эксплуатируются маневренность из-за необходимости постоянно быть подклю-
в Минске, имеют запас хода в 12 км. Но конкурсная комиссия ченным к контактной сети. Однако в настоящее время существу-
сочла, что продукция белорусского производителя не соответ- ет отечественный троллейбус с увеличенным запасом автоном-
ствует техническим требованиям, и не допустила его к конкурсу. ного хода «Тролза», который производит саратовский завод.
Такие машины недавно закупили власти Санкт-Петербурга.
В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ Стоимость одного троллейбуса составила 18 млн руб.,
Надо сказать, что у нынешних победителей конкурса могут в то время как стоимость электробуса составляет более
появиться конкуренты. В январе 2018 года о планах начать про- 25 млн руб., плюс еще 3,5 млн в год – сервисное обслуживание.
изводство электробусов объявил Тверской вагоностроительный Кроме того, специалисты указывают на то, что электробусы –
завод. В настоящее время это предприятие собирает знаменитые это еще не до конца обкатанная технология. В частности,
трамваи «Витязь-М», которые уже курсируют по улицам Москвы. не совсем понятно, как будет вести себя этот транспорт в усло-
Кроме того, на Тверском вагоностроительном заводе выпуска- виях зимы, когда емкость аккумуляторов неизбежно снижается.
лись вагоны по заказу РЖД. В настоящее время РЖД сократил Не все ясно и с зарядкой. По условиям контракта длительность
свои заказы, и производитель решил переориентировать осво- зарядки аккумулятора не должна превышать 10 минут,
бодившиеся мощности под производство электробусов. Тем в то время как опытные образцы не всегда выдерживали эти
более что перспектива есть, ведь московские власти заявили, параметры.
что после 2021 года Москва не будет закупать автобусы и трол- Тем не менее решение принято, и, если ничего не изменится,
лейбусы, полностью перейдя на электробусы. электробусы поедут по дорогам столицы. Вводить их начнут
Как следует из тендерной документации, компании, побе- с Северо-Восточного округа Москвы. В настоящий момент под
дившие в конкурсе, сами производят только корпуса и «теле- электробусы переделывается 6-й троллейбусный парк, располо-
жку» электробусов, всю электронную начинку производит рос- женный в районе станции метро «Алексеевская». По сообщени-
сийская компания Drive Electro. Это предприятие уже несколько ям СМИ, первые электробусы будут курсировать от ВДНХ
лет занимается разработкой электрического и гибридного до улицы Вагоноремонтная. Предполагается, что движение
транспорта. Электробусы, созданные ею, некоторое время откроет лично Сергей Собянин в ходе празднования Дня города.
эксплуатировались в Новосибирске, а сейчас развозят рабочих Изначально власти заявляли, что первые электробусы пойдут
по цехам Новосибирского завода химконцентратов. по Садовому кольцу уже летом текущего года. Однако из-за
Все электробусы будут оснащены системой климат-контроля, постоянных переносов срока конкурса и неготовности инфра-
видеонаблюдения и спутниковой навигации. В них также пре- структуры электросетей запуск движения нового транспорта
дусмотрены USB-разъемы для зарядки мобильных устройств перенесли на лето 2019 года. Чиновники опасаются в том
и сеть Wi-Fi. числе и того, что зарядные станции будут создавать слишком
Силовая установка электробуса будет питаться от литий- большую нагрузку на электросеть, что может привести к массо-
титанатных аккумуляторов. Производитель заявляет срок вым отключениям электроэнергии в центральной части города.
их службы в 10 лет и на 20 тыс. циклов полного заряда/разря- На этот проект власти возлагают очень большие надежды.
да. Максимальная скорость транспортного средства составит Будем надеяться, что интересы москвичей не пострадают
75 км/ч. Электробус будет заряжаться от станций ультрабыст- и жители города получат новый, надежный общественный
рой зарядки с помощью полупантографа. Кроме того, пред- транспорт.
05 / 2018 Мо сков ские тор ги 87