Page 62 - Московские Торги № 7
P. 62

Текст: Златоустовский краеведческий музей
               Искусствовед: Л.В. Лаженцева
               Фото: Эдуард Жигайлов




































              НАБОРНЫЕ ОБРАЗА





              МАЛОИЗУЧЕННАЯ СТРАНИЧКА ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНО-
              ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА НАЧАЛА XIX ВЕКА




                    ловосочетание «наборные обра-  и горок из камня стали использовать при-  Когда и где был изготовлен первый подоб-
                    за» – редко употреблявшийся   менительно к своим работам название   ный образ, установить пока не удалось.
              С термин, применялся он в начале    «обманка». Пока удалось выявить    В списках имущества при доме владельца
              XIX века для названия малоизвестных   20 наборных образов, находящихся   Златоустовского завода Кнауфа, датиро-
              икон, созданных на Урале. Долгое время   в различных музеях городов России –  ванных 1800 г., имеется несколько
              при Златоустовском заводе о таких ико-  Чердыни, Челябинска, Екатеринбурга,   наборных образов. Наборные образа,
              нах ничего не было известно. Само сло-  Санкт-Петербурга. Все эти образа объ-  находящиеся в музеях истории религии,
              восочетание происходит от слов, обоз-  единяет техника их изготовления, а также   Санкт-Петербургского горного университе-
              начающих одновременно их назначение   их уральское происхождение.      та, областных краеведческих музеях
              и технику изготовления. «Святой образ,                                 в городах Екатеринбурге и Челябинске,
              изображение, в котором за красками,                                    имеют датировку и авторство, указыва-
              расположенными в соответствии с опре-                                  ющие на златоустовское происхождение.
              деленной системой приемов и средств                                    Техника изготовления всех наборных
              живописи, присутствует некое таинство.                                 образов обладает характерными особен-
              Православная икона, двухмерная плос-                                   ностями. Художник-иконописец иконную
              кость изображения которой соотнесены                                   доску обрабатывал традиционно, нанося
              с канонами древнерусской иконописи»                                    последовательно левкас и красочный
              (В.В. Филатов. Краткий иконописный                                     слой в соответствии с выбранным сюже-
              словарь. – М., Просвещение, 1996 г.,                                   том. Затем на специальную мастику
              стр. 72).                                                              закреплялись драгоценные и полудраго-
                В конце XIX – начале XX века появился                                ценные уральские минералы. Последним
              термин «коллаж», а уральские мастера                                   этапом, завершающим работу над
              обработки камня при создании гротов                                    образом, было закрепление «клеянок».


               60    Мо сков ские тор ги 07 / 2018
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67