Page 62 - Московские Торги № 7
P. 62
Текст: Златоустовский краеведческий музей
Искусствовед: Л.В. Лаженцева
Фото: Эдуард Жигайлов
НАБОРНЫЕ ОБРАЗА
МАЛОИЗУЧЕННАЯ СТРАНИЧКА ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА НАЧАЛА XIX ВЕКА
ловосочетание «наборные обра- и горок из камня стали использовать при- Когда и где был изготовлен первый подоб-
за» – редко употреблявшийся менительно к своим работам название ный образ, установить пока не удалось.
С термин, применялся он в начале «обманка». Пока удалось выявить В списках имущества при доме владельца
XIX века для названия малоизвестных 20 наборных образов, находящихся Златоустовского завода Кнауфа, датиро-
икон, созданных на Урале. Долгое время в различных музеях городов России – ванных 1800 г., имеется несколько
при Златоустовском заводе о таких ико- Чердыни, Челябинска, Екатеринбурга, наборных образов. Наборные образа,
нах ничего не было известно. Само сло- Санкт-Петербурга. Все эти образа объ- находящиеся в музеях истории религии,
восочетание происходит от слов, обоз- единяет техника их изготовления, а также Санкт-Петербургского горного университе-
начающих одновременно их назначение их уральское происхождение. та, областных краеведческих музеях
и технику изготовления. «Святой образ, в городах Екатеринбурге и Челябинске,
изображение, в котором за красками, имеют датировку и авторство, указыва-
расположенными в соответствии с опре- ющие на златоустовское происхождение.
деленной системой приемов и средств Техника изготовления всех наборных
живописи, присутствует некое таинство. образов обладает характерными особен-
Православная икона, двухмерная плос- ностями. Художник-иконописец иконную
кость изображения которой соотнесены доску обрабатывал традиционно, нанося
с канонами древнерусской иконописи» последовательно левкас и красочный
(В.В. Филатов. Краткий иконописный слой в соответствии с выбранным сюже-
словарь. – М., Просвещение, 1996 г., том. Затем на специальную мастику
стр. 72). закреплялись драгоценные и полудраго-
В конце XIX – начале XX века появился ценные уральские минералы. Последним
термин «коллаж», а уральские мастера этапом, завершающим работу над
обработки камня при создании гротов образом, было закрепление «клеянок».
60 Мо сков ские тор ги 07 / 2018