Page 63 - Московские Торги № 01-02
P. 63

контрактная система



              своих региональных управлений. Однако сформировать       Миндзрава, в котором признается: лицензия не нужна,
              полностью единообразную систему невозможно – такова      в инструкции будут внесены изменения. Все эти годы, в том
              специфика России, уверен он.                             числе и после публикации этого письма, суды продолжают
                Правда, определенные шаги в этом направлении делают-   выносить решения о наказании заказчиков за отсутствие
              ся. В аппарат Правительства РФ для согласования направлен   лицензии у исполнителей контрактов на дезинфекцию
              законопроект, закрепляющий за антимонопольным ведомст-   и дератизацию.
              вом полномочия единого контролирующего органа в сфере      Нечеткость формулировок стала причиной противоречи-
              закупок. В этом качестве ФАС будет формировать общие     вых толкований нормы Закона № 44-ФЗ о банковской гаран-
              подходы для всех участников контрактной системы и контро-  тии, рассказал главный юрист Института госзакупок Алексей
              лирующих органов.                                        Федоров. В ч. 3 ст. 45 № 44-ФЗ написано, что заказчик как
                Работа предстоит непростая. Как признает Артем Лобов,   факультативное условие может предусмотреть включение
              ряд положений в законодательстве сформулирован           в банковскую гарантию права заказчика на бесспорное спи-
              некорректно или вообще избыточен. Например, в своем      сание денежных средств со счета гаранта. Право на бесспор-
              нынешнем виде не работоспособна норма об определении     ное списание возникает, если гарантом в срок не более пяти
              аффилированности или заинтересованности. ФАС последо-    рабочих дней не будет исполнено требование, направленное
              вательно возражал и возражает против наличия в рамках    до окончания срока действия банковской гарантии.
              № 44-ФЗ Института экспертизы, в частности, из-за нерешен-  В п. 2 ст. 374 Гражданского кодекса РФ говорится, что требо-
              ности вопроса о финансировании работы экспертов.         вание должно быть заказчиком представлено.
              Несмотря на это, с 1 января внешняя экспертиза контрактов,   Эта, казалось бы, незначительная деталь стала поводом
              заключенных с единственным поставщиком по результатам    для отказов в удовлетворении требований, поступивших
              несостоявшихся конкурентных процедур, стала обязатель-   в банки после окончания срока действия гарантии. До недав-
              ной. Впрочем, это не свидетельство фатальной ошибки      него времени судебная практика в этом вопросе складыва-
              системы, уверен чиновник.                                лась не в пользу заказчиков. Так, Пятнадцатый Арбитражный
                – Принципиальная установка была такой – быстро прини-  апелляционный суд (Ростов-на-Дону) вынес решение, суть
              маем закон, донастроим в процессе применения, – говорит   которого сводится к тому, что до окончания срока действия
              Артем Лобов.                                             банковской гарантии банк-гарант должен именно получить
                                                                       требование заказчика. Арбитражный суд Волго-Вятского
              ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ?                                      округа (кассационная инстанция) при вынесении сходно-
                Не все критики закона столь деликатны. «Управляемым хао-  го решения четко определил, что «представить» означает
              сом» назвал то, что происходит вокруг контрактного законо-  доставку или вручение.
              дательства, доцент кафедры финансового права Российского   Суды при этом руководствовались положениями статей
              государственного университета правосудия Виталий Кикавец.   ГК. Помимо уже упомянутой ст. 374, это ст. 165-1 ГК, где
              Тему своего выступления он обозначил «Ведомственные      говорится, что последствия юридически значимого сооб-
              амбиции как основа неэффективного использования бюджет-  щения наступают с момента получения его адресатом.
              ных средств в контрактной системе в сфере закупок».      Одновременно, однако, ст. 194 ГК говорит, что, если дей-
                За восемь лет работы в Федеральный закон от 21.07.2005   ствие совершено до 0 часов дня, следующего за днем исте-
              № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,       чения срока действия, оно считается своевременным. То есть
              выполнение работ, оказание услуг для государственных     требование, направленное заказчиком в период действия
              и муниципальных нужд» было внесено 37 изменений.         банковской гарантии, обязательно к исполнению, независи-
              Сменивший его Федеральный закон «О контрактной системе   мо от того, когда оно было физически получено банком.
              в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения      Точку в этой коллизии уже в конце 2018 года поставил
              государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013      Верховный суд. В определении высшей судебной инстанции
              № 44-ФЗ за пять с половиной лет правили уже 53 раза,     говорится, что под последствиями из ст. 165-1 следует пони-
              «и это не предел», напомнил Виталий Кикавец. Причиной    мать наступление у банка обязанности перевести денежные
              тому отсутствие концепции развития и четкого понимания,   средства. То есть с момента получения начинается только
              что в итоге хотят построить, уверен юрист.               отсчет срока, указанного в договоре гарантии. Для действий
                В качестве иллюстрации своего тезиса о борьбе ведомст-  же заказчика применяются положения ст. 194 ГК РФ. Правда,
              венных амбиций Кикавец приводит историю с лицензи-       данных о том, как суды на местах применяют это разъясне-
              рованием деятельности по дезинфекции и дератизации       ние, пока нет.
              зданий. Сразу после вступления в силу Закона № 44-ФЗ       Еще один пример небрежного подхода к правке законо-
              Министерство здравоохранения выпустило два письма,       дательного текста: с марта 2018 года изменилась формули-
              в которых сообщило, что для оказания этих услуг требуется   ровка закона в части, определяющей право заказчика
              лицензия. Через три года, 24 апреля 2016 года, ФАС РФ    на выставление требований по банковской гарантии.
              выдает предписание о прекращении нарушения законо-       В закон была вписана сложная конструкция: «В банковскую
              дательства: требование лицензии, по версии контрольного   гарантию включается право заказчика направить требование
              органа, ограничивает конкуренцию. Требование антимо-     об уплате денежной суммы в размере цены контракта,
              нопольной службы поддерживает Минэкономразвития.         уменьшенной на сумму, пропорциональную объему
              Еще через два года, 13 июня 2018 года, появляется письмо   исполненных поставщиком и оплаченных заказчиком


                                                                                    01-02 / 2019  Мо сков ские тор ги     61
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68