Page 17 - Московские Торги №10
P. 17

о главном
                                                                                                  о главном



              фактически не работают, – сказал Алексей Лавров. – Имеется   Посредством предквалификации сразу отсекаются непрофес-
              в виду установление требований (включая предельные цены)   сионалы или нечистые на руку дельцы. Предквалификационный
              к закупаемым товарам, работам и услугам.             отбор позволяет оптимизировать процесс закупок, сделать его
                Единая система нормирования для всех госзаказчиков будет   более эффективным.
              создана с использованием Каталога товаров, работ и услуг
              Единой информационной системы в сфере закупок.       МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
                                                                     Участники круглого стола затронули и такой важный аспект,
              ПОПРАВКИ НА ПОЛЬЗУ                                   как эффективность самой закупочной системы. Сегодня она
                Надо сказать, что многие участники закупочного рынка ока-  определяется с применением двух показателей – конкурен-
              зываются не в восторге от слишком частого внесения поправок   ции и экономии, которая рассматривается как разница между
              в закупочное законодательство. Дескать, только приспосо-  НМЦК и ценой контракта. Надо сказать, что экономия, как
              бишься, а тут опять новации, которые необходимо изучать   правило, получается весьма ощутимая, а в некоторых случаях
              и осваивать, как говорится, «на марше», а это приводит иногда   просто колоссальная. А ведь это бюджетные средства, деньги
              к ошибкам и штрафам.                                 из казны, которые можно направлять на решение многочис-
                В защиту поправок и регламентации закупок выступил гене-  ленных социальных вопросов.
              ральный директор Института экономических стратегий РАН,   Однако некоторые спикеры предлагали при оценке эффек-
              член научно-практического совета ИНЭС по закупкам, ГОЗ и ди-  тивности учитывать и то, какие средства вкладываются в раз-
              версификации Александр Агеев.                        витие данной сферы. Это затраты и на законотворчество, и на
                – Любые изменения в законодательстве – это всегда пере-  контроль, и на содержание самой закупочной системы.
              учивание и колоссальные затраты, – отметил он. – Однако надо   Такой механизм предлагается применять при разработке
              учитывать, что делается это ради качества и скорости испол-  системы «Закупки-2030». Это может быть принципиально
              нения, ради сокращения бюрократического крючкотворства.   новая модель закупок, а не просто совершенствование уже
              И самое главное – это доверие между участниками сферы   существующей.
              закупок.                                               А еще озвучивалось мнение, что оценивать эффективность
                Кстати, об этом же говорил в своем выступлении и замести-  закупочной системы можно только дифференцированно – по
              тель министра финансов Алексей Лавров. По его словам, необ-  разным отраслям. При этом должна быть обратная связь с ко-
              ходимо найти баланс интересов между заказчиками и пос-  нечным потребителем.
              тавщиками. Первые заинтересованы в наличии инструмента
              гибкого планирования закупок, вторые хотят иметь, например,   НЕОБХОДИМОЕ УПРОЩЕНИЕ
              трехлетний план закупок и ничего не менять.            Пока обсуждается принципиально новое будущее закупоч-
                                                                   ной системы, в стране принимаются меры, которые позволяют
              С НОВЫМИ ПРИНЦИПАМИ                                  упростить механизм закупок. Поправки в законодательство по
                Специалисты по закупкам высказывали свои пожелания   упрощению вступили в силу еще в июле прошлого года, в час-
              в вопросах регламентации закупок. По мнению одного из   тности, значительно упрощены закупки строительных работ.
              выступающих, сейчас закупочный механизм базируется на   Сейчас готов законопроект со вторым пакетом новых оптими-
              системе контроля и всеобщего недоверия к участникам рынка –   зационных поправок. А в 2021-м, по информации Минфина,
              как заказчикам, так и поставщикам. Это приводит к сниже-  будет подготовлен третий проект.
              нию конкуренции, росту количества несостоявшихся процедур,   Напомним: упрощение закупочной системы с одновремен-
              срыву сроков исполнения контрактов. Необходимо создать   ным усилением прозрачности механизма было продиктовано
              такую модель, когда при входе в систему она сама формиро-  необходимостью реализовать в срок национальные проекты.
              вала бы доверие.                                     Их более десятка по самым важным направлениям нашей
                Так, можно было бы создать сервис, подобный системе   жизни: образование, здравоохранение, демография, эколо-
              госуслуг или еще какой-то. Например, одна из систем, регули-  гия, жилье и городская среда, культура, безопасные и качест-
              рующих работу такси, при входе регистрирует всех водителей,   венные автомобильные дороги, малое и среднее предприни-
              автомобили, определяет квалификацию участников. Это свое-  мательство, наука, цифровая экономика, производительность
              образная предквалификация, усиление которой в закупках   труда, занятость, экспорт и международная кооперация.
              должно сыграть свою важную роль.                       Средств на это выделено много, осваивать их можно толь-
                Напомним: предварительный квалификационный отбор –   ко посредством проведения закупочных процедур. А сроки
              это открытая конкурентная процедура, которая позволяет про-  довольно сжатые.
              верить участников закупок на соответствие предъявленным   Изначально они ограничивались 2024 годом. Однако
              заранее квалификационным требованиям. После выбора луч-  на заседании Совета по стратегическому развитию и нац-
              ших из претендентов их заносят в соответствующий перечень.   проектам в июле Президент РФ Владимир Путин поручил
              Затем только с теми, кто включен в данный перечень, то есть   правительству при участии Госсовета скорректировать нац-
              с наиболее подходящими потенциальными поставщиками,   проекты с учетом новых национальных целей. В связи с этим
              проводятся закрытые процедуры закупок.               срок исполнения нацпроектов будет сдвинут с 2024 года на
                Это особенно необходимо в таких, например, сферах, как   2030-й. И, если параллельно с этой работой продолжится
              реставрация зданий, оказание юридических услуг (междуна-  совершенствование закупочного механизма, всем нам будет
              родное право) и т.д.                                 проще.


                                                                                             Мо сков ские тор ги     15
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22