Page 87 - Московские Торги №10
P. 87
деньги
ющее огромное социально-политическое
значение в истории нашего Отечества.
Однако для установления места изго-
товления и сферы обращения подража-
ний необходимы были «монеты с пас-
портом», то есть точно зафиксирован-
ные находки. Выяснилось, что несколько
подражаний из коллекции Музея изоб-
разительных искусств имени Пушкина в
Москве имеют такой «паспорт»: в 20-х
годах XX столетия они были найдены или
приобретены в станице Таманской, а также
в нескольких километрах от нее, на месте
древнегреческого города Фанагория, на
берегу Керченского пролива. Эти медные
подражания милиарисиям относятся к
XI веку, они имели хождение на Тамани, в
Тмутараканском княжестве, где, конечно,
и были произведены.
С учетом всего вышесказанного есть
основание предположить, что таманские
подражания появились в результате поиска
местным финансовым рынком заменителя
медной монеты. Выбор милиарисия в ка-
честве образца для копирования понятен:
масса византийского серебра проходи-
ла на север, не задерживаясь в Тамани.
Чекан подражаний в меди, в отличие от
серебряных милиарисиев и русских кня-
жеских монет, можно объяснить разной
степенью развития общественно-эконо-
мических отношений в Киевской Руси и
Тмутаракани.
МЕДНАЯ МОНЕТА НА РОССИЙСКОМ
ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
Первые русские медные монеты, пулы,
начали чеканить уже на рубеже XIV–
XV веков. Но в обращении они были очень
короткий период времени. Следующая
попытка введения в обращение денежных
знаков из меди была сделана в середине
XVII столетия, когда по цене медная моне-
Монеты Тмутараканского княжества – подражания милиарисию Василия II и Константина VIII. та была приравнена к серебряной. Не
Конец XI века
отличавшаяся ни по весу, ни по типу от
начала XI века приходятся на Византию,
серебро которой бывает замешано в клады
арабских (куфических) монет, составляв-
ших основу денежного обращения Руси
в IX–X веках и принадлежит к периоду
расцвета Киевской Руси. Имена Василия II
и Константина VIII прочно вошли в русскую
историю. Вспомним, к примеру, что сест-
ра императоров, Анна, стала женой киев-
ского князя Владимира Святославовича,
при котором в 988 году (не без влия-
ния Византии) было официально принято
христианство – произошло событие, име- Копейка. Медь. 1655 г.
Мо сков ские тор ги 85