Page 91 - Московские Торги №7-8 за 2022 год
P. 91
реконструкция
Автор использовал в оформлении цвет южной ночи – ультра- Правда, постоянного места для речного вокзала не нашли —
марин. В иссиня-черный выкрасили купол здания. Внутри были его расположили на дебаркадере, стоящем на правом берегу
гостиница, комнаты ожидания, комната матери и ребенка. реки. Конструкция служила для высадки и посадки пассажиров.
Для пассажиров это становилось первым этапом путешествия Адрес вокзала тоже поменялся. Его перенесли ниже по тече-
в южные края. нию, в Нагатинский затон. Суда здесь принимают и сегодня —
В 1930 –1950-е годы Южный речной вокзал стал популярным место известно как причал «Кленовый бульвар». В 1969 году
местом. От желающих проехаться с ветерком по водной глади не поблизости открыли станцию метро «Коломенская», и до Южно-
было отбоя. В кассы стояли длинные очереди, суда были пере- го речного вокзала стало проще добираться. Однако поток
полнены, но количество туристов не убывало. пассажиров уже нельзя сравнить с тем, что был в первые годы
Обводнение Москвы позволило развивать на южном направ- работы. С вокзала теплоходы отправлялись в Горький, Рязань
лении и промышленную навигацию. Здесь всегда было много и Константиново.
предприятий, которым удобно доставлять грузы по воде. Еще
до революции в Капотне находились нефтеналивные термина- ЗдАНие иЗ СТеклА и беТОНА
лы, куда прибывали танкеры с Каспия. Именно поэтому позже Так сложилось, что наименее яркие страницы истории Южного
здесь создали нефтеперерабатывающий завод. Советские влас- речного вокзала пришлись на то время, когда у него наконец
ти использовали существовавшую до них систему, поднимая ее появилось постоянное место. В 1985 году на противоположном
на новый уровень и увеличивая водоизмещение судов. А если берегу Нагатинской поймы построили двухэтажное здание в
в водоеме достаточно воды, можно перевозить очень большие стиле советского модернизма с широкими окнами, башней и
грузы, что зачастую выгоднее и удобнее, чем по железной шпилем.
дороге. – Фасад здания украшали пять женских скульптур, символи-
В войну баржи с юга Москвы помогали защищать центр столи- зирующих Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское
цы. Их установили в районе Кремля: суда скрывали русло реки, моря, с которыми связана столица. В торце здания находилась
из фанерных выгородок на них построили сооружения, имити- еще одна скульптура — большой компас с символом Москвы в
рующие городской ландшафт. Это помогало запутать немецких центре. Венчал постройку шпиль с наконечником в виде силуэта
летчиков, бомбивших город. парусника, — рассказывает директор Северного речного вокзала
Сергей Ромазанов.
ВремеННОе ПриСТАНище В 1986 году отсюда отправился первый рейс — теплоход
Из деревянного здания Южный речной вокзал переехал только «Павел Юдин» повез туристов в Астрахань. Но скоро наступили
в 1972 году. К этому времени в черту Москвы вошли Перерва, 1990-е, спрос на поездки упал, начался кризис отрасли. Когда
Нагатино, Коломенское, Печатники. Реку продолжали углублять, круизы в этих направлениях перестали пользоваться популяр-
и временная постройка на насыпи уже не могла принимать пас- ностью, пустующие площади вокзала стали сдавать в аренду.
сажирские суда. Деревянное здание разобрали во время реконс- Так на территории порта появилась огромное пространство для
трукции Нагатинской набережной. торговли.
Московские торги