УФАС по красноярскому краю подвело итоги работы
В Красноярске закончилась XXIX Всемирная зимняя универсиада. После подведения итогов спортивных состязаний спортсмены разъехались по домам, и настало время дать оценку закупочной кампании к мероприятию. Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Красноярскому краю провело пресс-конференцию, на которой были представлены результаты работы ведомства.
Необоснованные жалобы
В пресс-конференции приняли участие руководитель Красноярского УФАС России Валерий Захаров и его заместитель Олег Харченко. Пресс-конференция была посвящена пятнадцатилетию с момента создания ФАС России, а также итогам закупок для нужды универсиады.
На организацию универсиады из федерального бюджета было выделено 50 млрд руб., еще 30 млрд потратил Красноярский край. Сумма весьма значительная, но, по словам руководства Красноярского УФАС, в закупочных процедурах, реализуемых в регионе, не все прошло гладко. С начала года жалоб поступило настолько много, что работой по выявлению нарушений красноярские антимонопольщики обеспечены очень надолго. Они касаются самых разных закупочных процедур, но главное – это жалобы на конкурсные процедуры по закупкам всего необходимого для универсиады.
– Всего было обжаловано чуть менее 50 закупок. Но это не означает, что было более 50 жалоб. Жаловались помногу участники со всей страны. Можно сказать, что каждая третья закупка в итоге оказалась проведенной с нарушениями действующего законодательства, – рассказал журналистам Олег Харченко.
По его словам, большую часть нарушений, выявленных в ходе закупок, можно разделить на два вида.
– Первый – документация, составленная таким образом, чтобы обеспечить возможность участия и победы заранее известных хозяйствующих субъектов либо тех субъектов, которые были бы желательны. Нам приходилось выдавать предписания о внесении изменений в документацию – фактически речь шла о том, чтобы проводить закупку заново, – продолжил заместитель руководителя УФАС.
Вторым наиболее распространенным видом нарушений стало необоснованное отклонение заявок или их признание не соответствующим требованиям.
– Из крупных закупок это МП «Горэлектротранс» – выполнение работ по организации периметра безопасности для автотранспортного парка, КГАУ «Средняя школа олимпийского резерва по хоккею с мячом «Енисей» – в связи со стадионом «Енисей». Было несколько жалоб по СФУ, который проводил закупки по ФЗ № 44 в неудобном для себя режиме. МКУ «УДиБ» – в связи с тем, что оно получило экстраординарные субсидии для приведения в приличное состояние наших городских дорог, – сказал Олег Харченко.
Традиционно не обошлось без сообщений о нарушениях в сфере закупочных процедур по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО). УФАС по Красноярскому краю в настоящий момент расследует несколько дел, возбужденных как в отношении операторов по вывозу ТБО в Красноярском крае, так и регионального министерства экологии и рационального природопользования, сообщил Олег Харченко.
– По заявлению краевой прокуратуры возбуждено шесть дел. Все в отношении хозяйствующих субъектов и министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, – сказал заместитель руководителя УФАС. – Возбуждено дело в отношении «Планеты Сервис» по Мотыгинской, Назаровской, Лесосибирской, Абанской, Канской технологическим зонам. При проведении отбора были предоставлены поддельные банковские гарантии – здесь задействован уже фактически ликвидированный «Бинбанк». Прокуратура выяснила, что оперировали подделками, ни в каких реестрах банковских документы не появлялись, – это такое массовое мошенничество на территории Красноярского края. Кроме того, есть дело в отношении компаний «РостТех», «ЭкоРесурс», «ЭкоРесурс групп»: через систему «ПлатеЖКи» оплата за вывоз мусора перечисляется на реквизиты «ЭкоРесурс», тогда как оператором является «РостТех». Здесь картели, соглашения, мутные схемы – со всем этим приходится разбираться. Сейчас пошли жалобы от конкретных юридических лиц и торговых сетей на то, что в договорах устанавливаются дискриминирующие условия, кратные увеличению платы в договорах. Нам придется, скорее всего, остаток весны и все лето заниматься сложившейся ситуацией.
Три блока закупок
Закупочные процедуры для универсиады делились на три блока. Первый – это закупки по Закону № 44-ФЗ «О контрактной системе». Здесь жалоб было много, однако каждая третья жалоба была признана необоснованной.
Второй блок охватывал конкурсы, которые были объявлены в рамках Закона № 233-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Это были закупки для нужд организаций, которые создавались под определенные задачи.
– Здесь практически все жалобы были признаны необоснованными. Не из-за того, что не было нарушений, а из-за того, что 223-й закон менее жесток по отношению к процедурам. Он рамочный, и там можно «поиграть фантазией», и в положении о закупке сделать все возможные ходы для того, чтобы закупка прошла так, как необходимо заказчику, – отметил Олег Харченко.
Третий блок закупок проводился на условиях, предусмотренных для автономных некоммерческих организаций (АНО). Исполнительная дирекция универсиады была создана в форме АНО.
– Там закупки осуществлялись еще менее регламентированно, чем по 223-му закону. К нам поступило очень много заявлений в виде жалоб, и мы их не рассматривали в силу отсутствия полномочий, – сказал Олег Харченко.
Тем не менее он отметил, что «взаимоотношения с отдельно взятыми хозяйствующими субъектами – это предмет достаточно пристального будущего изучения». О том, как что и на каких условиях закупала дирекция универсиады, – вопрос отдельного исследования, которое будет проведено.
– Мы смотрели, что там содержательно происходит, сейчас несколько дел о нарушении антимонопольного законодательства уже возбуждено, часть находится на рассмотрении. Здесь, что называется, terra incognita.
Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства по закупкам, осуществляемым дирекцией универсиады, еще впереди, – заявил замруководителя Красноярского УФАС.
Однако первые результаты рассмотрения жалоб на закупки для универсиады уже есть. Как рассказал Олег Харченко, по результатам проверки в реестр недобросовестных поставщиков были включены две организации.
Ими стали компания из Владимирской области, которая выиграла конкурс и не справилась с его условиями, не обеспечив должным образом функционирование медицинского центра в деревне универсиады, там имел место срыв сроков поставки необходимого оборудовании, и ООО ИЦ «СпецПромПроект», который в 2017 году устроил коллапс на проспекте Мира в Красноярске.
Все прошло, как надо?
На следующий день после пресс-конференции региональные СМИ вышли с заголовками о том, что закупки к универсиаде прошли с массовыми нарушениями.
Данная информация вызвала определенный общественный резонанс, и УФАС не могло оставить эти сообщения без комментариев.
«В ходе пресс-конференции была дана положительная оценка закупочной практики государственных и муниципальных органов – заказчиков, уполномоченных органов, комиссий при осуществлении закупок для нужд XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске. В сложившейся правовой среде такие нарушения, как составление документаций о закупках с нарушением установленных требований, нарушение порядка рассмотрения заявок участников, в подавляющем большинстве случаев не повлекли за собой аннулирование закупок и не повлияли на сроки исполнения контрактов», – говорится в официальном заявлении УФАС по Красноярскому краю.
В заявлении подчеркивается, что в порядке правоприменения по ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не было ни одной обоснованной жалобы.
– Таким образом, закупочная составляющая XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года действительно реализована на высоком профессиональном уровне, что и было подтверждено на пресс-конференции. Выделение в качестве показателя процента закупок, проведенного с нарушениями, в отрыве от общей характеристики закупочного процесса, является неправомерным и искажающим объективную картину, – отмечается в официальном заявлении Красноярской УФАС.
Тем не менее некоторыми закупками для универсиады серьезно заинтересовалась Федеральная служба безопасности (ФСБ). Так, УФСБ России по Красноярскому краю направило в региональный УФАС документ относительно деятельности КГБУ «Центр питания». В документах говорится, в частности, о грубых нарушениях принципа конкурентности в ходе закупок.
– ФСБ полагает, что «Центр питания» неправомерно на сумму в 250 млн закупал продукты, которыми питались спортсмены, – уточнил Валерий Захаров.
Данные торги шли по Закону № 223-ФЗ, который позволяет заказчику известные вольности. По словам Валерия Захарова, механизм ухода от конкурентных процедур в данном случае был «банальным до невозможности».
– В положении о торгах это общество написало возможность заключения контрактов с единственным поставщиком по такой позиции, как организация любых мероприятий, связанных с универсиадой, – заявил он.
К универсиаде построили и реконструировали 30 объектов, однако, по словам Валерия Захарова, со строительством «получилось не все хорошо». Дело в том, что строить пришлось не то, не так и не в таких объемах, как было указано изначально.
– Сейчас в судах уже появились иски с целью понудить заказчика заплатить сверх. Соответственно, у других участников аукционов также возникают вопросы о том, почему победители начали строить не то и в другие сроки, – сказал Валерий Захаров.
Поскольку срок давности для возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства составляет три года, «все еще впереди», заявил глава Красноярского УФАС
Текст: Дмитрий Симонов
Назад в раздел