НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Картелям тут не место


Untitled-1.jpg

Борьба с антимонопольными соглашениями будет происходить на местах

Проблема картелизации российской экономики настолько остра, что об этом постоянно говорится на самом высоком уровне. Утверждается, что картели в госзакупках снижают уровень конкуренции и приводят к растрате государственных средств. По словам специалистов, чаще всего картели образуются в ходе торгов на поставку медицинских товаров и строительство, особенно это касается дорожного строительства.

Прямой ущерб

На днях стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ и Министерство транспорта приняли решение о создании совместной рабочей группы по профилактике картелизации сферы дорожного строительства. Об этом сообщили в пресс-службе антимонопольного ведомства.

– В настоящее время ФАС вместе с Минтрансом готовятся к созданию совместной рабочей группы по профилактике картелей в сфере дорожного строительства и транспорта, что в итоге должно способствовать повышению контроля за нарушениями и снижению уровня картелизации отраслей, – сообщили в ФАС.

Подобная мера стала логичным шагом в развитие указаний, данных Президентом России Владимиром Путиным в ходе его встречи с главой ФАС Игорем Артемьевым. На ней руководитель ФАС назвал дорожное строительство одной из отраслей, наиболее «засоренных» картелями. По его словам, в этой сфере сговоры наблюдаются практически на 80–90% торгов.

ФАС оценивает вред экономике РФ от картельных сговоров и на торгах примерно в 2% ВВП.

– Хотел доложить об исполнении вашего поручения по борьбе с картелями. Сегодня мы оцениваем вред от ценовых сговоров в различных коммерческих структурах, на торгах и собственно в экономике примерно в 2% ВВП, – сказал Игорь Артемьев.

О том, что против картелей нужно принимать самые решительные меры, говорит и премьер-министр России Дмитрий Медведев, который одобрил программу борьбы с деятельностью картелей и соглашений, ограничивающих конкуренцию.

– Я подписал распоряжение Правительства по утверждению программы мер по выявлению и пресечению картелей и соглашений, которые ограничивают конкуренцию. Такого рода шаги требовали согласования с бизнесом, поскольку они затрагивают и государственные интересы, и интересы предпринимателей,– заявил премьер.

Дмитрий Медведев отметил, что в год заводят более 400 антимонопольных дел, при этом 85% из них – это картели.

Программа должна быть реализована с 2019 по 2023 год. В документе прописаны два целевых показателя. Во-первых, количество картельных сговоров с ущербом менее 10 млн руб. до 2030 года должно сократиться на 30%. Во-вторых, отношение административных дел к количеству постановлений, дошедших до приставов уже 2019 году должно составить 20%, а к 2030-му – достигнуть 30%.

Ранее ФАС призвала увеличить штрафы за картельный сговор. По мнению заместителя главы ведомства Андрея Цариковского, за крупные сговоры и картели в бюджетной сфере должны грозить многомилионные штрафы.

Региональный аспект

Главные задачи, стоящие перед ФАС в сфере борьбы с антиконкурентными соглашениями, обозначил территориальным управлениям начальник Управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев на региональном семинаре-совещании, прошедшем в июле в Калуге.

Об этом сообщает пресс-служба ФАС. Андрей Тенишев рассказал о недавно принятой межведомственной программе по борьбе с картелями и отметил, что для ФАС России в программе заложены параметры, которые необходимо будет достичь уже сейчас. Во-первых, это снижение количества мелких дел о картелях и антиконкурентных соглашениях, во-вторых, увеличение взыскания штрафов за них.

– Критерий для «мелких» дел – это доход, полученный от действия картеля. Так, доход, который отделяет уголовно наказуемый картель от административного – 50 млн рублей, а размер ущерба – 10 млн рублей, – пояснил он. Говоря о проблемах взыскания штрафов, начальник Управления по борьбе с картелями подчеркнул:

– Для того, чтобы избежать штрафов, ответчики организуют преднамеренное банкротство, перерегистрируются, выводят активы и предпринимают массу иных недобросовестных действий.

По его словам, чем быстрее возбуждается административное дело и чем быстрее рассматривается, тем больше шансов на взыскание штрафа.

Другой важнейшей задачей, стоящей перед ФАС России, является контроль реализации национальных проектов.

– Деньги выделяются через систему госзаказа. Нами уже возбуждены первые дела, где имеются признаки картеля на торгах по строительству объектов, профинансированных за счет нацпроектов, – отметил Андрей Тенишев. – Картель на торгах ведет к тому, что цена не снижается, экономии нет, страдают добросовестные участники рынка, а при условии сговора с заказчиком в цену закладываются и коррупционные расходы.

Он, в частности, привел в пример расследуемые ФАС России картельные дела в сфере фармацевтики и подчеркнул, что «Здоровье» – приоритетный нацпроект, куда в том числе пойдут бюджетные средства.

В заключение начальник профильного управления проработал с представителями территориальных органов методику доказывания картелей и ответил на вопросы коллег.

Антиконкурентные практики при реализации нацпроектов обсудили и в Ингушетии в ходе третьего экономического открытого форума «Реализация Национального плана развития конкуренции в РФ». Особенностью данного форума стал «уклон» на национальные проекты, ключевыми целями которых является обеспечение глобальной конкурентоспособности российской экономики.

Участниками форума стали представители аппарата главы и правительства региона, руководители министерств и ведомств, бизнес-сообщества, предприниматели, представители правоохранительных органов, региональные и федеральные СМИ. В качестве гостей и основных докладчиков в открытом форуме приняли участие представители центрального аппарата ФАС России: заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков, начальник отдела проектов по развитию конкуренции Правового управления ФАС России Михаил Храмцов.

В своем докладе Михаил Храмцов особо подчеркнул необходимость достижения целей Национального плана развития конкуренции при реализации национальных и федеральных проектов, в том числе и на региональном уровне.

Он осветил основные инициативы ФАС России, направленные на включение в цели и мероприятия национальных и федеральных проектов.

Также он рассказал о типовых антиконкурентных практиках, которые наблюдаются в регионах в ходе реализации национальных проектов и федеральных программ.

– Задачи национальных проектов тесно перекликаются с задачами по развитию конкуренции в стране, и конкуренция должна стать базовым инструментом их достижения, – подытожил Михаил Храмцов.

В свою очередь Мухамед Хамуков рассказал о практике выявления антиконкурентных соглашений в национальной экономике.

Он отметил, что «давление на экономику страны от различных видов сговоров приводит к отсутствию экономии в сфере публичных торгов, а также к ухудшению благосостояния общества. Нет сфер экономической деятельности, где бы не были обнаружены сговоры. На товарных рынках это топливно-энергетический комплекс, аграрный сектор, промышленность, потребительский сектор и т.д.

При этом на публичных торгах сговорами поражены не только закупки, зачастую это происходит и при продаже государственного и муниципального имущества. Это невидимое систематическое воровство у граждан и государства».

Представители центрального аппарата ФАС России совместно с руководством УФАС по Республике Ингушетии также приняли участие в заседании межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов при прокуратуре Республики Ингушетия, где обсудили результаты взаимодействия и наметили мероприятия по пресечению сговоров.

Текст: Дмитрий Симонов

Иллюстрация: Алексей Раснюк



Назад в раздел
ГераМОЭСККростМД-групп
ВКСтройИнвест-3Швабе