Борьба с антиконкурентными соглашениями – залог успеха в экономическом развитии страны
Открытость и доступность – необходимые составляющие, способствующие ведению диалога с московским бизнесом, предполагается реализовать в созданном по инициативе контрольного органа Общественном совете при Московском управлении Федеральной антимонопольной службы России. Состоялось первое заседание учрежденной ФАС организации. Создание общественных советов всех уровней – это повышение уровня взаимодействия между бизнес-сообществом и властью.
Суть сговора
Что делать с антиконкурентными соглашениями и как с ними бороться, рассказал начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.
– Картель – это когда хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке, в ходе торгов договорились о том, чтобы повышать, снижать либо поддерживать цену контракта на определенном уровне, – дал основное определение антиконкурентных соглашений глава управления ФАС.
Кроме того, Андрей Тенишев заметил, что к их числу относится сговор о разделе рынка, бойкоте торгов и т.д.
– Суть любого сговора на торгах в конечном итоге заключается в том, что стоимость товара, работы и услуги для государства увеличивается, – рассказал Андрей Тенишев.
Как известно, российским антимонопольным законодательством запрещены и те антиконкурентные соглашения, которые могут затруднять вход определенных компаний на товарные рынки, создавать барьеры для покупателей и производителей.
– Кроме того, в российском антимонопольным законодательстве есть запрет на антиконкурентное соглашение органов власти с хозяйствующими субъектами. Это уникальный запрет, такого, наверное, нет нигде в мире, однако такие соглашения запрещены у нас как на товарных рынках, так и в случае проведения закупочных процедур в рамках госзаказа, – отметил Андрей Тенишев.
Глава управления напомнил, что санкции за нарушения этих запретов достаточно серьезные. Если речь идет о сговорах на товарных рынках, то это административные штрафы для юридических лиц, которые могут достигать 15% выручки на том рынке, где совершено нарушение.
А если имеет место сговор на торгах, то административный штраф может достигать 50% начальной максимальной цены контракта каждому участнику этого соглашения, независимо от того, победил он в этих торгах или нет.
– В том случае, если это крупный картель или сговор с органом власти, причинивший существенный вред интересам государства и общества, встает вопрос о применении уголовного законодательства. Подобного рода нарушения описывает ст. 178 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает до 7 лет лишения свободы.
Кроме того, чиновники могут быть привлечены к ответственности по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», – рассказал Андрей Тенишев.
По его словам, в год ФАС возбуждает от 600 до 700 дел по различного рода сговорам на торгах.
– Из них больше половины – это дела о картелях, остальные касаются иных нарушений, в том числе и сговоров с участием государственных заказчиков и органов власти, – пояснил Андрей Тенишев. – Из тех картелей, которые мы выявляем, 85%, а иногда даже 90%, это картели на торгах, то есть соглашения хозяйствующих субъектов, которые договариваются о поддержании цен при государственных закупках. На основании возбужденных дел о сговорах каждый год ФАС выносит постановление о взыскании от 3 до 4 млрд руб. административных штрафов.
Взаимодействие налажено
С уголовными делами еще совсем недавно все обстояло несколько сложнее. Раньше их было совсем немного, правоохранительные органы не спешили их возбуждать, однако в 2017 году Президент РФ подписал перечень поручений, в одном из которых ФАС предписывалось наладить взаимодействие с правоохранительными органами с целью организации уголовного преследования участников картельных сговоров.
– Хочу напомнить, что конкуренция – это конституционная ценность. Защита конкуренции у нас вытекает из необходимости защищать Конституцию. Любое посягательство на конституционные права граждан, на конституционные основы государственного строя, конечно, подлежит уголовно-правовому преследованию, – отметил глава управления ФАС. – Во исполнение этого поручения президента такое взаимодействие было налажено. Глава правительства Дмитрий Медведев еще осенью 2019 года утвердил
Межведомственную программу по выявлению, пресечению картелей и иных антиконкурентных соглашений. Мы эту программу уже начали реализовывать совместно с Генеральной прокуратурой, МВД, ФСБ и всеми другими органами, которые там указаны. Результат нашей работы есть, на сегодняшний день возбуждено 46 уголовных дел по факту картельных сговоров, – рассказал Андрей Тенишев.
В качестве примера эксперт привел дело из Каменского района Ростовской области.
– Там получилось так, что глава района дал поручение своим подчиненным, проводящим торги на постройку детского сада, под совершенно надуманными поводами отклонить все заявки всех компаний, кроме одной.
В результате эта самая любимая руководством компания без всякого снижения цены выигрывает конкурс. Наш территориальный антимонопольный орган рассмотрел дело о сговоре органа власти и хозяйствующего субъекта, Следственный комитет возбудил уголовное дело.
Результат – приговор главе Каменского района по ст. 285 УК РФ – 1 год 4 месяца лишения свободы, – рассказал Андрей Тенишев.
Неприкасаемых нет
Одновременно глава управления ФАС попенял представителям СМИ на то, что они не всегда в полной мере освещают подобные дела.
– Например, много писали о том, что бывшего мэра Владивостока осудили за взятки и злоупотребление должностными полномочиями. И только несколько изданий в самом Владивостоке написали, что на самом-то деле проблема была в том, что он вступил в сговор с определенными хозяйствующими субъектами. Только они могли выигрывать торги на строительство, ремонт дорог, а также поставку различных компонентов для их строительства. А уже потом они ему платили взятки, – рассказал представитель ФАС.
Как и в Ростовской области, территориальный орган ведомства рассмотрел дело по признакам нарушения ст.16 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», после чего материалы были переданы в Следственный комитет, который, в свою очередь, возбудил уголовное дело.
Строительство и ремонт дорог, как отметил Андрей Тенишев, является одной из самых закартелизованных сфер госзакупок. По его словам, качество дорог в том или ином регионе может много рассказать о количестве антиконкурентных соглашений.
– Мы сравнили исследования, где перечислены 20 регионов в РФ с самым худшим качеством дорог. А у нас есть рейтинг регионов с точки зрения картелизации дорожной сферы. Они совпадают на 100%. В самую первую очередь, это Челябинск. Историю с челябинским губернатором слышали, наверное. Через два дня после того как мы вынесли решение о том, что он виновен в сговоре с одной из дорожно-строительных компаний, президент принял решение об его отставке. Вполне возможно, это просто совпадения, но все может быть, – рассказал Андрей Тенишев.
В Челябинске ситуация дошла до предела. Несколько местных компаний, которые в совокупности имели 6% рынка, договорились с губернатором и за пару лет довели свою долю до 98%.
– Писали, что губернатора отправили в отставку потому, что там «какая-то проблема с дорогами». А что там не так с дорогами, не написал никто. Качество дорог в Челябинской области худшее в РФ. Причина этому – сговор на торгах. Потому что если компания договорилась с заказчиком, то какой смысл делать лучше, если нет конкурента? Главное, никто не задался вопросом: а куда, собственно, делись все остальные дорожные компании, которые были в Челябинской области? А они просто обанкротились. Вот последствия этого сговора. Плохие дороги – раз и убийство бизнеса – два, – рассказал глава управления ФАС.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что картель – это угроза экономике, экономическая диверсия.
Ведь в этих разорившихся компаниях работали люди, которые лишились работы, они платили налоги. Таким образом, со всех сторон убытки. Именно поэтому борьба с картельными сговорами в любом виде – это государственная задача, от успешности ее решения будет зависеть развитие экономики Российской Федерации.
Текст: Дмитрий Симонов
Фото: Олег Паршин
Назад в раздел