Сговоры на поставках питания в детсады и школы снижают его качество
В вопросах школьного и дошкольного образования не менее важную роль, чем усвоение знаний, играет качественное питание, продукты для которого закупаются в рамках государственного заказа. К сожалению, с этим есть определенные проблемы, которые необходимо решать на самом высоком уровне. Поэтому тему питания школьников тщательно изучат и представят варианты улучшения ситуации лично Президенту России Владимиру Путину.
Здоровое питание – здоровый ребенок
Об этом было заявлено в ходе работы Исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) на Всероссийском онлайн-форуме «Про питание». Мероприятие было посвящено организации школьного питания для учеников 1–4 классов. Оно прошло 28 июля в онлайн-формате. В нем приняли участие более 7,5 тыс. человек, среди которых были не только активисты самого ОНФ, но и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), поставщиков, учебных учреждений и родительского сообщества.
Во вступительном слове координатор бюро расследований ОНФ, депутат Госдумы Антон Гетта напомнил, что активисты Народного фронта вплотную занялись проблемой обеспечения качественным питанием в детсадах и школах еще в 2017 году.
Поводом стало обращение заведующей детским садом № 16 «Искорка», который расположен в городе Красный Сулин Ростовской области, с рассказом о серьезнейших нарушениях поставщиком норм питания для детей. Причиной тому стали картельные сговоры в ходе закупочных процедур на поставку питания в детские организации региона.
– В период с 2016 по 2020 год по материалам Бюро расследований ОНФ антимонопольным органом вынесено 20 решений по делам о сговорах на торгах на рынке продуктов питания на общую сумму более 10,8 млрд руб., – рассказал Антон Гетта.
В свою очередь сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева напомнила, что Владимир Путин в послании Федеральному Собранию вообще предложил организовать бесплатное горячее питание для всех учеников младшей школы.
– Там, где это технически возможно, горячее питание будет запущено с 1 сентября текущего года, а в целом по всей стране система должна заработать до 1 сентября 2023 года. Весь охват начальной школы составляет около 7 млн детей по всей стране, вопрос качественного питания принципиально важен, потому что мы говорим о здоровом развитии и успеваемости детей, – отметила Елена Шмелева.
Обеспечить конкуренцию
Как отметил заместитель директора департамента финансов, экономики и организации бюджетного процесса Министерства просвещения РФ Андрей Родионов, по состоянию на 15 июля в стране насчитывается 58 организаций, готовых обеспечить детей младшей школы горячим питанием уже с 1 сентября текущего года.
– Проект распределения федеральных денег на три года по регионам составляет: на 2020 год – 16,2 млрд руб., на 2021 год – 40,4 млрд руб., на 2022 год – 41,8 млрд руб. При этом озвучить, какие именно субъекты готовы к запуску системы горячего питания с начала учебного года, мы не можем до принятия окончательного решения Правительством РФ, – добавил он.
Представитель Минпросвещения РФ предупредил, что те субъекты Фе-дерации, которые сами ничего не делают и просто ждут выхода распоряжения Правительства России по распределению федеральных субсидий, рискуют не успеть к 1 сентября заключить все необходимые контракты: – Мы, безусловно, будем следить за тем, как проводятся закупочные процедуры в этой сфере. Но хочется надеяться, что дополнительное финансирование, которое будет направлено на питание школьников, не станет приманкой для недобросовестных дельцов.
О том, что такая опасность имеется, заявил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев:
– Особенно показательно влияние сговоров на сферу поставок питания для соцучреждений. По его мнению, бизнес должен быть честным, и в ФАС надеются, что в данных закупках будут принимать участие поставщики, которые умеют открыто конкурировать и работать, а не договариваться.
Как рассказал Андрей Тенишев, в ходе закупочных процедур на поставку питания в детские учреждения часто бывает так, что картель делит между собой лоты, и компании не конкурируют между собой.
– Поэтому в ситуациях, когда компания получила государственный контракт вследствие сговора, заказчик нередко оказывается перед сложным выбором – вынужденно соглашаться на низ-кое качество услуг, оказываемых такими «псевдомонополистами», либо судиться с ними и сорвать поставки, – рассказал Андрей Тенишев. – А сорванные поставки – это ненакормленные дети.
Представитель ФАС напомнил, что избежать нарушения антимонопольного законодательства при проведении и участии в государственных и муниципальных закупках довольно просто: достаточно не вступать друг с другом в антиконкурентные соглашения.
– Это не значит, что существует запрет на любое общение. Заказчикам и пос тавщикам можно на официальном уровне встречаться и общаться друг с другом, участвовать в круглых столах и конференциях о повышении качества товаров и услуг. Но это не должно выливаться в какие-то договоренности о том, кто должен стать победителем торгов, – пояснил представитель ФАС России. – Незаконны и сговоры поставщиков по поддержанию начальной максимальной цены контракта.
Андрей Тенишев заострил внимание аудитории на важности того, что заказчик не должен «затачивать» проектную документацию под конкретную компанию, даже если ее предложения понравились ему больше всего.
Чем больше картелей, тем хуже питание
По информации представителя ФАС, крупные картели в сфере организации питания школьников выявлены в Ульяновске, Санкт-Петербурге, Хакасии, Вологде и ряде других регионов.
– Наша совместная с ОНФ работа показывает, что картели в этой сфере приводят не только к поддержанию цен на торгах, но и снижению качества питания. В некоторых случаях были зафиксированы и пищевые отравления учащихся, – сказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России. – Безусловно, незаконно сговариваться, нечестно выигрывать торги и получать госконтракты. Но наживаться на детях незаконно вдвойне, это преступно и аморально.
Говоря о предусмотренной за сговоры на торгах ответственности, Андрей Тенишев напомнил слушателям как об административных штрафах для юридических лиц в размере до 50% начальной (максимальной) цены контракта, так и об уголовной ответственности для должностных лиц.
Также представитель антимонопольного ведомства ответил на вопросы, касающиеся внесения изменений в контракты, последствий укрупнения лотов и чрезмерных и необоснованных требований в конкурсной документации.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова отметила, что, несмотря на энергичные меры, которые предпринимаются на самом высоком уровне, жалобы на качество питания школьников поступают до сих пор.
– Сейчас очень важно не только продолжать поиск самых эффективных моделей обратной связи с родителями в целях организации качественного питания детей в образовательных организациях (а во многих регионах такие практики уже есть), но и приходить к единообразию проведения такого общественного мониторинга. Кроме того, одной из проблем является обеспечение качественного специального питания для детей с пищевыми особенностями. Нам важно идти дальше – не только добиться стопроцентного охвата детей качественным и вкусным горячим питанием, но и уделить особое внимание тем детям, которые нуждаются в специализированном питании. Безусловно, за этой задачей стоит еще целый спектр проблем, которые предстоит решить. Уверена, что потенциала, заложенного в поручениях президента, хватит на то, чтобы мы нашли эти решения, – сказала Анна Кузнецова.
Подводя итоги заседания онлайн-форума, Антон Гетта пообещал, что активисты продолжат контролировать нарушения в сфере питания детей в образовательных организациях.
– Более того, к концу года мы подготовим соответствующий доклад со своими выводами и путями решения проблем Президенту России Владимиру Путину, – резюмировал депутат.
Текст: Дмитрий Симонов
Назад в раздел