НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Единообразное применение


мед.png

ФАС России подготовила письма о правоприменительной практике

В конце сентября – начале октября Федеральная антимонопольная служба подготовила несколько писем, где обозначает (на основании федеральных законов и других документов) свою позицию по разным вопросам закупочного процесса, которые возникают как у заказчиков, так и у поставщиков. Такие информационные письма позволяют формировать единообразную практику применения законодательства. Эксперты отмечают, что обратить на них внимание нужно всем участникам рынка.

Закупка одноразовых медицинских изделий

Одно из писем (от 28 сентября 2020 года № ИА/83689/20) – по вопросу закупок медицинских изделий одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков. В документе отмечается: особенности обоснования НМЦК для закупок вышеназванных медицинских изделий утверждены постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 го-да № 102, а также методикой, утвержденной совместным приказом Минздра-ва № 759н и Минпромторга № 3450 от 4 октября 2017 года.

В соответствии с этой методикой аналитическим центом при Правительстве РФ ежегодно до 1 ноября рассчитывается средневзвешенная цена, которая используется для обоснования НМЦК на соответствующий период. Таким образом, сегодня используются средневзвешенные цены, рассчитанные до 1 ноября 2019 года.

Однако в обращениях в ФАС говорится, что, например, в связи с ростом курсов валют в некоторых случаях рыночные цены на закупаемые медицинские изделия превышают цену, определенную заказчиком по соответствующей методике. Это становится причиной признания закупок несостоявшимися: при отсутствии возможности у участников подавать заявки о цене ниже рыночной. А все знают, что одноразовые медицинские изделия, о которых здесь идет речь, ежедневно используются в медицинских учреждениях и без них работать невозможно.

ФАС считает: данные закупки – социально значимые, поэтому обоснование заказчиком при повторной закупке НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ не является основанием для признания в действиях заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе.

Такое решение позволит поддерживать бесперебойное обеспечение стационаров и других медицинских учреждений необходимыми материалами.

При ограничении доступа

Еще одно письмо ФАС (от 29 сентября 2020 года № ИА/84079/20) касается направления (рассмотрения) заявок на участие в аукционах в случае установления заказчиками ограничений доступа к конкурентным процедурам иностранной продукции.

Сегодня если в аукционе участвовали более 10 претендентов, оператор направит заказчику только 10 заявок. Они рассматриваются поочередно, пока не будет допущено 5 участников.

В ФАС отмечают, что из-за этого может не сработать механизм «третий лишний» в случае ограничений на закупку иностранных товаров.

Позиция антимонопольщиков: если при проведении закупки заказчик установил ограничения для поставки иностранной продукции, оператору электронной площадки надлежит направить заказчику заявки всех участников торгов. При этом все эти заявки должна рассмотреть аукционная комиссия.

Если данный порядок не соблюдается, территориальные органы ФАС при проведении контрольных мероприятий должны в своих решениях отмечать данные нарушения в действиях аукционных комиссий и выдавать предписания об их устранении, в том числе и операторам электронных площадок.

О преференциях и повторных закупках

Два письма ФАС датируются 1 октября текущего года. Одно из двух писем ФАС от 01.10.2020 № ИА/85042/20 – о применении положений нормативных правовых актов, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, и приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Письмо адресовано территориальным антимонопольным органам и касается применения 15%-ной ценовой преференции и других механизмов импортозамещения.

Если в процессе проведения закупки невозможно применить механизмы импортозамещения, то заказчик должен использовать ценовую преференцию. Такова должна быть практика рассмотрения жалоб и проведения проверок при применении ст. 14 Закона о контрактной системе – о национальном режиме при осуществлении закупок.

Территориальным органам и центральному аппарату ФАС необходимо руководствоваться этим подходом при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок, – отмечает заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев. – Это нужно для формирования единообразной практики.

Второе письмо № ИА/85170/20 (от 1 октября) посвящено вопросам установления требований к составу заявки при проведении повторной закупки в форме запроса предложений – в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся.

Позиция ФАС: при проведении повторной закупки в сфере строительства участнику достаточно подать «согласие» на участие.

Этот посыл также предназначен для территориальных органов ведомства то же с целью формирования единой правоприменительной практики и сокращения числа нарушений при проведении государственных закупок.

В письме говорится: в рамках Закона № 44-ФЗ для участия в закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства участнику достаточно сообщить о согласии выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией о закупке, в том числе проектной документацией.

В случае признания электронного конкурса или аукциона несостоявшимися заказчик может провести закупку в форме электронного запроса предложений.

Установление иных требований кроме согласия к составу заявки в отношении объекта закупки в случае проведения повторной процедуры в форме запроса предложений по результатам несостоявшегося конкурса или аукциона будет рассматриваться антимонопольной службой как нарушение, – прокомментировал заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев.

На основании теории и практики

Предлагаемая ФАС единая правоприменительная практика вносит ясность в те моменты, по которым возникают разночтения, которые становятся порой не совсем понятными заказчикам и потенциальным подрядчикам. Вся закупочная система у антимонопольщиков на виду, поэтому предложения ФАС имеют под собой практическую основу реализации соответствующего законодательства.

Более того, как сказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев, антимонопольные органы первыми видят признаки нарушений на торгах.

Эти слова представителя ФАС прозвучали на региональном семинаре-совещании территориальных органов ФАС России Приволжского федерального округа. Оно состоялось в режиме видеоконференцсвязи в середине октября.

Как отметил Андрей Тенишев, необходимо разбираться в каждом отдельном случае нарушений, особенно когда речь идет о закупках для реализации нацпроектов. Потому что это те деньги, которые выделены из бюджета для решения на конкурентных условиях задач, поставленных нацпроектами.

Свой взгляд на ситуацию в закупках высказывают и другие представители антимонопольной службы.

Мы видим всю систему закупок изнутри и находимся в диалоге с предпринимателями, заказчиками, разного уровня контролирующими органами, – отмечает начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов.

По информации представителя ФАС, госзаказ – это 7 трлн руб. ежегодно, закупки госкомпаний – 25 трлн руб., то есть почти четверть ВВП нашей страны.

Именно поэтому так важно, чтобы в этой сфере царили закон и порядок.

Текст: Ирена Татонова



Назад в раздел
ТеплоцентрстройМОЭСККростМИЦ
СбербанкФондВККапстройсити