Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) дал отрицательный отзыв на разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проекты Национального плана развития конкуренции и президентского указа об основных направлениях антимонопольной политики на 2017–2018 гг. Соответствующий официальный документ, подписанный президентом РСПП Александром Шохиным, был направлен в антимонопольное ведомство. По мнению представителей бизнеса, ряд предложений ФАС ограничивает закрепленную в Конституции РФ свободу предпринимательской деятельности; другие инициативы ведомства сформулированы неконкретно и допускают неоднозначные трактовки. Но главное, с точки зрения РСПП, неверна сама идея, заложенная в основу упомянутых проектов: конкуренция должна быть не самоцелью, а средством стимулирования экономического роста.
Напомним, что инициативы ФАС содержат целый ряд предложений, направленных на сокращение государственного сектора экономики, ограничение политики импортозамещения, снижение административных барьеров для бизнеса, поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП) и т.д.
Помимо мер чисто экономического характера документы предусматривают расширение взаимодействия антимонопольного ведомства с Генеральной прокуратурой и силовыми структурами, усиление контроля развития конкуренции в регионах, оценку вносимых законопроектов с точки зрения их влияния на конкуренцию. Все это привело бы к радикальному расширению и без того сильно увеличившихся за последние годы полномочий антимонопольного ведомства. Кроме того, принятие предложений ФАС означало бы насаждение конкуренции жесткими методами (с использованием силовиков), а к подобным инициативам в экономическом блоке правительства относятся настороженно. По данным прессы, согласование проектов ФАС в Правительстве РФ идет с большими сложностями, в частности, ряд возражений поступил от Минэкономразвития. Однако в Белом доме против самого Национального плана развития конкуренции не возражают, и речь идет лишь о критике отдельных инициатив ФАС. Что же касается позиции РСПП, то он высказался гораздо более жестко: здесь заявили, что не поддерживают саму идею антимонопольщиков в целом, то есть предложенные ими документы вообще принимать не следует.
Что не устраивает бизнес?
Первое и главное возражение: бизнес не хочет усиления вмешательства госчиновников в свою деятельность и мотивирует данную позицию закрепленными в Конституции экономическими свободами. В этой связи они не поддерживают идею так называемого антимонопольного комплаенса (выработку компаниями внутрикорпоративной системы мер контроля соблюдения антимонопольного законодательства) и ряд инициатив в сфере закупок. Так, например, ФАС давно предлагает обязать крупные, в том числе частные, компании, отдавать часть своих закупок субъектам МСП. Речь может идти о 10%-ной обязательной доле МСП в закупках компаний, с ежегодной выручкой от 7 млрд руб. в год. Напомним, что прошло уже больше года, как эта инициатива была публично озвучена первым вице-премьером Игорем Шуваловым, однако, несмотря на огромное аппаратное влияние вице-премьера, она до сих пор не принята. Позиция крупного бизнеса понятна: одно дело, когда государство на правах собственника диктует правила закупок своим компаниям; совсем другое, когда речь идет о частной фирме, которая, в принципе, может покупать так, как захочет. Между тем даже госкомпании не слишком хотят строиться под общегосударственные закупочные правила, предпочитая сохранение возможности принимать собственные стандарты. Так, давно намеченная радикальная реформа рамочного закона № 223-ФЗ тоже до сих пор не состоялась.
С другой стороны, отечественный бизнес совсем не против господдержки и конкурентных преимуществ перед иностранными компаниями. Отказаться от этого ради высоких идей о свободной конкуренции ему совсем не хотелось бы. Одно дело – свою собственную экономическую свободу защищать, совсем другое дело, когда речь идет о свободе конкурентов. Впрочем, объяснять позицию РСПП одним лишь эгоизмом тоже нельзя: все-таки вводить санкции начала не Россия, от их ввода российский бизнес серьезно пострадал, а принятые в ответ ограничения на ввоз и господдержка политики импортозамещения стали не только своего рода компенсацией отечественному бизнесу, но и решением задач национальной безопасности. В этой связи представители РСПП критически оценили присутствующие в проектах ФАС, но не конкретизированные тезисы о недопустимости дискриминации, заподозрив в них запрет на ограничения для импортных товаров.
Наконец, вернемся к тезису о том, что конкуренция должна быть не целью, а средством развития экономики. Исходя из этого, представители РСПП полагают, что развивать ее нужно не везде, а в тех отраслях, где это ведет к экономическому росту. В других же секторах гипертрофированное внимание к конкуренции может пойти вразрез с другими государственными приоритетами (например, с тем же импортозамещением). В качестве весомого аргумента против излишнего вмешательства представители РСПП приводят поручение президента увеличить число успешных компаний в различных отраслях, высказанное в прошлогоднем послании к Федеральному Собранию. В этой связи они считают, что вместо общего плана развития конкуренции было бы эффективней принять отраслевые программы – для машиностроения, автомобилестроения, строительства, легкой промышленности и т.д.
Возможен ли компромисс?
Между тем сложившуюся в стране экономическую ситуацию довольно трудно назвать благоприятной для развития конкуренции. Логика выхода из экономического кризиса диктует необходимость опираться прежде всего на те компании, которые хорошо работают сейчас, а не ограничивать их с целью создания условия для тех, кто, может быть, хорошо заработает в будущем. Кроме того, продолжение политики санкций и твердая позиция Президента РФ в деле отстаивания государственного суверенитета говорят в пользу того, что политика импортозамещения будет продолжаться независимо от того, как она повлияет на конкуренцию. В этом отношении интересы государства и отечественного бизнеса совпадают, и попытки плыть против течения обречены на провал. Вряд ли именно сейчас возможно радикальное сокращение госсектора экономики. Не исключено, что это было бы эффективно в других условиях, но в нынешний сложный для экономики период госсектор скорее даже более стабилен, чем частный бизнес.
Вместе с тем хоронить идею ФАС было бы явно преждевременно. Важнейший аргумент в его пользу – это решение Правительства РФ о необходимости разработки Национального плана развития конкуренции на 2017–2018 гг., принятое в конце сентября. Это значит, что, скорее всего, документ в том или ином виде появится. Правда, что в нем останется от ключевых предложений ФАС, непонятно. По некоторым сведениям, в рамках согласования уже смягчена позиция по импортозамещению и устранено требование анализа законопроектов по степени их воздействия на конкуренцию. Вполне возможно, что может возобладать позиция Минэкономразвития: конкуренцию развивать надо, но в рамках существующих схем работы и нынешнего объема полномочий ФАС.
Однако и принимать полностью выхолощенный документ также было бы не лучшим решением. Все же он содержит целый ряд здравых идей, способных оказать позитивное влияние на экономику в любой, в том числе и в кризисной, ситуации. Речь идет в первую очередь о снижении административных барьеров для бизнеса, поддержке субъектов МСП и повышении уровня конкурентности закупок по 223-ФЗ. Это помогло бы стимулировать экономическую активность, не нанося ущерба ни государственным приоритетам, ни стабильности крупных компаний. Было бы очень неплохо, если бы ФАС, найдя союзников и в Минэкономразвития, и в бизнес-объединениях, сделал упор именно не эти аспекты развития конкуренции. А вопросы приватизации унитарных предприятий и условия участия иностранных компаний в госзакупках были отложены до лучших времен – до выхода экономики на устойчивое развитие, не зависящее от внешней конъюнктуры.
Напомним, что инициативы ФАС содержат целый ряд предложений, направленных на сокращение государственного сектора экономики, ограничение политики импортозамещения, снижение административных барьеров для бизнеса, поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП) и т.д.
Помимо мер чисто экономического характера документы предусматривают расширение взаимодействия антимонопольного ведомства с Генеральной прокуратурой и силовыми структурами, усиление контроля развития конкуренции в регионах, оценку вносимых законопроектов с точки зрения их влияния на конкуренцию. Все это привело бы к радикальному расширению и без того сильно увеличившихся за последние годы полномочий антимонопольного ведомства. Кроме того, принятие предложений ФАС означало бы насаждение конкуренции жесткими методами (с использованием силовиков), а к подобным инициативам в экономическом блоке правительства относятся настороженно. По данным прессы, согласование проектов ФАС в Правительстве РФ идет с большими сложностями, в частности, ряд возражений поступил от Минэкономразвития. Однако в Белом доме против самого Национального плана развития конкуренции не возражают, и речь идет лишь о критике отдельных инициатив ФАС. Что же касается позиции РСПП, то он высказался гораздо более жестко: здесь заявили, что не поддерживают саму идею антимонопольщиков в целом, то есть предложенные ими документы вообще принимать не следует.
Что не устраивает бизнес?
Первое и главное возражение: бизнес не хочет усиления вмешательства госчиновников в свою деятельность и мотивирует данную позицию закрепленными в Конституции экономическими свободами. В этой связи они не поддерживают идею так называемого антимонопольного комплаенса (выработку компаниями внутрикорпоративной системы мер контроля соблюдения антимонопольного законодательства) и ряд инициатив в сфере закупок. Так, например, ФАС давно предлагает обязать крупные, в том числе частные, компании, отдавать часть своих закупок субъектам МСП. Речь может идти о 10%-ной обязательной доле МСП в закупках компаний, с ежегодной выручкой от 7 млрд руб. в год. Напомним, что прошло уже больше года, как эта инициатива была публично озвучена первым вице-премьером Игорем Шуваловым, однако, несмотря на огромное аппаратное влияние вице-премьера, она до сих пор не принята. Позиция крупного бизнеса понятна: одно дело, когда государство на правах собственника диктует правила закупок своим компаниям; совсем другое, когда речь идет о частной фирме, которая, в принципе, может покупать так, как захочет. Между тем даже госкомпании не слишком хотят строиться под общегосударственные закупочные правила, предпочитая сохранение возможности принимать собственные стандарты. Так, давно намеченная радикальная реформа рамочного закона № 223-ФЗ тоже до сих пор не состоялась.
С другой стороны, отечественный бизнес совсем не против господдержки и конкурентных преимуществ перед иностранными компаниями. Отказаться от этого ради высоких идей о свободной конкуренции ему совсем не хотелось бы. Одно дело – свою собственную экономическую свободу защищать, совсем другое дело, когда речь идет о свободе конкурентов. Впрочем, объяснять позицию РСПП одним лишь эгоизмом тоже нельзя: все-таки вводить санкции начала не Россия, от их ввода российский бизнес серьезно пострадал, а принятые в ответ ограничения на ввоз и господдержка политики импортозамещения стали не только своего рода компенсацией отечественному бизнесу, но и решением задач национальной безопасности. В этой связи представители РСПП критически оценили присутствующие в проектах ФАС, но не конкретизированные тезисы о недопустимости дискриминации, заподозрив в них запрет на ограничения для импортных товаров.
Наконец, вернемся к тезису о том, что конкуренция должна быть не целью, а средством развития экономики. Исходя из этого, представители РСПП полагают, что развивать ее нужно не везде, а в тех отраслях, где это ведет к экономическому росту. В других же секторах гипертрофированное внимание к конкуренции может пойти вразрез с другими государственными приоритетами (например, с тем же импортозамещением). В качестве весомого аргумента против излишнего вмешательства представители РСПП приводят поручение президента увеличить число успешных компаний в различных отраслях, высказанное в прошлогоднем послании к Федеральному Собранию. В этой связи они считают, что вместо общего плана развития конкуренции было бы эффективней принять отраслевые программы – для машиностроения, автомобилестроения, строительства, легкой промышленности и т.д.
Возможен ли компромисс?
Между тем сложившуюся в стране экономическую ситуацию довольно трудно назвать благоприятной для развития конкуренции. Логика выхода из экономического кризиса диктует необходимость опираться прежде всего на те компании, которые хорошо работают сейчас, а не ограничивать их с целью создания условия для тех, кто, может быть, хорошо заработает в будущем. Кроме того, продолжение политики санкций и твердая позиция Президента РФ в деле отстаивания государственного суверенитета говорят в пользу того, что политика импортозамещения будет продолжаться независимо от того, как она повлияет на конкуренцию. В этом отношении интересы государства и отечественного бизнеса совпадают, и попытки плыть против течения обречены на провал. Вряд ли именно сейчас возможно радикальное сокращение госсектора экономики. Не исключено, что это было бы эффективно в других условиях, но в нынешний сложный для экономики период госсектор скорее даже более стабилен, чем частный бизнес.
Вместе с тем хоронить идею ФАС было бы явно преждевременно. Важнейший аргумент в его пользу – это решение Правительства РФ о необходимости разработки Национального плана развития конкуренции на 2017–2018 гг., принятое в конце сентября. Это значит, что, скорее всего, документ в том или ином виде появится. Правда, что в нем останется от ключевых предложений ФАС, непонятно. По некоторым сведениям, в рамках согласования уже смягчена позиция по импортозамещению и устранено требование анализа законопроектов по степени их воздействия на конкуренцию. Вполне возможно, что может возобладать позиция Минэкономразвития: конкуренцию развивать надо, но в рамках существующих схем работы и нынешнего объема полномочий ФАС.
Однако и принимать полностью выхолощенный документ также было бы не лучшим решением. Все же он содержит целый ряд здравых идей, способных оказать позитивное влияние на экономику в любой, в том числе и в кризисной, ситуации. Речь идет в первую очередь о снижении административных барьеров для бизнеса, поддержке субъектов МСП и повышении уровня конкурентности закупок по 223-ФЗ. Это помогло бы стимулировать экономическую активность, не нанося ущерба ни государственным приоритетам, ни стабильности крупных компаний. Было бы очень неплохо, если бы ФАС, найдя союзников и в Минэкономразвития, и в бизнес-объединениях, сделал упор именно не эти аспекты развития конкуренции. А вопросы приватизации унитарных предприятий и условия участия иностранных компаний в госзакупках были отложены до лучших времен – до выхода экономики на устойчивое развитие, не зависящее от внешней конъюнктуры.
Назад в раздел