НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Пакетом по картелю


ФАС подготовила поправки к законодательству для борьбы с картелями.

В середине марта Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела заседание Общественного совета, в ходе которого были рассмотрены основные результаты деятельности ведомства. В частности, было подробно рассказано о защите конкуренции при проведении государственных закупок.

Конкуренция страдает

Как постоянно отмечают руководители ФАС, одной из самых острых проблем государственных закупок является сильная картелизация данной сферы. К сожалению, несмотря на все усилия Антимонопольного ведомства, количество антиконкурентных сговоров, фиксируемых в ходе торгов, все еще велико и продолжает расти. Руководитель управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев привел данные, которые наглядно демонстрируют размер ущерба для государственной казны, связанный с действиями картелей в сфере госзакупок.

– Ежегодный объем государственных закупок в России достигает 25 трлн руб., что составляет примерно 30% ВВП. При этом ущерб от картелей находится на уровне 1,5–2% ВВП, – заявил Андрей Тенишев. Руководитель управления отметил, что по итогам 2017 года ФАС возбудила 360 дел о картелях против 334 дел в 2016 году.

Количество картельных соглашений не одинаково в разных отраслях, например, «рекордсменом» в этой области, как не раз уже говорилось, являются торги на поставку медикаментов и медицинского оборудования, также велик ущерб от деятельности картелей в торгах на строительство и обслуживание транспортной инфраструктуры.

В ходе заседания отмечалось, что для борьбы с картелями необходимо принимать самые решительные меры. В частности, ФАС подготовила проект поправок в законодательство, существенно ужесточающих ответственность за антиконкурентные соглашения. Проект в целом уже одобрило правительство.

Это особенно важно на фоне подписания президентом в декабре прошлого года Национального плана по развитию конкуренции. О том, как этот план реализуется и каковы его первые результаты, будут говорить на Государственном совете, который пройдет 17 апреля под руководством Президента РФ, сообщил глава антимонопольной службы Игорь Артемьев.

– Заседание Госсовета состоится 17 апреля, причем это будет не президиум Госсовета, где участвует небольшое число губернаторов, а настоящий Госсовет, на который будут приглашены все губернаторы нашей страны и, соответственно, будет президент, – сказал Игорь Артемьев.

Национальный план по развитию конкуренции предполагает реализацию конкретных мероприятий со стороны определенных органов власти. Например, к 1 июля 2018 года должны быть утверждены отраслевые планы развития конкуренции до 2020 года. К тому же сроку должен быть готов план перехода отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка.

Правительство РФ до 1 октября 2018 года должно определить перечень субъектов естественных монополий, инвестиционные программы которых утверждает Кабинет министров. После этого до 1 июля 2019 года правительство должно определить единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестиционных программ естественных монополий.

Опасная цифра

Особое внимание в ходе заседания общественного совета было уделено новым опасностям для конкуренции, которые возникают в ходе развития цифровой экономики. Как рассказал заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, для противостояния им ведомство разработало проект так называемого «пятого антимонопольного пакета» законов, призванного усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики.

По словам Сергея Пузыревского, основная проблема состоит в том, что в современных условиях некоторые стандартные категории антимонопольного регулирования на цифровых рынках попросту не работают.

– Все чаще мы сталкиваемся с примерами, когда меняетСя монетизация определенных ресурсов, а рыночная власть определяется не наличием большого количества товаров, а доступом к большим объемам информации, – сообщил замглавы ФАС. – У законодательства должны появиться дополнительные критерии, позволяющие отнести к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, которые такую власть получают.

Другой важной темой поправок стали ценовые алгоритмы, анализирующие рынки и автоматически «подстраивающие» цену. Коль скоро компании используют эти алгоритмы для оптимизации взаимоотношений с конкурентами, то здесь можно говорить в том числе и о картельных сговорах, убежден Сергей Пузыревский.

По мнению замглавы ФАС, в законодательстве должны появиться дополнительные критерии допустимости, когда «антимонопольный орган может, проанализировав ту или иную платформу, сказать о наличии или отсутствии потенциала антиконкурентного картельного сговора».

Также отмечалось, что в «пятый пакет» будут включены и дополнительные критерии, которые связаны с согласованием сделок экономической концентрации. Речь идет о приобретении технологий или иных нематериальных активов.

В современных условиях приобретение нематериальных активов может быть основанием монополизации товарных рынков, поэтому и эти критерии должны быть усилены, заявил Сергей Пузыревский.

Больше гласности

Тема борьбы за конкуренцию получила продолжение на публичных слушаниях об итогах правоприменительной практики ФАС России. Сергей Пузыревский отметил, что в последние годы российское антимонопольное ведомство стало органом предупредительного контроля, который стремится прежде всего предотвратить правонарушение.

– Этот факт подтверждает наша статистика. Так, в 2017 году антимонопольное ведомство направило 4477 предупреждений представителям органов власти и хозяйствующим субъектам. В 2016 году этот показатель составлял 5486, – сказал Сергей Пузыревский.

Замглавы ФАС отметил, что, несмотря на рост количества нарушений с признаками картельных соглашений, общее количество зафиксированных нарушений и, соответственно, возбужденных дел снизилось. В 2016 году служба возбудила 4040 дел, в 2017 году – 3534.

– Профилактическая работа, в том числе в виде направления предупреждений, имеет важное значение в деятельности антимонопольной службы и является неотъемлемой частью государственного контроля. В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности ведомство проводит профилактику нарушений обязательных требований в целях формирования моделей добросовестного поведения на товарном рынке, – отметил замглавы ФАС.

Затем Сергей Пузыревский перешел к теме развития конкуренции в нашей стране.

– Развитие конкуренции в рыночной экономике рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики, имеющей своей стратегической целью сокращение государственного участия в рыночных отношениях, обеспечение и устранение избыточных административных барьеров, ограничивающих свободное функционирование рынков, – добавил замглавы ФАС.

Как сообщил Сергей Пузыревский, для достижения поставленных целей следует создать нормативную базу: принять единый закон о государственном регулировании тарифов и провести реформу естественных монополий, ввести принудительный патент в целях охраны жизни и здоровья граждан и ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Это лишь первые мероприятия из череды публичных обсуждений и круглых столов, на которых специалисты и заинтересованные стороны будут обсуждать разработанные ФАС поправки в законодательство. Планируется, в частности, детально рассмотреть разработанный пакет законопроектов с представителями бизнеса, общественных и профессиональных организаций. Все это, как не раз говорилось в ходе мероприятий, должно способствовать развитию конкуренции, а также чистоте и прозрачности государственных закупок.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
ГлавУПДКГераКапиталГеопроектизыскания
СбербанкФондЦентр