НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Не допустить важнее, чем наказать


Решающим средством борьбы со злоупотреблениями при закупках может стать просветительская работа

Антимонопольщики все больше склоняются к тому, чтобы признавать картель не просто нарушением в ходе закупочных процедур, а серьезным преступлением, требующим уголовного расследования. Потому что количество антиконкурентных сговоров растет так, что уже пора составлять рейтинг. С виновными, безусловно, необходимо поступать по всей строгости закона, но гораздо эффективнее вести профилактическую работу и предупреждать нарушения.

Чемпион среди картелей

По мнению президиума Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, первое место в номинации «картель на госзакупках» взял сговор ООО «Камский кабель», ОАО «РОССКАТ», АО «Кабельный завод «Кавказкабель», ООО «Холдинг Кабельный Альянс», АО «Уралкабель», АО «Сибкабель». Об этом сообщает пресс-служба ФАС.

По результатам расследования, проведенного ФАС, указанные компании признаны виновными в картеле, который привел к установлению и поддержанию цен, разделу товарного рынка по объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов (нарушение пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ).

Как следует из материалов дела, коммерсанты заключили соглашение, которое предусматривало раздел рынка реализации нефтепогружного кабеля (за исключением высокотемпературного) в 2014–2015 годах. Сговор подразумевал закрепление за каждой организацией-участником примерной доли на этом рынке, а также отказ от конкурентного способа определения цены на продукцию. На основании этих договоренностей компании разделили между собой закупки крупнейших российских нефтедобывающих и нефтесервисных компаний (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НГК «Славнефть», ООО «Башнефть-Добыча», ООО «Римера-Сервис», ОАО «Оренбургнефть»).

В настоящий момент ФАС вынесло решение о привлечении участников картеля к административной ответственности в виде оборотного штрафа на общую сумму более 250 млн руб. Решение антимонопольного органа было обжаловано, однако суды всех инстанций встали на стороны ФАС.

Тем не менее размеры злоупотребления столь велики, что административной ответственности в данном случае мало. Поэтому все материалы по делу были направлены в правоохранительные органы. По результатам их рассмотрения Следственным управлением УВД по САО ГУ МВД России по Москве возбуждено уголовное дело по ст. 178 УК РФ.

Представители ФАС не раз заявляли о том, что картельные соглашения, особенно крупные, это не просто правонарушение, это серьезное преступление, которое крайне негативно сказывается на экономике страны. Об этом в очередной раз говорилось в ходе семинара «Выявление, доказывание и пресечение антиконкурентных соглашений», который прошел в середине сентября во Владикавказе. Специалисты Центрального аппарата ФАС России, Северо-Осетинского УФАС России и представители правоохранительных органов обменялись опытом эффективного противодействия картелям.

Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Владимир Мох выступил с презентацией, в которой озвучил основные принципы стратегии экономической безопасности, проблемы реализации Национального плана развития конкуренции. Участники подробно обсудили поручение Президента Российской Федерации от 05.08.2017 г. о необходимости обеспечить подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, направленных на своевременное выявление и пресечение деятельности картелей, а также на ужесточение уголовной и административной ответственности за такую деятельность.

Начальник отдела организации взаимодействия с правоохранительными органами Управления по борьбе с картелями Павел Ремесюк поделился с участниками мероприятия обширной практикой Центрального аппарата по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений. Он привел примеры работы в данном направлении в различных регионах и отметил важность сотрудничества ФАС с правоохранительными органами с целью жесткого пресечения таких серьезных преступлений, как антиконкурентные соглашения и картели.

На семинаре также выступили представители Северо-Осетинского УФАС России – заместитель руководителя Георгий Кайтуков и ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции на товарных рынках Элла Кантемирова. На основе имеющейся в управлении практики по борьбе с антиконкурентными соглашениями спикеры рассказали о рассмотренных за период 2017–2018 годов делах.

– Состоявшийся обмен опытом практической реализации успешного противодействия картелям обеспечит повышение качества межведомственного взаимодействия в этой сфере и приведет к уменьшению числа картелей, являющихся наиболее серьезным нарушением антимонопольного законодательства, – отметил руководитель Северо-Осетинского УФАС России Роман Плиев.

Строительство и медицина – повод для беспокойства?

Но не только картели представляют опасность для конкуренции в России. В сентябре текущего года ФАС России рассмотрела жалобу компании «ТендИн» на действия учреждения Минздрава России при закупке работ на строительство и ввод в эксплуатацию детского реабилитационного центра с начальной (максимальной) ценой контракта порядка 3 млрд руб.

Комиссия ФАС России выявила ряд нарушений в аукционной документации заказчика. В частности, заказчик не установил требования о соответствии закупаемых товаров конкретным ГОСТ. Также было обнаружено, что заказчик предъявил избыточные требования к составу заявки на участие в аукционе, а в инструкции по ее заполнению не указал физические величины и характеристики товаров, изображенных в графическом формате. Это обстоятельство могло ввести участников закупки в заблуждение и препятствовать верному заполнению заявок и, как следствие, ограничить количество участников закупки.

Кроме того, в нарушение постановления Правительства № 99 от 04.02.2015 заказчик не установил требования к группе строительных работ, которые позволяют проверить наличие у участника соответствующего опыта. Согласно закону, наличие опыта работ на объектах капитального строительства должно учитываться при рассмотрении заявки.

Стало известно и то, что заказчик на этапе подачи заявок неправомерно запросил показатели и характеристики товаров, которые могут быть получены только после их приобретения и по результатам их испытаний. Например, участникам надлежало указать крупность песка и поминутную стойкость замков к взлому.

– В нарушение норм Закона о контрактной системе № 44-ФЗ в проекте контракта не была установлена ответственность поставщика за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договоры, общая цена которых составляет свыше 10% от цены контракта. Дирекции единого заказчика-застройщика Минздрава России было предписано устранить выявленные нарушения, – уточнил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов.

Нарушения в ходе конкурсных процедур по строительству случаются довольно часто. В Северной столице местное УФАС признало Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и реконструкции» нарушившим Закон о контрактной системе при проведении пяти закупок на общую сумму почти 1,5 млрд руб.

На действие заказчика пожаловалось ООО «Нордстрой 3». Как установила комиссия антимонопольного органа, в четырех запросах предложений на завершение строительства социальных объектов одним из критериев оценки заявок участников являлся индекс деловой репутации.

Он определяется в соответствии с ГОСТом, в котором прописывается процедура получения индекса и названы организации, выдающие такие сертификаты.

Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствует обязанность заказчика оценивать деловую репутацию участника в соответствии именно с этим ГОСТом. К тому же получение такого сертификата требует значительного времени, а, учитывая короткий срок размещения запроса предложений (пять дней), потенциальный участник, не имеющий такого документа, вряд ли успеет его получить.

Антимонопольный орган усмотрел в этом нарушение п. 3 и п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе. В этой связи комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала жалобу заявителя ООО «Нордстрой 3» обоснованной. Фонду капитального строительства и реконструкции выдано предписание об отмене этих торгов и всех юридически значимых документов, составленных в их ходе.

Кроме того, при рассмотрении жалобы на аукцион комиссия Санкт-Петербургского УФАС установила, что объектом закупки стало выполнение работ по разборке строительных конструкций, т.е. демонтаж. Тем не менее фонд неправомерно требует от потенциального участника наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства за последние три года, что также является нарушением Закона о контрактной системе.

Этот довод жалобы также признан обоснованным. Фонду выдано предписание о внесении изменений в документацию об аукционе.

Почему мы вам не нравимся…

Вообще, ограничение доступа к конкурсу под надуманными предлогами, наверное, второе по степени опасности нарушение после картельного сговора. Так, в ФАС России поступила жалоба ПАО «Ростелеком» на действия Главного управления организации торгов Самарской области при проведении запроса предложений на оказание услуг по обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях ПДД в Самарской области. Начальная цена контракта составляла 852,4 млн руб.

Комиссия ФАС России установила, что заявка ПАО «Ростелеком» была неправомерно отклонена. Заказчик сослался на отсутствие в лицензиях ФСБ России на осуществление технического обслуживания шифровальных данных, имеющихся у компании сведений об осуществлении деятельности именно в Самарской области.

Вместе с этим в документации запроса предложений таких требований не содержалось. Более того, согласно Закону о лицензировании № 99-ФЗ, юридическое лицо, получившее лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации.

На этих же неправомерных основаниях была отклонена заявка еще одного участника – «Аэль-РТС Инжиниринг».

– Примечателен тот факт, что компания «Ростелеком» включила в состав своей заявки письмо УФСБ России по Самарской области, в котором говорилось, что компания вправе выполнять работы, предусмотренные проектом контракта на основании лицензии, выданной УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Несмотря на это, заявка организации была отклонена, – подчеркнул Артем Лобов. Управлению было предписано повторно осуществить рассмотрение и оценку заявок, устранив выявленные нарушения. Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, организация обратилась в суд.

Арбитражный суд Москвы отказал истцу в удовлетворении заявленных требований, поддержав позицию ФАС России в полном объеме.

В отношении сотрудников Главного управления организации торгов Самарской области возбуждено административное дело.

Нарушение лучше предупредить, чем карать за него

Тем не менее ФАС видит свою задачу не в том, чтобы карать за нарушение, а предупреждать их возникновение.

Для этой цели антимонопольщики провели публичное обсуждение правоприменительной практики в сфере ЖКХ, госзаказа и торгов.

– По сравнению с первым полугодием прошлого года количество жалоб от участников закупок снизилось примерно на 8%. При этом почти в 2 раза увеличилось количество нарушений, выявленных в результате внеплановых проверок госзакупок. Как правило, это связано с нарушением порядка размещения требований в системе ЕИС, – отметил руководитель Московского УФАС России Армен Ханян.

Также руководитель Московского УФАС добавил, что картели остаются огромной проблемой в создании здоровой конкурентной среды. За первые полгода сотрудники управления раскрыли 27 сговоров, участники которых уже оплатили штрафы на 51 млн руб., что в полтора раза больше аналогичного периода прошлого года.

– Сейчас мы активно выстраиваем взаимодействие с МВД и Прокуратурой Москвы в целях возбуждения уголовных дел и привлечения виновных лиц к ответственности, – указал Армен Ханян.

О практике правоприменения в сфере госзаказа рассказала заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Мария Томах.

– В рамках Закона о контрактной системе за I полугодие 2018 года в ФАС и ее территориальные органы поступило 42 206 жалоб, из них обоснованными признаны более 14 тыс. жалоб, необоснованными – 18,5 тыс. Было выдано 11 341 предписание, – сообщила Мария Томах.

– Если затрагивать статистику Закона о закупках, то ФАС за этот период рассмотрела 3487 жалоб, из них обоснованными признаны 1340, необоснованными – 1765, выдано 985 предписаний.

Заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС Оксана Малая отметила увеличение количества жалоб на 50% в I полугодии 2018 года по сравнению с этим же периодом 2017 года.

– Это связано с тем, что в законодательство об отходах внесены изменения, и все субъекты до 1 мая 2018 года должны были выбрать региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Были рассмотрены 65 жалоб на конкурсный отбор региональных операторов в 26 субъектах РФ. В результате выявлены нарушения, начиная от опубликования необходимой информации о проводимых отборах до порядка оценки конкурсных заявок, – указала Оксана Малая. – Кроме того, грубым нарушением, которое мы выявляли, было следующее: организаторы торгов прописывали в документации обязанность потенциального регионального оператора на строительство, например, мусороперерабатывающего завода. Стоит отметить, что обязанности регионального оператора заключаются в аккумулировании процесса сбора и вывоза отходов и возлагать на него обязанности по строительству объекта ТКО, заменяя процедуру торгов на госзаказ или концессию, противоречит законодательству об обращении с отходами.

Кроме того, на заседании Оксана Малая затронула вопросы, касающиеся порядков организации и проведения обязательных в силу закона торгов, отметив, что ФАС России планомерно ведет работу по устранению выявленных проблем. Так, в настоящее время выработана концепция, которая предполагает объединить все процедуры торгов. Торги будут проводить в электронной форме на едином перечне электронных площадок.

В конце встречи в формате диалога слушатели смогли задать интересующие их вопросы. Многих волновала тема проведения закупок товаров, работ и услуг, влияющих на благополучие, здоровье и жизнеобеспечение простых граждан. Руководитель Московского УФАС России Армен Ханян отметил, что подобные встречи в таком формате помогают комплексно подходить к формированию предложений по совершенствованию законодательства.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
КапиталЭнергокомплексСаториМОЭК
ЦентрАбсолютМОСПРОМСТРОЙ