НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Предлагается упростить


3.jpg

Министерство финансов намерено избавить механизм Госзакупок от лишних сложностей

Значительно упростить механизм госзакупок поручил Министерству финансов и Федеральному казначейству первый вице-премьер Правительства РФ, Министр финансов Антон Силуанов. Это заявление прозвучало на заседании коллегии министерства, где обсуждались итоги работы 2018 года.

Требуется перезагрузка

Антон Силуанов отметил: практика показывает, что процедуры госзакупок пока достаточно сложные, и предложил подготовить рекомендации по их существенному упрощению.

– Такой подход позволит значительно повысить эффективность данной системы, – отметил руководитель ведомства. – Это особенно важно сегодня для успешной реализации национальных проектов.

В 2019 году исполняется пять лет Закону № 44-ФЗ «О контрактной системе», семь лет – Закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ведущие специалисты страны в области закупочного законодательства, закупочных механизмов отмечают: за последние десятилетия в России сформировалась закупочная система, но сегодня настало время для ее перезагрузки. И эта работа уже началась в текущем году.

– С 1 января для участников закупок обязательна регистрация в Единой информационной системе, – напоминает директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. – Осуществлен переход на усиленную квалифицированную электронную подпись.

Определены и работают девять операторов электронных площадок, утвержден список из 10 банков на открытие и ведение спецсчетов. Обеспечено техническое взаимодействие элек тронных площадок с уполномоченными банками. К тому же сейчас уже можно предоставлять обеспечение заявок с использованием открытых в уполномоченных банках спецсчетов. Это формирует новую модель взаимодействия в закупках, и это уже начало перезагрузки.

Также представитель Минфина отметила, что ведется активное наполнение каталога товаров, работ и услуг.

– В каталоге отражены 25 направлений экономики, – продолжает Татьяна Демидова. – По состоянию на январь это около 45 тыс. позиций. Этот ресурс активно эксплуатировался: в прошлом году данные позиции были использованы заказчиками более 80 тыс. раз. В 2018 году из 4 млн контрактов 25 тыс. были заключены именно с использованием имеющихся в каталоге позиций.

Еще в январе представители Минфина предлагали дальнейшие шаги по перезагрузке закупочной системы. Для этого на федеральном уровне должна быть активизирована разработка типовых контрактов и типовых условий контрактов, автоматизирована форма типовых контрактов и т.д.

– Необходимо предусмотреть такие нормы, которые позволят заключать контракт со вторым участником конкурсной процедуры при расторжении его с первым участником, – озвучивает

Татьяна Демидова. – Также нужно объединить в один документ план закупок и план-график, объединить конкурс с ограниченным участием с конкурсом и т.д.

В рамках цифровизации

На прошедшей в прошлом году очередной выставке-форуме «Госзаказ – за честные закупки» 2018 год назвали началом эпохи цифровизации.

– Цифровизация позволит повысить конкурентность и прозрачность закупок, – говорит заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. – Хочу остановиться здесь на возможностях Единой информационной системы в сфере закупок. Напомню: к концу прошлого года количество запросов в ЕИС выросло со 140 млн в сутки до 220 млн. Увеличение этого показателя произошло за счет добавления значительного объема нового функционала и бизнес-процессов в Единую информационную систему. Например, заключение электронного контракта и связь между закупочным и бюджетным процессами – сверка с лимитами в режиме реального времени. К тому же надо понимать, что ЕИС – это 10 тыс. автоматизированных проверок, свыше 2 млн активных пользователей, порядка 5 млн контрактов на сумму свыше 21,6 трлн руб. и база данных объемом в 340 Тбайт. С точки зрения автоматизации с 1 января 2019 года все закупочные процессы были переведены в электронный вид. Важно понимать: это не просто автоматизация, это изменение бизнес-процесса данных процедур, которое позволяет обеспечивать конфиденциальность подачи заявок, не раскрывая информации об участниках. Это ключевой фактор в обеспечении конкурентности и прозрачности закупочного процесса.

Также Казначейство планирует запустить пилотное электронное актирование и сервис, который позволит зарегистрированным в Едином реестре участников закупок поставщикам автоматически подавать заявки на открытие лицевых счетов в Федеральном казначействе.

Говоря о перезагрузке системы госзаказа, Анна Катамадзе отметила необходимость упрощения процедур закупок, формирования каталога товаров, работ и услуг как инструмента нормирования и анализа цен, создания сервисов для поставщиков, перехода к превентивному контролю, а также устранения пробелов в регулировании, в том числе в области защиты прав предпринимателей в Законе № 223-ФЗ.

МСП и его место в системе

Вообще, представители бизнеса, особенно малого и среднего предпринимательства, очень ждут упрощения закупочных процедур. Это важно для предоставления им все больших возможностей доступа к закупкам. Однако некоторые эксперты отмечают: во многих странах с развитой экономикой являться поставщиком для государственных нужд – почетное право, которое еще нужно заслужить. Такими поставщиками, как правило, становятся долго работающие компании и предприятия с достаточно большим уставным капиталом. У нас же в стране право быть поставщиком предоставлено всем, в том числе и субъектам МСП, которые иногда фигурируют на рынке всего 2–3 года. И мы хотим сделать этот доступ еще более простым. Это, с одной стороны, может, и неплохо для нашей сегодняшней экономики, но надо все продумать так, чтобы не страдало качество товаров, работ и услуг.

– Когда наша корпорация начинала свою работу, объем закупок в год составлял 1 млрд долларов, прошло три года и сейчас тот же объем в пересчете на те же доллары составляет около 47 млрд, – такие цифры привел генеральный директор, председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверманн. – Причем отмечу: вопрос не только в самих объемах, но и в номенклатуре. Раньше у представителей МСП закупались самые необходимые и простые товары.

Сейчас около 70% товаров – с высокой добавленной стоимостью и при этом 11% составляет инновационная продукция.

Президент страны Владимир Путин в одном из своих официальных выступлений призвал увеличить объем закупок у МСП до 5 трлн руб. к 2024 году. И здесь свою положительную роль тоже может сыграть упрощение закупочных процедур.

Соответствующие структуры работают над этим вопросом: сделать все аккуратно, чтобы при более широком доступе малых и средних предприятий к закупкам не страдало качество поставляемых товаров и услуг.

Новый уровень контроля

Предлагаемые Минфином изменения в закупочном механизме подразумевают не только его упрощение, но также некоторые ограничения. Например, сокращение оснований закупок у единственного поставщика. Резко сократить количество таких оснований потребовал недавно председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Данному решению предшествовала работа Счетной палаты.

Специалисты этой структуры проанализировали закупки у единственного поставщика, которые определяются распоряжениями Правительства РФ. В контрольном органе отмечают: в последние годы количество таких закупок неуклонно растет.

Например, в 2016 году количество правительственных актов о выборе единственного поставщика выросло на 20,5%, в 2017-м – на 37,7%. Всего в 2015–2018 годах было издано 218 таких актов. На их основании заключено более 12 тыс. контрактов на 1 трлн руб. Это как минимум 16% от общего объема контрактов с единственным поставщиком.

– При этом часто закупки у единственного поставщика проходят в тех сферах, где есть развитый конкурентный рынок: строительство, научные исследования и разработки, поставки лекарственных препаратов, автотранспортных средств и нефтепродуктов, телекоммуникационные услуги, – говорит аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров. – Понятно, что совсем обходиться без закупок не удастся по объективным причинам. Есть специфические сферы, где конкурента товару или услуге просто нет. Но злоупотребление этой возможностью там, где развит конкурентный рынок, приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и негативно влияет на развитие конкуренции, ограничивает возможность экономического роста хозяйствующих субъектов.

По данным Счетной палаты, в 2015–2018 годах выявлено 388 фактов нарушений на сумму 8,1 млрд руб. при проведении закупок у единственных поставщиков, определенных актами Правительства РФ.

– Подчеркну, что данные нарушения выявлены при проверке лишь 26 актов Правительства, а это только 10% от их общего количества, – сказал Максим Рохмистров.

В свете упрощения закупочных процедур свои предложения выдвигает ФАС России. Понятно, что речь в данном случае идет о возможностях ненавязчивого, но эффективного контроля.

Антимонопольщики, например, недавно обращали внимание участников закупок на необходимость использования «Независимого регистратора» – для защиты собственных прав.

Государственная информационная система «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, которые те совершают на электронных площадках, включенных в утвержденный распоряжением Правительства РФ перечень операторов электронных площадок. Речь идет о проведении на этих площадках электронных закупок в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. ФАС констатирует: полученная с ГИС «Независимый регистратор» информация защищена от стороннего вмешательства и является достоверным доказательством при рассмотрении жалоб антимонопольным ведомством.

– Сегодня «Независимый регистратор» – единственный эффективный способ защиты от мошенничества на электронных торгах, он дает предпринимателям дополнительные гарантии при возникновении конфликта, – отмечает заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев. – Если предприниматель не использует эту систему, то у него, по сути, не будет аргументов в свою защиту при рассмотрении жалобы на действия электронной площадки. Ведь скриншоты с экранов компьютеров не являются доказательством при рассмотрении жалоб. Бесплатно скачать плагин из Единой информационной системы и пользоваться возможностями «Независимого регистратора» может любой предприниматель.

Исключить противоречия

Некоторые участники закупочного рынка, которые реализуют новации в данной сфере на практике, отмечают: есть в планах Минфина некоторые противоречия. Дескать, предполагается упростить закупочные процедуры, и тут же говорится об ограничениях в закупках у единственного поставщика. В профессиональном сообществе называют не совсем верным понимание экономии бюджетных денег как разницы между НМЦК и ценой контракта. А проведение фиктивных конкурсных процедур лишь для того, чтобы соблюсти формальности при наличии явно единственного поставщика, тоже расход денежных средств.

Участники рынка напоминают: закупки в системе «Березка» считаются сейчас закупками у единственного поставщика.

А ведь создание этой системы одобрялось самими антимонопольщиками. Еще в феврале руководитель ФАС Игорь Артемьев называл создание электронных магазинов движением в верном направлении. Дескать, электронный маркет, который можно использовать для прямых закупок, обеспечивает поставщикам более широкий доступ к закупкам, а также позволяет выбрать оптимальное ценовое предложение, а не поставщика.

В свете этого задача экспертов, представителей профессионального сообщества, соответствующих государственных структур, законодателей – взвесить все многократно и принять оптимальное решение.

Текст: Ирена Татонова

Фото: Виктор Кручинин



Назад в раздел
МосгазГераМоскапстройМОЭСК
ПНСДоркомэкспоАбсолютМОСПРОМСТРОЙ