НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Извещения со многими неизвестными. Как чиновники разместили более 20 объявлений о торгах, в документации которых отсутствовали адреса объектов и объем работ


В один из предновогодних дней, 29 декабря минувшего года, на федеральном сайте госзакупок появилось два с половиной десятка извещений, размещенных Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Он искал подрядчиков на дорожно-строительные работы, общая стоимость которых составляла почти 5 млрд руб. Аукционы планировалось провести в конце февраля – начале марта нынешнего года, однако ни один из них не состоится: 16 января все они были отменены в течение нескольких минут, словно по мановению дирижерской палочки. Что же случилось в этот день?


Аукцион, полный загадок

Изучим документацию одного из таких несостоявшихся аукционов, заказа № 0172200005812000077. На первый взгляд, в извещении нет ничего странного. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга планировал отремонтировать участок городских трамвайных путей. Израсходовать на это предполагалось примерно 433 млн руб.

Размер обеспечения исполнения договора был довольно высок и составлял пятую часть максимальной цены контракта – более 86 млн руб. Однако здесь трудно усмотреть какой-либо нехороший умысел, потому что таким образом отсеиваются финансово несостоятельные предприятия, которые постарались бы участвовать в торгах, если бы требования были более мягкими. Подача заявок заканчивалась 22 февраля, а провести тендер предполагалось 4 марта.

Вроде бы все корректно, все по закону… И все-таки чего-то не хватает. Ах да, а где расположен участок путей, который предполагалось отремонтировать? Каковы адреса начальной и конечной его точек?

Какова его протяженность? Об этом в извещении не говорилось ничего.

В итоге госзаказ выглядел довольно странно: «Возьми 433 «лимона» и проведи непонятно где ремонтные работы неопределенного объема». Много ли в России найдется предприятий, которые заинтересуются таким подрядом?

Правда, в извещении говорилось, что сведения о работах должны содержаться в тендерной документации. Может быть, там имеется информация и о местонахождении объекта? Поглядим…

Увы, документация у этого аукциона оказалась весьма и весьма небогатой (как, впрочем, и у остальных двух с лишним десятков тендеров из этой серии). А если говорить еще точнее, то, помимо самого извещения об объявлении торгов, документ там содержался всего один. Носил он загадочное название «Том+1+Эл+А № 0172200005812000077».

На 22 страницах этого документа, подписанного председателем Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Дмитрием Бурениным, разместился полный текст инструкции, которая касалась исключительно порядка подготовки и проведения аукциона.

Прочтя ее, потенциальный участник торгов смог бы узнать немало для себя полезного. Например, что тендерную документацию он обязан изучить в полном объеме и что он своими действиями не должен причинять вред конкурентам. Предупреждали его и о том, что он не может злоупотреблять доминирующим положением на рынке, если таковое у него имеется… Прописаны были и другие общие требования, которые едва ли имеет смысл здесь воспроизводить. Гораздо важнее уяснить, чего не содержалось в документе «Том+1+Эл+А».

А не было там ни словечка ни о местонахождении участка трамвайных путей, ни о его нынешнем состоянии, ни о том, какие конкретно ремонтные работы нужно провести. В общем, как и в извещении, в этом документе напрочь отсутствовала информация, воспользовавшись которой потенциальный участник торгов смог бы просчитать возможные расходы и решить, имеет ли ему смысл подавать заявку.

Так для кого тогда вывешено было извещение? Может быть, для тех, кому заранее был известен адрес места работ и кто не на сайте госзакупок, а какими-то иными путями сумел получить техническое задание и ознакомиться с ним?


УФАС разбирает жалобу

Подобные вопросы возникли, видимо, у многих людей. Не случайно 11 января в УФАС по Санкт-Петербургу поступила жалоба на действия городского Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. На сайте госзакупок можно скачать файл с ее текстом, но большого смысла в этом нет, потому что он… пуст.

В документе нет ни предмета жалобы, ни имени ее подателя… Там вообще не содержится ни одного печатного знака, хотя объем файла составляет более 10 килобайт. Следовательно, какая-то информация там поначалу была, но потом исчезла при загадочных обстоятельствах! Думаю, это могло бы стать предметом для отдельного исследования…

Впрочем, потеря невелика, поскольку в Сети несложно найти текст решения, которое 17 января приняла по этой жалобе комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов. Там в числе прочего говорится и о том, что именно вызвало недовольство заявителя. Последний совершенно справедливо пишет, что аукционная документация размещена на сайте госзакупок не в полном объеме, что сильно затруднило ознакомление с ней участников размещения заказа, точнее, сделало таковое невозможным.

Комиссия УФАС констатировала, что изложенные в жалобе факты подтвердились.

Значит, было серьезно нарушено российское законодательство, которое регулирует организацию и проведение торгов.

В частности, в ст.16 Закона о госзакупках говорится, что информация о размещении заказов, в том числе и на выполнение дорожно-строительных работ, должна полностью публиковаться на официальном сайте и быть доступной для всеобщего ознакомления без взимания платы.

В декабре 2010 года Министерство экономического развития России и Федеральное казначейство издали приказ № 646/21н, который ввел в законную силу положение о пользовании федеральным сайтом госзакупок, закрепившее порядок размещения информации о заказах. Последняя, как подчеркивается в этом нормативном документе, должна быть круглосуточно доступна пользователям без взимания платы и иных ограничений.

Комиссия УФАС установила, что на момент подачи жалобы в разделе «Документы заказа» был размещен лишь файл «Том+1+Эл+А», который не содержит ничего, кроме общих положений о проведении торгов. По мнению антимонопольщиков, это привело к тому, что потенциальные участники тендера не могли ознакомиться с аукционной документацией в полном объеме. Таким образом, была ограничена конкуренция и нарушены требования ч. 7 и 8 ст. 16 Закона о госзакупках.

Питерское УФАС намеревалось выдать Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга предписание с требованием устранить нарушение, однако заказчик упредил такое развитие событий: 16 января он опубликовал извещение об отказе от размещения заказа № 0172200005812000077. Такая оперативность помогла чиновникам и лицо сохранить, и штрафов избежать.


Печальная судьба сериала

Однако еще оставалось более 20 похожих извещений об аукционах на ремонт автомобильных дорог в разных уголках Санкт-Петербурга. Как в кратком, так и в полном наименовании торгов назывались только районы – Кронштадтский, Московский, Приморский, Колпинский, Центральный… Более точные адреса не указывались.

Аукционная документация неизменно состояла из одного файла, который назывался «Том+1+Эл+А». В ней не содержалось никаких намеков ни на техническое задание, ни на проект контракта, ни на информационную карту… Не говорилось ничего и о том, когда эти документы появятся на официальном сайте госзакупок.

Помимо упомянутой мною, антимонопольщики получили еще две жалобы – от общественных активистов и от Издательского дома «МР» и ЗАО «ММВБ – Информационные технологии». Они были рассмотрены в 20-х числах января. К этому времени все упомянутые выше аукционы уже были отменены.

К слову, питерским общественным активистам удалось насчитать несколько больше подобных аукционов, чем автору этих строк. По их данным, с 21 по 29 декабря минувшего года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга разместил на федеральном сайте госзакупок 32 извещения, в которых не содержались адреса ремонтируемых дорог. Все они были отменены.

Общественные активисты Санкт-Петербурга видят в случившемся коррупционную подоплеку. Например, руководитель питерского антикоррупционного проекта «Муниципальная пила» Дмитрий Сухарев полагает, что чиновники, скорее всего, пытались способствовать победе «дружественных» им предприятий, которые могли быть неофициально ознакомлены с адресами объектов и полной документацией аукционов. Они получили бы огромные конкурентные преимущества, ведь другие участники торгов оказались бы по сравнению с ними слепыми котятами. У них просто не хватило бы времени на тщательное изучение объемной документации, выложенной за несколько дней до окончания подачи заявок.

Сухарев утверждает, что эта схема отработана уже давно и хорошо известна в СанктПетербурге.


Слово в защиту чиновников

Впрочем, не исключен и другой, более простой вариант: чиновники из Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга просто не успели подготовить вовремя тендерные документы. Возможно, они работали в цейтноте, так как им нужно было по каким-то причинам объявить торги до Нового года и ни в коем случае не позже.

В пользу такого предположения говорит документация аукциона, объявленного 19 декабря минувшего года все тем же Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. На этих торгах заказом № 0172200005812000043 разыгрывалось право провести реконструкцию участка дороги в Каменку от улицы Парашютной до Суздальского проезда. Максимальная цена контракта составляла 438 млн руб.

Извещение правилось шестикратно. Последний, седьмой вариант увидел свет 11 января нынешнего года. Время проведения торгов было в конечном счете отодвинуто ровно на месяц вперед. Примечательно, что публикация каждой новой версии извещения точно совпадала по времени с появлением на сайте госзакупок очередного пакета тендерных документов.

Значит, на момент объявления торгов документация просто не была готова, и чиновники лихорадочно ее доделывали, попутно правя извещение и перенося сроки окончания приема заявок.

Поэтому говорить о каких-либо преступных намерениях этих людей я бы поостерегся. Не исключено, что вся работа комитета велась в соответствии с поговоркой «Поспешишь – людей насмешишь».


Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
КростМосинжпроектИНАМОЭК
Коминвест-АКМТАктивКапиталСбербанк