НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Долгая дорога в думе. Закон о ФКС, с какими бы поправками он ни был принят, вступит в силу не ранее 2014 года


Принятие закона о Федеральной контрактной системе во втором чтении нижней палатой российского парламента переносилось дважды. Но у депутатов есть уверенность, что в течение весенней сессии новый закон, определяющий правила работы на российском рынке госзакупок, будет окончательно утвержден.


Лоббировали-лоббировали…

По оценкам члена комитета Госдумы по экономической политике Игоря Игошина, сфера действия нового закона затронет свыше 400 тыс. предприятий-поставщиков и более 200 тыс. госзаказчиков и будет регулировать правила игры на рынке, оборот которого превышает 5 трлн руб. в год. Размеры экономии бюджетных средств, которые могут быть достигнуты благодаря обеспечению прозрачности закупок, составляют 1–2% ВВП, то есть примерно 1 трлн руб.

Как отметил депутат, рабочая группа по доработке закона рассмотрела в минувшем году более 800 поправок к законопроекту. Чтобы закон о ФКС стал рабочим документом, предстоит разработать и принять около трех десятков подзаконных актов и постановлений федерального правительства.

Несмотря на то что рабочей группе удалось рассмотреть огромное количество поправок, группы лоббистов не оставляли попыток внести новые буквально накануне второго чтения. Оба раза документ откладывали, из-за того что возникла необходимость в дополнительном согласовании текста в связи с поступившими замечаниями от Главного правового управления Президента.

Наиболее серьезные усилия добиться изменений перед вторым чтением прилагали объединения строителей. Так, глава Национального объединения строителей Басин обратился к президенту с письмом, в котором предложил сделать единственной формой размещения заказа на строительство, а также проектные и изыскательские работы конкурс, ограничить допустимый уровень снижения цен 15% (в принятом в первом чтении варианте демпингом считалось снижение стартовой цены более чем на 25%). Наконец, третьей поправкой НОСТРОЙ стало положение о возможности участия в торгах объединений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в форме простого товарищества. Предложения эти поддержали также национальные объединения изыскателей и проектировщиков.

В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев выступил с инициативой внести в проект положение, в соответствии с которым заказчики обязаны размещать среди малого бизнеса не менее 15% объемов заказа, а не 10%, как значилось в варианте, подготовленном ко второму чтению.

Но закон о ФКС, в каком бы варианте и с какими бы поправками он ни был принят, вступит в силу не ранее 1 января 2014 года. Пока же система размещения государственного и муниципального заказа в нашей стране продолжает работать, руководствуясь нормами Закона № 94-ФЗ.


Общественность пошла во власть

Одним из практических шагов, направленных на совершенствование взаимоотношений госзаказчиков с поставщиками, стало соглашение, заключенное между уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым и Счетной палатой. В соответствии с этим документом бизнес-омбудсмен получил право инициировать проверки Счетной палаты в делах о нарушениях порядка исполнения государственных контрактов.

Поводом к заключению соглашения стало около десятка жалоб на действия госзаказчиков, которые серьезно задерживали плату по контрактам, но при этом требовали от поставщиков полного и своевременного исполнения принятых обязательств.

Представителем аппарата, уполномоченного для разбора подобных ситуаций, стал его заместитель по закупкам, председатель совета директоров коммерческой электронной площадки «Фабрикант.Ру» Сергей Габестро. Если заказчик, на которого поставщик пожаловался, не пройдет проверку Счетной палаты, материалы дела могут быть направлены прокурору.

В дальнейшем Национальная ассоциация институтов закупок планирует подписать аналогичное соглашение и с Генеральной прокуратурой.

Опыт взаимодействия общественных структур и контрольных органов может быть перенесен и на сферу действия ФЗ-223. ОАО «Ростелеком» и НАИЗ приступили к созданию единого web-портала для обсуждения поправок, инициированных министром по делам «открытого правительства» Михаилом Абызовым.


Особые права «дочек» с «внучками»

Между тем ФЗ-223 уже подвергся определенной правке. Из сферы его действия были выведены дочерние общества естественных монополий, не влияющие на формирование их тарифов. «Дочки» естественных монополий получат право самостоятельно решать, какую модель организации закупок им выбрать. Принятыми поправками из-под действия Закона о закупках выводятся субъекты естественных монополий, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и другие, в случае если их выручка составляет не более 10% от общей выручки головной компании. Кроме того, принятый закон распространяется на дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий в сфере оказания коммунальных услуг, если сумма, на которую закупаются товары, работы или услуги самими монополиями или их «дочками» или «внучками», составляет не более 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

Война – руинам, мир – дворцам!

Если же говорить о конкурсных процедурах, проводимых подразделениями Правительства Москвы, то самые серьезные перемены в начале года произошли в секторе имущественных торгов. «МТ» уже неоднократно рассказывали об аукционах по сдаче в долгосрочную аренду памятников архитектуры, нуждающихся в срочной реставрации, по цене 1руб/кв. м в год на 49 лет, но лишь после того как арендатор проведет полную реставрацию здания. Так вот, итоги первого года этой программы признаны успешными. В 2013 году Департамент имущества планирует выставить на подобные торги уже 50 особняков, а также расширить саму программу, в частности, распространить ее действие на арендаторов зданий, вложившихся в реставрацию до 2012 года. Заместитель Мэра по имущественно-земельным вопросам Наталья Сергунина пояснила, что арендатор, выполнивший плановое задание Мосгорнаследия по реставрации, получит право на автоматический перерасчет арендной платы.

Кроме того, Мэр Москвы Сергей Собянин распорядился распространить подобную практику не только на архитектурные памятники, но и на любые ветхие строения, если после ремонта, проведенного арендатором, в них откроется детский сад. Всего в центре Москвы, по оценке другого заместителя Мэра, главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, насчитывается около 200 брошенных зданий, которые потенциально можно превратить в дошкольные образовательные учреждения.

Департамент имущества уже подобрал шесть не имеющих исторической ценности ветхих зданий, подходящих под создание в них после реконструкции детских садов, которые планируется выставить на торги до конца первого квартала. После завершения работ арендатор обязан открыть в отремонтированных помещениях коммерческий детский сад. При этом никакие обязательства по приему семей очередников из числа жителей района, как это установлено для детских садиков, возводящихся на условиях концессии, на арендатора-реставратора не накладываются. Льготная ставка для участников программы будет установлена после приемки ремонта в детсаду санитарной и пожарной инспекцией.

Проведением аукционов по сдаче недвижимости в аренду на указанных условиях занимается СГУП по продаже имущества Москвы. На сегодня СГУП, по словам его руководителя Тимура Зельдича, стал площадкой, на которой производятся аналогичные операции с собственностью и других российских городов и регионов. Объем торгов на аукционной площадке на Большой Полянке по итогам 2012 года составил около 1 млрд дол.

В последнее время вырос интерес региональных инвесторов к принадлежащей городу недвижимости. При этом доля иностранных инвесторов относительно невелика: пока они готовы вкладывать в московскую недвижимость или активы только в доле с государством либо с локальным игроком.

Для того чтобы оценить способность Москвы привлекать зарубежные инвестиции, Департамент города Москвы по конкурентной политике разместил заказ на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Оценка конкурентоспособности города Москвы по привлечению прямых иностранных инвестиций и высококвалифицированной рабочей силы».

Стартовая цена контракта составила 70 млн руб. Работы делятся на три этапа. В первую очередь исполнителю предстоит определить в Москве наиболее перспективные отрасли для инвестирования, а также города, являющиеся ее основными конкурентами. Затем будет определено конкурентное позиционирование столицы по отношению к городам-конкурентам и выявлены направления повышения ее конкурентоспособности. На третьем этапе исполнителю предстоит определить методы и инструменты продвижения результатов Москвы. Итоговый отчет и презентация результатов работ должна быть представлена победителем не позднее конца первого квартала 2014 года.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МИЦОЭКМосводоканалКрост
ПНСФУДМОСПРОМСТРОЙКоминвест-АКМТ