НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Цена тарелки Курокавы. В какую сумму обойдется гражданам России строительство питерского стадиона «Зенит»?


Осенью 2008 года в Петербурге прошел открытый конкурс на возведение стадиона «Зенит». Прошло четыре года. Контракт сорван. Объект не возведен. Причем победителя конкурса в этом никто не винит. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко считает, что для завершения работ нужна уже втрое большая сумма, чем значилось в контракте, и не исключает, что власти города обратятся к жителям с просьбой добровольно поучаствовать в достройке стадиона. Так что же случилось? Почему так выросла цена возведения объекта?


Аппетит приходит во время еды

Идея преподнести подарок питерским футболистам родилась еще в 2005 году, незадолго до матча между командами «Зенит» и ЦСКА. Тогда губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер объявили о совместном решении построить на Крестовском острове футбольный стадион с трибунами на 50 тыс. мест. Была названа и ориентировочная цена вопроса – 2,5 млрд руб. Закончить строительство предполагалось в конце 2008 года.

Генеральным подрядчиком стала компания «Авант», а архитектурную идею предложили японские специалисты из бюро Кисё Курокавы – всемирно знаменитого архитектора-метаболиста. Они же провели и приблизительный расчет стоимости строительства. По их прикидкам, на все работы потребуется 100 млн евро (примерно 3,9 млрд руб. по курсу тех времен).

Японцы предложили смелую, уникальную архитекторскую идею. Внешне сооружение должно было напоминать парящую над Крестовским островом «летающую тарелку» с раздвижной кровлей. Крыша размером 150 х 90 м раскладывалась гармошкой. Ее детали двигались по рельсам сложной формы. Их должны были толкать сотни надувных «подушечек», которые наполнялись теплым воздухом и толкали друг друга… Однако в деталях проект проработан не был, в том числе и потому, что Кисё Курокава был серьезно болен и жить ему оставалось всего несколько месяцев.

Генеральный директор компании «Авант» Григорий Фельдман утверждал, что японцы представили лишь эскиз стадиона, нарисованный великим архитектором. Расчеты были приблизительными, что не скрывалось. Во всяком случае, сотрудники бюро Курокавы честно предупредили об этом российскую сторону в сопроводительном письме.

Название течения, к которому принадлежал этот архитектор, обрело при возведении питерского стадиона совершенно неожиданный смысл. Метаболизм и, соответственно, аппетит у этого проекта оказались зверскими. С каждым годом строительство стало требовать все больше материалов и денег, и конца-края этому не просматривается до сих пор.

Демонтаж башен освещения на стадионе имени Кирова начался в сентябре 2006 года, однако фирме «Авант» потребовалось около полутора лет, чтобы найти подрядчика для установки металлоконструкций. Им оказалась финская компания Rautaruukki. Контракт с ней был заключен в феврале. Финны пообещали произвести монтаж конструкций общим весом 23 тыс. т с апреля по август 2008 года, однако в сроки не уложились. Уже 25 апреля президент клуба «Зенит» Александр Дюков заявил, что срок сдачи стадиона задержится минимум на год. По его словам, расчет стоимости проекта специалисты из архитектурного бюро покойного Кисё Курокавы «сделали на коленке», не учтя ни особенности грунтов, ни сложности, связанные с демонтажем старого стадиона.

Выяснилось, что для возведения стадиона требуется не 23 тыс., а 50 тыс. т металлических конструкций – вдвое с лишним больше! Значит, нужны и дополнительные деньги. Поэтому в конце июля Валентина Матвиенко заявила, что сдать стадион удастся лишь к весне 2010 года, да и то лишь при условии дополнительного финансирования.

Чтобы изыскать средства, городским властям пришлось отказаться от крупного инвестиционного проекта – строительства общественно-делового района «Охта-центр». Освободившиеся деньги предполагалось полностью израсходовать на возведение «Зенита».


Нет предела совершенству

Контракт с «Авантом» был разорван 29 октября 2008 года, а через неделю городской комитет по строительству уже объявил конкурс на завершение проектирования и возведение стадиона. Начальная стоимость контракта составляла уже 18 603 260 660 руб. Рассмотрение заявок было назначено на 28 ноября.

Компания «Инжтрансстрой», принадлежащая Олегу Дерипаске, сбавила цену почти на треть, до 13 млрд руб., и выиграла торги.

Поначалу она споро взялась за дело. Расчистка будущего свайного поля началась 27 декабря. Шла она без перерывов. Строители не отдыхали даже во время новогодних празднеств. По словам заместителя генерального директора «Инжтрансстрой» Александра Красницкого, монтаж основных конструкций – трибун, кровли и каркаса – должен был пройти в течение полутора лет. И действительно, поначалу фирма укладывалась в сроки, прописанные в техническом задании. В конце марта сооружение свайного поля на Крестовском острове было полностью закончено. Строители перешли к возведению трибун. Правда, 27 июня в СМИ прошло сообщение, что компания стала отставать от графика примерно на месяц.

Поначалу никто беды в этом не видел. Руководство «Инжтрансстроя» пообещало, что наверстает упущенное до конца июля, а питерский губернатор Валентина Матвиенко заверила строителей, что деньги будут выделены в любом размере, который сможет освоить подрядчик, но, разумеется, в пределах предусмотренной контрактом суммы. График действительно удалось наверстать. Возможно, фирма полностью уложилась бы в сроки, но случилось неожиданное…

Заказчик захотел, чтобы на футбольной арене проводились соревнования международного класса, а проект, по которому велось строительство, соответствовал лишь российским нормам, но никак не требованиям ФИФА. Поэтому понадобилось срочно вносить изменения в техническое задание. В частности, исполнителю заказа нужно было увеличить бизнес-зоны, изменить их размещение, а также расширить проходы для зрителей на случай непредвиденных происшествий, например терактов.

До сих пор остается загадкой, почему с самого начала никто не задумался о статусе футбольной арены на 50 тыс. зрителей, расположенной в пятимиллионном мегаполисе, «второй столице» России. Неужели на таком стадионе изначально не предполагалось проводить международные футбольные состязания? Почему корректировка проекта началась, лишь когда уже вовсю шло строительство? Чиновники из комитета по строительству полагали, что после корректировок смета вырастет примерно на 1 млрд руб. Но, как вскоре выяснилось, это были более чем оптимистичные оценки.

А в апреле 2010 года были введены новые федеральные правила пожаротушения, и проект пришлось корректировать еще раз: нужно по-новому поставить пожарную лестницу, а купол сделать из других материалов, нежели те, что были предусмотрены проектом. Срок сдачи «Зенита» был отодвинут на неопределенное время. А ведь строители уже возводили третий этаж из семи предусмотренных!


Была бы крыша…

Работы были заморожены, и лишь в последних числах июня городские власти прояснили вопрос о судьбе стадиона и заявили, что отказываться от его возведения они не намерены. Валентина Матвиенко пообещала, что строительство возобновится «в скором времени» и будет завершено к концу 2011 года. Администрация Петербурга заключила прямой контракт с московским институтом «Моспроект-4», которому было поручено доработать японский проект.

Российским архитекторам пришлось изменить очень многое. Например, они были вынуждены отказаться от идеи Курокавы использовать крышу-«гармошку», движущуюся благодаря наполняющимся теплым воздухом подушечкам: в условиях российской зимы такая система просто не сможет работать.

– При нашем снеге, наших головах и наших руках это нереально, – заметил заместитель генерального директора института Дмитрий Буш.

Сумма, требуемая на завершение строительства стадиона, росла не по дням, а по часам. Обнародованная в конце января 2011 года смета составляла уже 33 млрд руб.

В ответ на недоуменные вопросы г-н Буш невозмутимо отвечал, что это адекватная цена, поскольку сопоставлять «Зенит» с европейскими спортивными сооружениями некорректно. Его, мол, надо сравнивать с самыми крупными канадскими и американскими футбольными аренами вроде зала «Даллас ковбойс» с искусственным климатом и раздвижной крышей, цена возведения которого в пересчете на сегодняшние деньги равна примерно 1,4 млрд дол.

Такую постановку вопроса сочло наглостью даже терпеливое государство Российское.

Летом 2011 года было решено, что из федерального бюджета на стадион не будет выделено ни копейки и городу придется обходиться своими силами. Причиной отказа в финансировании послужили постоянные изменения в проекте.

Как ни странно, это решение федеральных властей не произвело впечатления на государственного заказчика. Комитет по строительству Петербурга 10 ноября решил внести в проект поправки. Он потребовал переделать уже построенную часть стадиона – крышу.

В эскизе Курокавы раздвижная «гармошка» должна была открывать и закрывать только трибуны, тогда как остальные части спортивной арены предполагалось постоянно держать под навесом. «Моспроект-4», дорабатывая проект, сохранил это решение в неизменности. Теперь же заказчик настаивал на том, чтобы крыша закрывала весь стадион вместе с полем. Это означало, что изменить и пересчитать нужно не часть проекта, а весь его. Ведь пришлось бы увеличить сечение несущих конструкций и усилить их армирование.

Новая версия проектно-сметной документации была изготовлена чрезвычайно быстро – менее чем за месяц. Скорректированную цену обнародовали на выездном совещании с участием вице-премьера Дмитрия Козака и нового питерского губернатора Георгия Полтавченко. На сей раз смета выросла до 40 млрд руб. Однако и это не уняло аппетит строительного проекта со зверским метаболизмом. Затем были еще доработки, и сегодня возведение стадиона оценивается уже в 43,8 млрд руб.


Его пример – другим наука?

Сейчас как иностранцы, так и представители российского руководства, глядя на остов стадиона «Зенит», лишь разводят руками. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который осенью 2012 года предпринял рабочую поездку в Петербург, заметил, что возведение стадиона выглядит позорно. Он сказал, что неправильно требовать от бюджета РФ дополнительных денег: нужно было точнее рассчитывать проект и прорабатывать схему его финансирования.

Дмитрий Буш, рассуждая о причинах неудачи, утверждает, что властям города нельзя было проводить строительный тендер, имея на руках только расплывчатую архитектурную концепцию, а не детальный проект с экспертными заключениями.

Руководитель английского бюро спортивной архитектуры Populous Джон Барроу назвал стройку катастрофой. Причину ее он видит в том, что в 2008 году контракт был заключен с компанией, не имеющей опыта в строительстве столь крупных комплексов.

Кроме того, с самого начала было непонятно будущее применение стадиона, поэтому экспертный анализ проекта оказался некачественным, а деньги, израсходованные на строительство, – «неразумными».

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, один из инициаторов строительства, в конце минувшего года сказал, что город уже получил деньги на десяток самых современных футбольных арен. В подтексте, видимо, прозвучало, что газовая корпорация больше не намерена финансировать долгострой с быстрорастущими аппетитами. Именно поэтому Георгий Полтавченко и заявил о намерении организовать сбор средств у жителей. Но найдется ли достаточное число добровольцев, чтобы набрать сумму, превышающую миллиард евро? Лично мне данный вопрос почему-то представляется риторическим.

В заключение остается лишь понадеяться, что пример с питерским долгостроем станет наукой другим государственным заказчикам. Понадеяться, осознавая, насколько эта надежда зыбка…


Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
МОЭСКМоскапстройГераИНА
АБЗВК