НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Желаемый результат. Результаты применения ФЗ-44 по итогам второго квартала 2015 года


Директор департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов отчитался о результатах применения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам второго квартала 2015 года.

В первую очередь он отметил, что, несмотря на экономическую нестабильность, контрактная система помогла осуществить закупку необходимых товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Их объем в первом и втором кварталах текущего года сохранился на уровне аналогичного периода 2014 года. В результате закупок удалось сэкономить бюджетные средства, существенно увеличить объем поддержки и количество предприятий малого бизнеса, участвующих в госзаказах.

Максим Чемерисов подчеркнул, что негативные явления в экономике, в первую очередь сокращение предложений со стороны поставщиков, оказывают влияние на функционирование контрактной системы. Это приводит к увеличению количества несостоявшихся процедур, росту количества расторгаемых контрактов, вынужденному сокращению заказчиками сроков исполнения контрактов для снижения финансовых рисков поставщиков.

Антикризисные меры

Чемерисов определил факторы, которые в наибольшей степени повлияли на функционирование контрактной системы за первое полугодие 2015 года. Это ослабление и неустойчивость курса рубля, сокращение предложений со стороны поставщиков по причинам труднопредсказуемого роста цен и экономических санкций, введенных ограничений на импорт отдельных групп товаров, роста процентной ставки по банковским кредитам внутри страны и увеличение стоимости банковских гарантий.

Кроме того, сокращение доведенных до заказчиков лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и отзыв лимитов бюджетных обязательств на 2016–2017 годы не позволяют заключать контракты со сроком исполнения более одного года.

Одним из факторов, повлиявших на сохранение рынка госзакупок, по мнению Чемерисова, стала реализация антикризисных положений, а также проведенная работа по оптимизации системы контроля в этой сфере, в том числе отмена необходимости согласования с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком по результатам признания электронного аукциона несостоявшимся.

По данным мониторинга, в первом полугодии 2015 года заключено 1 595 458 контрактов на общую сумму более 2,2 трлн руб., а за аналогичный период 2014 года – 646 428 контрактов на 1,129 трлн руб.

При этом Максим Чемерисов подчеркнул, что наряду с увеличением общего объема заключенных контрактов за отчетный период наблюдается существенный прирост объема закупок у единственного поставщика. К основным причинам этого прироста можно отнести следующие:

1) существенное увеличение количества несостоявшихся процедур, по результатам которых контракт заключается с единственным подавшим заявку участником (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Объем таких закупок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 41% (на 265,7 млрд руб.), что свидетельствует о снижении деловой активности участников закупок, вызванной экономической нестабильностью;

2) увеличение объема закупок услуг естественных монополий, коммунальных и услуг энергоснабжения (п. 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Так, доля закупок услуг естественных монополий выросла на 6% (на 47,9 млрд руб.), коммунальных услуг – на 10% (на 76,3 млрд руб.), что связано с ростом тарифов;

3) увеличение объема закупок у единственного поставщика по отдельным решениям (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ). Объем таких закупок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 26% (на 51,9 млрд руб.).

По словам Максима Чемерисова, преобладающими объектами закупки являются строительные работы, лекарственные препараты, услуги теплоснабжения. Более 50% (1018 трлн руб.) бюджетных средств на закупки расходуется на строительные работы, более 11% (238 млрд руб.) – на закупки лекарственных препаратов.

Что касается формы работы на госзаказе, то на сегодняшний день наиболее востребованным способом закупки является электронный аукцион по причине удобства данного способа и минимизации издержек для всех участников. Закупки в форме электронного аукциона в этом году проводились на пяти электронных площадках. Наибольшая доля по заключенным контрактам – у ЗАО «Сбербанк АСТ» (38,8%).

Рост количества расторгаемых контрактов

Заказчики стали более активно пользоваться своим правом расторжения контрактов в одностороннем порядке в связи с недобросовестным исполнением контрактов поставщиками. По состоянию на 30 июня 2015 года было расторгнуто 234 024 контракта на сумму более 523,8 млрд руб., что на 40 и 32% соответственно превышает показатели 2014 года. Вместе с тем, поясняет Максим Чемерисов, рост числа расторгнутых контрактов может быть также связан с ухудшением финансового состояния поставщиков в связи с экономической нестабильностью.

Между тем полученные по результатам мониторинга сведения свидетельствуют о положительной динамике экономии денежных средств в первом и втором кварталах 2015 года. Так, в отчетном периоде суммарная экономия составила более 144,4 млрд руб. (за аналогичный период прошлого года экономия составляла около 118 млрд руб.).

Поддержка СМП и СОНКО

По состоянию на 30 июня 2015 года у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) было размещено 376 766 извещений на сумму около 266,8 млрд руб., что на 40 и 61% соответственно превышает показатели прошлого года. Средняя цена контракта, заключенного с СМП и СОНКО, в первом полугодии 2015 года составила 708 тыс. руб., а в первом полугодии 2014 года – 616 тыс. руб.

При этом по результатам анализа информации о количестве заявок наблюдается увеличение среднего количества участников закупки на 15%. Кроме того, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года расширился перечень способов определения поставщика. Если ранее СМП и СОНКО были участниками наиболее распространенных способов осуществления закупок (электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос котировок), то в отчетном периоде наблюдается повышение активности их участия в двухэтапных конкурсах и запросах предложений.

Постоянный контроль

В своем докладе Максим Чемерисов обращает внимание на контроль в контрактной системе в сфере закупок. Согласно его данным, Федеральной антимонопольной службой России была проверена каждая сотая закупка. По ее результатам выдано 900 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Чиновник добавил, что возросло количество подаваемых жалоб, а также сократились трудозатраты на согласование закупок у единственного поставщика.

В первом квартале текущего года ФАС России рассмотрено 3569 обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, в итоге в этот реестр вошли 1569 участников (по сравнению с прошлым годом эта цифра увеличилась в два раза). Основная причина попадания в «черный список» – уклонение участника закупок от заключения контракта (64% от включенных в реестр лиц).

Согласно действующему законодательству, каждая закупка должна проходить процедуру общественного обсуждения. Всего в первом полугодии 2015 года на официальном сайте размещена информация о проведении публичных слушаний по 160 закупкам на сумму свыше 1 млрд руб.

Предметами подлежащих обсуждению закупок являлись работы по строительству зданий, сооружений, автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос, переправ, пирсов, мостовых переходов, закупки лекарственных препаратов, работы по чистке, уборке, санитарному содержанию объектов и обслуживанию территорий, транспортное обслуживание населения; услуги по страхованию; поставка авиационных двигателей специального назначения.

Минэкономразвития России продолжает работу по совершенствованию регуляторной среды контрактной системы: принят «антиофшорный пакет»; все необходимые нормативные правовые акты для внедрения ключевых нововведений контрактной системы: нормирования, планирования, обоснования закупок. Реализовать пакет законодательных изменений Минэкономразвития России предполагает посредством подготовки и внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ.


Назад в раздел
ГеопроектизысканияГераМосводоканалОЭК
ЦентрАктивКапиталСбербанкМОСПРОМСТРОЙ