НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Стоит ли овчинка выделки. О привлекательности контрактной системы


Целью создания федеральной контрактной системы декларировалось сокращение бюджетных расходов за счет увеличения конкуренции среди поставщиков (исполнителей, подрядчиков) товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Что же касается интересов бизнес-сообщества, то, казалось, привлекательность бюджетных денег очевидна и не требует дополнительных усилий по стимулированию предприятий к участию в госзакупках, раздачи так называемых «пряников». Но не тут то было. Да, иметь портфель контрактов с госзаказом весьма соблазнительно и притягательно, однако наряду с плюсами нельзя сбрасывать со счетов и минусы, встающие в полный рост перед поставщиком (исполнителем, подрядчиком), свято поверившим в неизбежную, при выполнении всех условий, прибыль.

Все равны, но некоторые равнее других

Доступ к бюджетным деньгам априори не должен быть простым, но и создавать на пути к ним излишне замысловатые и искусственные барьеры явно не в интересах ни государства, ни общества в целом. Однако они почему-то возникают с завидным постоянством и заставляют усомниться в том, что заказчики заинтересованы в честной конкуренции. В попытках порадеть своим «прикормленным» компаниям используются такие уловки, как составление «заточенных» под конкретные компании требований, исключающих соответствие им любых других. В последнее время с этим небезуспешно борется Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.

Широко распространено также размещение заказа на портале с очень кратким сроком на подготовку, например накануне праздников или выходных дней. Это делается с таким расчетом, что «не свои» поставщики не успеют подготовить весь объем документации, необходимой для подачи заявки, и, соответственно, будут, как нежелательные конкуренты, отсечены. А «свои», уже заранее подготовленные, прекрасно впишутся во все сроки.

Другим ярким примером, явно не способствующим, как и предыдущие, пропаганде участия компаний в госзакупках, является возможность заказчика под надуманными предлогами оттягивать подписание акта приемки работ или услуг. Мало того что предприятие вкладывается в обеспечение заявки и исполнение контракта, так ему, после добросовестного выполнения всех обязательств, приходится выцарапывать положенное по контракту.

Пока в правовом поле не будет закреплено равенство в ответственности за соблюдение обязательств между заказчиками и поставщиками в контрактной системе, никакая агитация поставщиков за более активное участие в госзакупках не даст желаемого результата. Работа в этом направлении ведется, но поскольку основные проблемы в этой части лежат в законодательной плоскости, то быстрых результатов ожидать не приходится. Поэтому одним из наиболее действенных и быстро реализуемых способов привлечения поставщиков к участию в госзакупках стало предоставление преференций тем или иным участникам закупочной деятельности.

Мал золотник, да дорог

Если исходить из имеющихся приоритетов, то в настоящее время преференции уместны малому и среднему бизнесу, отечественному производителю, инновационным и IT-компаниям, а также производителям экологически чистой продукции.

Самые масштабные стимулы, конечно, – это поддержка малого и среднего бизнеса. Обязательный процент от объема всех закупок у малого и среднего бизнеса – весомая приманка для участия в госзакупках. Однако не следует и переоценивать такую меру. Во-первых, не во всех сферах деятельности найдется соответствующее количество представителей среднего и малого бизнеса. Во-вторых, велик соблазн с помощью формального создания малых компаний, по инициативе заказчика, по согласованию с «прикормленным» поставщиком, закрыть эту тему, обойдясь собственными силами. Конкуренцией в таких раскладах и не пахнет, зато с точки зрения соблюдения закона – комар носа не подточит.

Тем не менее в этом направлении сделаны пока самые впечатляющие шаги. Если преференции для малого бизнеса, участвующего в государственных закупках, установлены непосредственно в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то аналогичные преференции для участников закупок госкомпаний устанавливаются Правительством РФ.

В конце 2014 года Правительство РФ приняло постановление № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому с 1 июля 2015 года в закупках госкомпаний с выручкой более 10 млрд руб. доля поставок от малых компаний должна составлять минимум 18% (с учетом субподряда) и 10% в виде прямых договоров. С 2016 года требование распространится на все остальные госкомпании. По экспертым оценкам, это откроет малому бизнесу доступ к рынку размером около 1 трлн руб.

Своя рубашка ближе к телу

В связи с санкционным давлением на Россию первостепенное значение также приобрели вопросы импортозамещения и предоставления привилегий российскому производителю.

Вот где невозделанное поле для преференций. Самое главное – грамотно воспользоваться моментом и так выстроить систему стимулов для отечественного производителя в контрактной системе, чтобы, как говорится, вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Только постепенно наращивая темп и объемы, российские компании способны со временем стать основными поставщиками товаров, работ и услуг для государственных нужд. Однако известный «чиновничий зуд», стремление поскорее отрапортовать о решении проблемы, используя арсенал запретительных мер, способны привести к ступору целые отрасли, а также создать социальную напряженность в обществе.

Предоставление преимуществ при участии в госзакупках, несомненно, важно для отечественного производителя, но только в том случае, если он в силах освоить запрашиваемые объемы как в количественных, так и в соответствующих качественных характеристиках. После долгой и продолжительной ориентации в некоторых областях производства на варягов, когда были ликвидированы целые производственные цепочки и утрачены квалифицированные кадры, с ходу занять освободившуюся нишу не получится. Нужен переходный период, и задача государственных органов, отвечающих за эффективную работу контрактной системы, – обеспечить плавность и плановость перехода к закупкам у отечественных производителей без создания дефицита и ажиотажного спроса.

Дорогу самому лучшему

Резонным в свете продекларированных целей по созданию инновационной и высокотехнологичной экономики выглядит и создание благоприятных условий компаниям, предлагающим соответствующую продукцию. Статья 10 Закона № 44-ФЗ гласит: «Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции». Тем не менее в России на федеральном уровне четкое определение «инновационная продукция» отсутствует.

Утверждены лишь критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, и уже это должно способствовать эффективности расходования бюджетных средств на ее закупку в интересах обеспечения государственных или муниципальных нужд. Но не следует забывать, что закупки инновационной и высокотехнологичной продукции должны быть выгодны заказчику, а поставки – поставщику, и самое главное условие для увеличения закупок инновационной продукции – это увеличение на нее спроса, ее востребованность у заказчика. Ведь тот же Закон № 44-ФЗ предполагает установление конкретных требований к закупаемой продукции, которым должна соответствовать предлагаемая к поставке продукция, что сводит к минимуму возможность подачи альтернативных предложений и соответственно инноваций. Так что в данном случае речь идет не о стимулах, а, наоборот, об ограничениях для инноваций. И никакое обязательное планирование закупок инновационной продукции госзаказчиком здесь не поможет.

Таким образом, все сводится к тому, что стимулы стимулами, но в первую очередь, дабы свести к минимуму прорехи в законодательстве и создать равную конкуренцию для участников конкурсных процедур, требуется постоянная и кропотливая работа законодательных и контролирующих органов. И не следует забывать, что постоянное и всеобъемлющее совершенствование законодательства, ставящее заслон различным манипуляциям в своих интересах участников закупок, притягательнее всех «пряников». Также крайне актуальна честная работа исполнительных и контрольных государственных органов.

СаториКапиталИНАГеопроектизыскания
ВКСтройИнвест-3ПНС