Целью создания федеральной контрактной системы декларировалось сокращение бюджетных расходов за счет увеличения конкуренции среди поставщиков (исполнителей, подрядчиков) товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Что же касается интересов бизнес-сообщества, то, казалось, привлекательность бюджетных денег очевидна и не требует дополнительных усилий по стимулированию предприятий к участию в госзакупках, раздачи так называемых «пряников». Но не тут то было. Да, иметь портфель контрактов с госзаказом весьма соблазнительно и притягательно, однако наряду с плюсами нельзя сбрасывать со счетов и минусы, встающие в полный рост перед поставщиком (исполнителем, подрядчиком), свято поверившим в неизбежную, при выполнении всех условий, прибыль.
Все равны, но некоторые равнее других
Доступ к бюджетным деньгам априори не должен быть простым, но и создавать на пути к ним излишне замысловатые и искусственные барьеры явно не в интересах ни государства, ни общества в целом. Однако они почему-то возникают с завидным постоянством и заставляют усомниться в том, что заказчики заинтересованы в честной конкуренции. В попытках порадеть своим «прикормленным» компаниям используются такие уловки, как составление «заточенных» под конкретные компании требований, исключающих соответствие им любых других. В последнее время с этим небезуспешно борется Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.
Широко распространено также размещение заказа на портале с очень кратким сроком на подготовку, например накануне праздников или выходных дней. Это делается с таким расчетом, что «не свои» поставщики не успеют подготовить весь объем документации, необходимой для подачи заявки, и, соответственно, будут, как нежелательные конкуренты, отсечены. А «свои», уже заранее подготовленные, прекрасно впишутся во все сроки.
Другим ярким примером, явно не способствующим, как и предыдущие, пропаганде участия компаний в госзакупках, является возможность заказчика под надуманными предлогами оттягивать подписание акта приемки работ или услуг. Мало того что предприятие вкладывается в обеспечение заявки и исполнение контракта, так ему, после добросовестного выполнения всех обязательств, приходится выцарапывать положенное по контракту.
Пока в правовом поле не будет закреплено равенство в ответственности за соблюдение обязательств между заказчиками и поставщиками в контрактной системе, никакая агитация поставщиков за более активное участие в госзакупках не даст желаемого результата. Работа в этом направлении ведется, но поскольку основные проблемы в этой части лежат в законодательной плоскости, то быстрых результатов ожидать не приходится. Поэтому одним из наиболее действенных и быстро реализуемых способов привлечения поставщиков к участию в госзакупках стало предоставление преференций тем или иным участникам закупочной деятельности.
Мал золотник, да дорог
Если исходить из имеющихся приоритетов, то в настоящее время преференции уместны малому и среднему бизнесу, отечественному производителю, инновационным и IT-компаниям, а также производителям экологически чистой продукции.
Самые масштабные стимулы, конечно, – это поддержка малого и среднего бизнеса. Обязательный процент от объема всех закупок у малого и среднего бизнеса – весомая приманка для участия в госзакупках. Однако не следует и переоценивать такую меру. Во-первых, не во всех сферах деятельности найдется соответствующее количество представителей среднего и малого бизнеса. Во-вторых, велик соблазн с помощью формального создания малых компаний, по инициативе заказчика, по согласованию с «прикормленным» поставщиком, закрыть эту тему, обойдясь собственными силами. Конкуренцией в таких раскладах и не пахнет, зато с точки зрения соблюдения закона – комар носа не подточит.
Тем не менее в этом направлении сделаны пока самые впечатляющие шаги. Если преференции для малого бизнеса, участвующего в государственных закупках, установлены непосредственно в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то аналогичные преференции для участников закупок госкомпаний устанавливаются Правительством РФ.
В конце 2014 года Правительство РФ приняло постановление № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому с 1 июля 2015 года в закупках госкомпаний с выручкой более 10 млрд руб. доля поставок от малых компаний должна составлять минимум 18% (с учетом субподряда) и 10% в виде прямых договоров. С 2016 года требование распространится на все остальные госкомпании. По экспертым оценкам, это откроет малому бизнесу доступ к рынку размером около 1 трлн руб.
Своя рубашка ближе к телу
В связи с санкционным давлением на Россию первостепенное значение также приобрели вопросы импортозамещения и предоставления привилегий российскому производителю.
Вот где невозделанное поле для преференций. Самое главное – грамотно воспользоваться моментом и так выстроить систему стимулов для отечественного производителя в контрактной системе, чтобы, как говорится, вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Только постепенно наращивая темп и объемы, российские компании способны со временем стать основными поставщиками товаров, работ и услуг для государственных нужд. Однако известный «чиновничий зуд», стремление поскорее отрапортовать о решении проблемы, используя арсенал запретительных мер, способны привести к ступору целые отрасли, а также создать социальную напряженность в обществе.
Предоставление преимуществ при участии в госзакупках, несомненно, важно для отечественного производителя, но только в том случае, если он в силах освоить запрашиваемые объемы как в количественных, так и в соответствующих качественных характеристиках. После долгой и продолжительной ориентации в некоторых областях производства на варягов, когда были ликвидированы целые производственные цепочки и утрачены квалифицированные кадры, с ходу занять освободившуюся нишу не получится. Нужен переходный период, и задача государственных органов, отвечающих за эффективную работу контрактной системы, – обеспечить плавность и плановость перехода к закупкам у отечественных производителей без создания дефицита и ажиотажного спроса.
Дорогу самому лучшему
Резонным в свете продекларированных целей по созданию инновационной и высокотехнологичной экономики выглядит и создание благоприятных условий компаниям, предлагающим соответствующую продукцию. Статья 10 Закона № 44-ФЗ гласит: «Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции». Тем не менее в России на федеральном уровне четкое определение «инновационная продукция» отсутствует.
Утверждены лишь критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, и уже это должно способствовать эффективности расходования бюджетных средств на ее закупку в интересах обеспечения государственных или муниципальных нужд. Но не следует забывать, что закупки инновационной и высокотехнологичной продукции должны быть выгодны заказчику, а поставки – поставщику, и самое главное условие для увеличения закупок инновационной продукции – это увеличение на нее спроса, ее востребованность у заказчика. Ведь тот же Закон № 44-ФЗ предполагает установление конкретных требований к закупаемой продукции, которым должна соответствовать предлагаемая к поставке продукция, что сводит к минимуму возможность подачи альтернативных предложений и соответственно инноваций. Так что в данном случае речь идет не о стимулах, а, наоборот, об ограничениях для инноваций. И никакое обязательное планирование закупок инновационной продукции госзаказчиком здесь не поможет.
Таким образом, все сводится к тому, что стимулы стимулами, но в первую очередь, дабы свести к минимуму прорехи в законодательстве и создать равную конкуренцию для участников конкурсных процедур, требуется постоянная и кропотливая работа законодательных и контролирующих органов. И не следует забывать, что постоянное и всеобъемлющее совершенствование законодательства, ставящее заслон различным манипуляциям в своих интересах участников закупок, притягательнее всех «пряников». Также крайне актуальна честная работа исполнительных и контрольных государственных органов.
Что же касается интересов бизнес-сообщества, то, казалось, привлекательность бюджетных денег очевидна и не требует дополнительных усилий по стимулированию предприятий к участию в госзакупках, раздачи так называемых «пряников». Но не тут то было. Да, иметь портфель контрактов с госзаказом весьма соблазнительно и притягательно, однако наряду с плюсами нельзя сбрасывать со счетов и минусы, встающие в полный рост перед поставщиком (исполнителем, подрядчиком), свято поверившим в неизбежную, при выполнении всех условий, прибыль.
Все равны, но некоторые равнее других
Доступ к бюджетным деньгам априори не должен быть простым, но и создавать на пути к ним излишне замысловатые и искусственные барьеры явно не в интересах ни государства, ни общества в целом. Однако они почему-то возникают с завидным постоянством и заставляют усомниться в том, что заказчики заинтересованы в честной конкуренции. В попытках порадеть своим «прикормленным» компаниям используются такие уловки, как составление «заточенных» под конкретные компании требований, исключающих соответствие им любых других. В последнее время с этим небезуспешно борется Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.
Широко распространено также размещение заказа на портале с очень кратким сроком на подготовку, например накануне праздников или выходных дней. Это делается с таким расчетом, что «не свои» поставщики не успеют подготовить весь объем документации, необходимой для подачи заявки, и, соответственно, будут, как нежелательные конкуренты, отсечены. А «свои», уже заранее подготовленные, прекрасно впишутся во все сроки.
Другим ярким примером, явно не способствующим, как и предыдущие, пропаганде участия компаний в госзакупках, является возможность заказчика под надуманными предлогами оттягивать подписание акта приемки работ или услуг. Мало того что предприятие вкладывается в обеспечение заявки и исполнение контракта, так ему, после добросовестного выполнения всех обязательств, приходится выцарапывать положенное по контракту.
Пока в правовом поле не будет закреплено равенство в ответственности за соблюдение обязательств между заказчиками и поставщиками в контрактной системе, никакая агитация поставщиков за более активное участие в госзакупках не даст желаемого результата. Работа в этом направлении ведется, но поскольку основные проблемы в этой части лежат в законодательной плоскости, то быстрых результатов ожидать не приходится. Поэтому одним из наиболее действенных и быстро реализуемых способов привлечения поставщиков к участию в госзакупках стало предоставление преференций тем или иным участникам закупочной деятельности.
Мал золотник, да дорог
Если исходить из имеющихся приоритетов, то в настоящее время преференции уместны малому и среднему бизнесу, отечественному производителю, инновационным и IT-компаниям, а также производителям экологически чистой продукции.
Самые масштабные стимулы, конечно, – это поддержка малого и среднего бизнеса. Обязательный процент от объема всех закупок у малого и среднего бизнеса – весомая приманка для участия в госзакупках. Однако не следует и переоценивать такую меру. Во-первых, не во всех сферах деятельности найдется соответствующее количество представителей среднего и малого бизнеса. Во-вторых, велик соблазн с помощью формального создания малых компаний, по инициативе заказчика, по согласованию с «прикормленным» поставщиком, закрыть эту тему, обойдясь собственными силами. Конкуренцией в таких раскладах и не пахнет, зато с точки зрения соблюдения закона – комар носа не подточит.
Тем не менее в этом направлении сделаны пока самые впечатляющие шаги. Если преференции для малого бизнеса, участвующего в государственных закупках, установлены непосредственно в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то аналогичные преференции для участников закупок госкомпаний устанавливаются Правительством РФ.
В конце 2014 года Правительство РФ приняло постановление № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому с 1 июля 2015 года в закупках госкомпаний с выручкой более 10 млрд руб. доля поставок от малых компаний должна составлять минимум 18% (с учетом субподряда) и 10% в виде прямых договоров. С 2016 года требование распространится на все остальные госкомпании. По экспертым оценкам, это откроет малому бизнесу доступ к рынку размером около 1 трлн руб.
Своя рубашка ближе к телу
В связи с санкционным давлением на Россию первостепенное значение также приобрели вопросы импортозамещения и предоставления привилегий российскому производителю.
Вот где невозделанное поле для преференций. Самое главное – грамотно воспользоваться моментом и так выстроить систему стимулов для отечественного производителя в контрактной системе, чтобы, как говорится, вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Только постепенно наращивая темп и объемы, российские компании способны со временем стать основными поставщиками товаров, работ и услуг для государственных нужд. Однако известный «чиновничий зуд», стремление поскорее отрапортовать о решении проблемы, используя арсенал запретительных мер, способны привести к ступору целые отрасли, а также создать социальную напряженность в обществе.
Предоставление преимуществ при участии в госзакупках, несомненно, важно для отечественного производителя, но только в том случае, если он в силах освоить запрашиваемые объемы как в количественных, так и в соответствующих качественных характеристиках. После долгой и продолжительной ориентации в некоторых областях производства на варягов, когда были ликвидированы целые производственные цепочки и утрачены квалифицированные кадры, с ходу занять освободившуюся нишу не получится. Нужен переходный период, и задача государственных органов, отвечающих за эффективную работу контрактной системы, – обеспечить плавность и плановость перехода к закупкам у отечественных производителей без создания дефицита и ажиотажного спроса.
Дорогу самому лучшему
Резонным в свете продекларированных целей по созданию инновационной и высокотехнологичной экономики выглядит и создание благоприятных условий компаниям, предлагающим соответствующую продукцию. Статья 10 Закона № 44-ФЗ гласит: «Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции». Тем не менее в России на федеральном уровне четкое определение «инновационная продукция» отсутствует.
Утверждены лишь критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, и уже это должно способствовать эффективности расходования бюджетных средств на ее закупку в интересах обеспечения государственных или муниципальных нужд. Но не следует забывать, что закупки инновационной и высокотехнологичной продукции должны быть выгодны заказчику, а поставки – поставщику, и самое главное условие для увеличения закупок инновационной продукции – это увеличение на нее спроса, ее востребованность у заказчика. Ведь тот же Закон № 44-ФЗ предполагает установление конкретных требований к закупаемой продукции, которым должна соответствовать предлагаемая к поставке продукция, что сводит к минимуму возможность подачи альтернативных предложений и соответственно инноваций. Так что в данном случае речь идет не о стимулах, а, наоборот, об ограничениях для инноваций. И никакое обязательное планирование закупок инновационной продукции госзаказчиком здесь не поможет.
Таким образом, все сводится к тому, что стимулы стимулами, но в первую очередь, дабы свести к минимуму прорехи в законодательстве и создать равную конкуренцию для участников конкурсных процедур, требуется постоянная и кропотливая работа законодательных и контролирующих органов. И не следует забывать, что постоянное и всеобъемлющее совершенствование законодательства, ставящее заслон различным манипуляциям в своих интересах участников закупок, притягательнее всех «пряников». Также крайне актуальна честная работа исполнительных и контрольных государственных органов.