НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Пыльные бури» в центре России. Цену за победу на торгах строительной фирмы платят ни в чем не повинные сельские жители


Подготовка аукционной и конкурсной документации – это не единственная ахиллесова пята нашей тендерной системы. На стадии исполнения государственного контракта нарушений бывает отнюдь не меньше, и порой они гораздо страшнее, поскольку очень часто ущерб наносится не только бюджету, но и здоровью людей, их возможности полноценно жить.


Ну очень экономный победитель

В 2010 году на сайте электронной площадки «Сбербанк-АСТ» было опубликовано извещение № SBR1010060068 о проведении открытого аукциона на реконструкцию отрезка автомобильной трассы М6 «Каспий», известной также как «Москва – Волгоград» (возможно, это наименование скоро устареет, так как дорогу планируется продлить до Узбекистана). Участок между 409-м и 423-м километрами автострады, о котором шла речь в тендерной документации, проходит через Никифоровский район Тамбовской области. Заказчиком выступило ФГУ «Управление автомобильной магистрали «Москва – Волгоград» Федерального дорожного агентства». Максимальная цена контракта составляла примерно 2,8 млрд руб., что соответствовало большому объему предполагаемых работ, которые были перечислены в ведомости – приложении к техническому заданию. Победителю предстояло полностью разобрать асфальтобетонное полотно, демонтировать остановки, барьеры, сигнальные столбики и дорожные знаки, проходящие под трассой трубы… Все это требовалось утилизировать и воссоздать заново. Песок, с помощью которого необходимо укреплять слабый грунт и изготавливать бетон, предполагалось брать в карьере, расположенном рядом со старой асфальтовой дорогой, которая связывает между собой две трассы – М6 «Каспий» и «Орел – Тамбов» и проходит через село Юрловка. В ведомости объемов работ был раздел о строительстве временных дорог, которые после запланированного на 2014 год окончания реконструкции участка трассы М6 нужно разобрать, а землю рекультивировать, распахав плодородный слой и посеяв травку. Запомним этот момент. Аукцион прошел 10 декабря 2010 года. К нему было допущено пять предприятий. Самую меньшую цену – 1 992 545 885 руб. – предложило ООО «Интердорстрой». Обещанная им экономия бюджетных денег составила более 800 млн руб. – почти треть первоначальной цены! Интересно, каким путем предприятие планировало ее достичь?


Сельский бунт – беспощадный, но не бессмысленный

В селе Юрловка 26 июня прошел стихийный митинг. Отчаявшиеся местные жители вышли на старую асфальтовую дорогу, которая связывает трассу М6 «Каспий» и песчаный карьер. Они устали дышать пылью и выхлопными газами. – За двадцать пять минут мимо моего дома прошло двенадцать грузовиков! – возмущалась одна из юрловских жительниц. – Они ходят каждые две минуты, чадят и пылят, делая нашу жизнь невыносимой. Дорога разбита. Здесь не только на легковой машине, но и на велосипеде не проедешь. Вчера попыталась, но споткнулась о камень и расшибла себе колено. Когда это безобразие прекратится? Селяне рассказали журналистам о том, что жизнь их стала совершенно невыносимой после того как началась реконструкция М6 «Каспий». Пешеходных дорожек в Юрловке нет, поэтому и дети в школу, и взрослые в магазин или на работу ходят по обочине, рискуя быть раздавленными грузовиками, которые порой движутся к карьеру на огромной скорости. К слову, по этой же дороге весной ходили школьные автобусы по маршрутам «Дмитриевка – Юрловка», «Туровка – Юрловка», «Машково-Сурена – р/п Дмитриевка». Родители опасались за жизнь и здоровье своих детей. Создается угроза и для жизни стариков: «скорая помощь» с трудом может проехать по разбитой дороге, а ведь порой бывает дорога каждая минута. Жители села дышат пылью и выхлопными газами. Окна в домах дрожат, посуда сотрясается, в стенах домов появились трещины. Прибывший в Юрловку заместитель начальника управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области Игорь Эдель и представители предприятий, реконструирующих участок трассы М6 «Каспий», пообещали, что в скором времени испытания юрловцев закончатся. Идущая мимо деревни дорога будет восстановлена. Однако успокоить непримиримо настроенных селян удалось далеко не сразу: они уже привыкли к обещаниям, которые не выполняются, и не верят властям.


Одно лечим – другое калечим

Еще летом прошлого года на сайт главы администрации Тамбовской области Олега Бетина поступило обращение от жителей Юрловки с просьбой разобраться в ситуации, которая возникла в связи с реконструкцией дороги М6 «Каспий». В этом письме говорится, что идущая по селу дорога разбита и превратилась в «стиральную доску», потому что не рассчитана на грузоподъемность машин, которые по ней движутся. Не соблюдаются ни нормы загрузки автомобилей, ни скоростной режим: порой они идут на скорости более 80 км/ч. «Нам обещают выполнить ремонт дороги после завершения вывоза песка. Но, во-первых, это произойдет ох как нескоро. А во-вторых, это уже нам знакомо: несколько лет назад возили песок на строительство дороги в Мичуринске. Дорогу там сделали, а нашу подремонтировать забыли, и теперь добивают до конца», – заключила Александра Малахова, автор обращения. Она получила ответ, что вопрос о разрушении дороги, проходящей через Юрловку из песчаного карьера, рассматривался в администрации района. Была создана комиссия, которая обследовала дорожное полотно. Подрядчикам было указано на необходимость соблюдения скоростного режима. Кроме того, ООО «Эдельвейс», обслуживающее дорогу, привлечено к административной ответственности за нарушение правил ее содержания и подвергнуто административному штрафу. Выдано также предписание ликвидировать ухабы на всем ее протяжении. Осенью прошлого года прокуратура Никифоровского района провела проверку и установила, что автомобильная дорога, идущая через Юрловку, относится к IV категории. Значит, осевая нагрузка от идущих по ней машин не должна превышать 6 тонн. Так, во всяком случае, говорится в утвержденной Минтрансом РФ инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Работники прокуратуры выяснили, что ООО «Интердорстрой» без специального разрешения использует большегрузные китайские и шведские автомобили группы А с осевой нагрузкой 10 тонн. Под них нужно было усилить покрытие, но это не сделано, в итоге дорога быстро разрушается. Поэтому в октябре минувшего года прокуратура направила в суд заявление с требованиями запретить «Интердорстрою» использовать автомобильную дорогу для проезда тяжелых машин группы А без предусмотренного законом специального разрешения.


Нескончаемая пыльная буря

С тех пор прошло более полугода. Ремонтные работы, прерванные к зиме, в марте возобновились. И вновь по Юрловке пошли автомобили с песком. Вместе с Игорем Эделем мы проехали по дороге и ужаснулись увиденному. На полотне зияли глубокие рытвины, как после бомбежки. За каждым проезжающим грузовиком тянулось облако пыли, которая висела в воздухе плотной пеленой.Нечто подобное мне приходилось видеть только в египетской пустыне во время пыльной бури. Страшно подумать, что это происходит здесь ежедневно на протяжении уже полутора лет! – На содержание дороги из муниципального бюджета выделяется некоторое количество средств, но их не может хватить, чтобы привести ее в порядок. Она требует капитального ремонта как минимум, – заметил генеральный директор упомянутого выше ООО «Эдельвейс» Василий Ляхов. Возле одной из выбоин застряла инкассаторская машина «Сбербанка»: у нее были повреждены два колеса. Водитель ходил вокруг, пытаясь найти выход из положения, но ни один из проходящих мимо грузовиков не остановился, чтобы помочь и отбуксировать пострадавших хотя бы до Юрловки. Им было некогда: они везли песок. Очень много песка! По примерным оценкам Игоря Эделя, в каждой из машин было не менее 35 тонн груза, тогда как допустимый предел составляет 20 тонн. Но разве кто-нибудь в этом признается? Останавливаем грузовик. – Сколько везешь? – Двадцать тонн, – бодро отвечает водитель. Ровно двадцать! Ни больше, ни меньше! Игорь Олегович пояснил, почему этого парня проинструктировали, чтобы он так говорил. Дело в том, что за использование машин, дающих на полотно нагрузку более 50 тонн, взимается специальная плата в дорожный фонд области. Однако никто из бизнесменов платить ее не собирается. Кроме того, в мае нынешнего года прокурор Никифоровского района Юрий Попов вынес руководителям предприятий, реконструирующих М6, предостережение о недопустимости нарушения российского законодательства, которое выражается в виде перевозки песка автомобилями группы А по дороге IV категории.

Наиболее вопиющие и общественно опасные нарушения случаются, как правило, на стадии исполнения заказов. Причем совсем не обязательно они связаны с коррупцией, иногда – с простым желанием коммерческих структур победить на торгах любой ценой.

По мнению прокурора, это приводит к снижению уровня транспортной безопасности на эксплуатируемом участке автомобильной дороги. На нем созданы предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям, имеется реальная угроза жизни и здоровью граждан. Кроме того, указанными действиями строительные компании причиняют Тамбовской области материальный ущерб. Контролировать вес автомобилей должны работники ГИБДД, но их постов не видно. Полицейские почему-то предпочитают держаться подальше от этой дороги. Может быть, просто не хотят дышать пылью и выхлопными газами от китайских грузовиков?


Вернемся к аукциону

Ремонт участка федеральной трассы М6 «Каспий», о котором идет речь, проводят три организации – ООО «Интердорстрой», ЗАО «Строительное управление № 1» и ООО «Дорожно-строительная компания «Автобан». Сейчас под давлением областных и районных властных структур они взяли на себя обязательство поддерживать в порядке идущую через Юрловку дорогу. За каждой из фирм закреплен ее отрезок длиной 6 км. И действительно, на дороге иногда можно встретить грейдеры и рабочих, засыпающих щебнем какую-нибудь особо глубокую рытвину. Однако на общем состоянии покрытия эти работы мало сказываются. Но почему же не ведется полноценный ремонт? Директор по строительству ЗАО «Строительное управление № 1» Алексей Анохов пояснил, что карьер в проектно-сметную документацию включен, а вот поддержание в рабочем состоянии дороги между ним и участком трассы М6 – нет. Предусмотрена лишь небольшая сумма на непредвиденные расходы. Однако Игорь Эдель с этими словами не согласился. – Мы имеем полное право потребовать, чтобы предприятия отремонтировали разбитое полотно, – сказал он. – Их руководство утверждает, что в смете на это не заложены деньги. Возможно… Но они обязаны были провести вспомогательную дорогу, однако не сделали этого. На сэкономленные средства вполне можно провести ремонт. Кто же из них прав? Настало время вспомнить об аукционе № SBR1010060068. Как мы помним, документация аукциона предусматривает сооружение временных дорог, а также рекультивацию их после окончания работ. Однако проводящие реконструкцию трассы М6 «Каспий» предприятия не стали их строить, а воспользовались существующей. Игорь Эдель пригрозил судом предприятиям, разбившим дорогу. Но как долго придется ждать рассмотрения искового заявления? И что за это время останется от дороги, идущей через Юрловку?


Цена победы

Для борцов с коррупцией в сфере электронных торгов у нас созданы очень благоприятные условия. Мало в какой еще стране любой желающий может без авторизации зайти на сайт госзакупок, знакомиться с документацией аукционов и делать себе политическое имя, крича про золотые унитазы, которые заказывает для своих нужд сельсовет какого-нибудь забытого Аллахом кавказского аула. Но беда в том, что наиболее вопиющие и общественно опасные нарушения случаются, как правило, на стадии исполнения заказов. Причем совсем не обязательно они связаны с коррупцией, иногда – с простым желанием коммерческих структур победить на торгах любой ценой. Правда, цену эту приходится платить не им, а ни в чем не повинным людям.

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
МИЦГеопроектизысканияМосгазОЭК
ПНСШколаАБЗАКСИТЕХ