НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Госсектор назначен на главную роль. Государственный заказ поможет России выйти из кризиса


Президент России Владимир Путин в интервью немецкому изданию Bild заявил, что Россия постепенно будет выходить на стабилизацию и подъем экономики. Этому способствует целый ряд принятых в стране программ, в том числе связанных с импортозамещением и вложением в высокотехнологичные отрасли. Глава государства подчеркнул, что, несмотря на снижение объемов валового внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства, в России сохраняется положительный баланс внешней торговли, причем «впервые за многие годы значительно вырос объем экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью». Таким образом, ключевым направлением выхода отечественной экономики из кризиса признано стимулирование внутреннего производства, особенно в высокотехнологичных секторах. Несомненно, важнейшую роль в этом процессе будет играть государственный заказ. Даже те госзакупки, которые не связаны с развитием инноваций, играют большую роль в подъеме экономики: они создают спрос на товары, работы, услуги и, соответственно, рабочие места.

В сложившихся условиях экономической неопределенности наличие стабильного государственного заказа особенно желательно для бизнеса. Все эти факторы существенно повышают роль закупочной политики государственных ведомств в экономике страны. Мы обозначим ключевые тенденции этой политики и перечислим первые, предварительные итоги прошлого года в сфере госзаказа и закупок госкомпаний.

Генерация спроса

Роль государственного сектора в российской постсоветской экономике очень велика. С точки зрения либеральных экономических теорий государство является неэффективным собственником, а потому госсектор необходимо как можно скорее приватизировать. Не пытаясь провести детальный анализ подобной концепции, отметим, что именно в период кризисов особенно проявляется позитивная роль госсектора экономики. Ведь большинство коммерческих компаний думает в первую очередь о прибыли в краткосрочной или, в лучшем случае, в среднесрочной перспективе, а государство может себе позволить инвестиции в долгосрочные проекты, нацеленные на подъем национальной экономики. Так, в США, где практически вся экономика изначально находилась в руках частного бизнеса, государственный сектор возник в годы Великой депрессии и стал одним из главных инструментов, которые помогли президенту Франклину Рузвельту вывести страну из этого крупнейшего в ее истории экономического кризиса. Что же касается современной России, то если сложить объем государственного и муниципального заказа, регулируемого Законом №44-ФЗ (5–6 трлн руб.), с объемом закупок компаний государственного сектора, регулируемых Законом № 223-ФЗ (около 20 трлн руб.), то получится цифра, сопоставимая с третью ВВП. Доля более чем внушительная. В отличие от США времен Рузвельта, нам нужно не создавать госсектор, а грамотно распорядиться тем, что уже имеется.

Перечислим ключевые меры в области госзаказа, направленные на поддержку отечественных производителей. Еще в 2014 году, практически сразу после введения западных санкций, был установлен запрет на госзакупки отдельных видов иностранной машиностроительной продукции – автобусов, тракторов, пожарных машин и автомобилей «скорой помощи», погрузчиков, экскаваторов и прочей дорожной техники. Он не распространился на продукцию зарубежных компаний, произведенную на российской территории, что должно стимулировать иностранный бизнес к инвестициям в отечественную промышленность. Кроме того, был введен запрет на госзакупки ряда товаров легкой промышленности (тканей, одежды, обуви и т. д.). В 2015 году отечественные производители также получили очень серьезные преференции перед иностранными компаниями при госзакупках лекарств, медицинской техники и оборудования. Кроме того, в прошлом году был введен запрет на госзакупки у офшорных компаний (во всех отраслях). Уже в 2016 году серьезные преференции начнут получать российские разработчики программного обеспечения. В текущем году компании – исполнители крупных государственных инвестиционных проектов обязаны закупать многие виды машиностроительной продукции преимущественно у отечественных производителей (на закупки за рубежом им потребуется разрешение правительственной комиссии по импортозамещению). Все это создает дополнительный спрос на товары российских предприятий.

Крупнейший заказ - мост через Керченский пролив

Перейдем к предварительным итогам общероссийской статистики закупок за 2015 год. Мы приводим их согласно материалам портала Единой информационной системы закупок по состоянию на 12 января 2016 года. Согласно этим данным, в прошлом году было опубликовано 3 072 330 извещений о закупках в рамках Закона № 44-ФЗ на общую сумму 6 598 119,8 млн руб. (для сравнения: в 2014 году было размещено 2 781 706 извещений на 6 022 442 млн руб.). Таким образом, количество опубликованных закупок возросло на 10,5%, а их общая стоимость – на 9,5%. Другой важнейший показатель – заключенные контракты; их общее количество за прошлый год составило 3 214 896, а совокупная стоимость – 5 268 464 млн руб. При этом 39,23% из них были подписаны федеральными госзаказчиками, 42,49% – региональными и 18,28% – муниципальными. В 2014 году государственные и муниципальные заказчики подписали 2 786 945 контрактов на общую сумму 5 510 827 млн руб., то есть количество контрактов выросло на 15%, но их совокупная цена уменьшилась на 4,5%. Большинство госзакупок в прошлом году были проведены в электронном виде; совокупная стоимость таких заказов превысила 3,5 трлн руб. Из них были проведены через электронную торговую площадку «Сбербанк-АСТ» 38, 97%, через «РТС-тендер» – 27,54, через Единую электронную торговую площадку (ЕЭТП) – 23,68, через площадку ММВБ – 6,72 и через площадку Агентства госзакупок Татарстана – 3,19%. Что касается закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то за прошлый год было размещено 1 265 022 извещения на общую сумму 23 074 315,4 млн руб. По сравнению с 2014 годом (1 068 446 извещений на 17 762 844,9 млн руб.) имел место очень внушительный рост: на 18,5% по количеству и на 30% по объему заказов. Кроме того, отметим, что в прошлом году 5343 заказчика, работающих в рамках ФЗ-223, опубликовали свои положения о закупках.

Перечислим десять крупнейших (по сумме контрактов) госзаказчиков прошлого года. В их число вошли:

1) ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства» – 228 322,8 млн руб.;

2) Департамент строительства города Москвы – 133 538,4 млн руб.;

3) Министерство обороны РФ – 112 537,2 млн руб.;

4) Федеральное космическое агентство – 100 375,6 млн руб.;

5) Министерство здравоохранения РФ – 58 995,4 млн руб.;

6) Федеральное агентство воздушного транспорта – 58 215,0 млн руб.;

7) Комитет по развитию транспортной инфраструктуры города Санкт-Петербурга – 57 601,3 млн руб.;

8) Министерство промышленности и торговли РФ – 53 744,5 млн руб.;

9) Министерство энергетики РФ – 51 345,9 млн руб.;

10) ГКУ города Москвы «Организатор перевозок» – 48 300,0 млн руб.

Первая десятка крупнейших исполнителей госзаказа (по сумме контрактов) за 2015 год выглядит следующим образом:

1) ООО «Стройгазмонтаж» – 231 500,7 млн руб.;

2) ПАО «Сбербанк России», город Нижний Новгород – 56 765,7 млн руб.;

3) ОАО «Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы» – 47 203,0 млн руб.;

4) ООО «Трансстроймеханизация» – 39 486,4 млн руб.;

5) ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания «АРКС» – 37 703,1 млн руб.;

6) ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» – 32 507,6 млн руб.;

7) ООО «Трансавтолиз» – 32 224,4 млн руб.;

8) ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге «Метрострой» – 31 000,1 млн руб.;

9) АО «Р-Фарм» – 30 800,8 млн руб.;

10) ПАО «Мостотрест» – 26 366,1 млн руб.

Первые десять крупнейших заказчиков, работающих в рамках ФЗ-223 (по суммарной стоимости размещенных лотов), это:


1) ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» – 5 609 444,4 млн руб.;

2) ООО «Газпром переработка Благовещенск» – 801 559,9 млн руб.;

3) АО «Уралсевергаз – независимая газовая компания» – 630 939,4 млн руб.;

4) ООО «Кузбасская энергосетевая компания» – 629 618,5 млн руб.;

5) ОАО «Газпром нефтехим Салават» – 603 002,9 млн руб.;

6) ОАО «Российские железные дороги» – 510 386,0 млн руб.;

7) ПАО «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» – 426 014,4 млн руб.;

8) ООО «Газпром комплектация» – 406 281,2 млн руб.;

9) ООО «Газпром трансгаз Югорск» – 349 226,5 млн руб.;

10) ОАО «Торговый дом РЖД» – 340 220,2 млн руб.

Заметим, что и крупнейший заказчик и крупнейший исполнитель госзаказа за прошлый год определились благодаря одной сделке: это строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Данный контракт имеет стратегическое значение – связь блокируемого Украиной Крыма с остальной Россией. Он был предоставлен единственному исполнителю – ООО «Стройгазмонтаж» по цене 228,3 млрд руб. Если бы не этот исключительный тендер, то московский Департамент строительства вышел бы на первое место среди всех федеральных, региональных и муниципальных госзаказчиков, что говорит о масштабах столичной застройки. Что касается закупок по ФЗ-223, то, конечно, впечатляют показатели «Роснефти»: объем размещенных заказов крупнейшей российской нефтяной компании оказался сопоставим с объемом всех госзакупок. В заключение скажем, что буквально накануне Нового года ПАО «Газпром» отменил крупнейший тендер на строительство 822-километрового участка магистрального газопровода «Сила Сибири» в Китай с начальной ценой 156 млрд руб. Это произошло после резкой критики со стороны Федеральной антимонопольной службы, обвинившей газового гиганта в нарушении ФЗ-223 и антимонопольного законодательства. Разумеется, тендер будет проведен, а газопровод будут строить, так как решение об этом было принято на высшем политическом уровне. Вместе с тем отмена столь масштабной закупки показала, что руководство страны намерено более рационально подходить к расходованию средств на госзакупки и закупки госкомпаний и не желает мириться с ограничением конкуренции.

Москва сэкономила на госзаказе 168 млрд рублей

Среди закупок субъектов Федерации первое место традиционно занимает Москва. По данным ЕИС, московский госзаказ в 2015 году составил 580 411 млн руб., или 26,13% от объема заказов всех российских регионов. Заметим, что второе место с большим отрывом от лидера занимает Санкт-Петербург – 236 589 млн руб. (10,65%); третье место у Московской области – 100 935 млн руб. (4,54%). Четвертое место занял Татарстан – 79 765 млн руб. (3,59%), а пятое место у Самарской области – 62 035 млн руб. (2,79%). Остальные регионы не преодолели 50-миллиардный рубеж.

Подчеркнем, что, согласно данным Департамента экономической политики, столичные власти сэкономили на госзаказе 168 млрд руб. При этом экономия в ходе торгов составила 61 млрд руб., 33 млрд руб. было сэкономлено в процессе обоснования закупок, а в рамках экспертизы цен и экспертизы строительства – 32 млрд руб. и 42 млрд руб. соответственно. Итоговая экономия составила 30% от первоначальной суммы заказов, что стало результатом жесткой, конкурентной и дискуссионной системы государственных закупок в российской столице.

Наиболее крупные и значимые московские торги 2015 года


Крупнейшей сделкой года стала реализация имущества ООО «ЗИЛ-ЮГ». Осваивать южную часть территории ЗиЛа площадью более 100 га будет компания «Развитие» (ее учредители – Группа ЛСР и АФК «Система»). При начальной (минимальной) цене актива 25,9 млрд руб. компания-инвестор заплатит городу 34,2 млрд руб. (на 32% больше). На территории бывшей промзоны будет возводиться коммерческая недвижимость, а также жилые дома и социальные объекты. Еще одна крупная сделка в сфере продажи столичной недвижимости – реализация трети площадей Центрального универсального магазина. Собственником помещений стало ООО «Аркада Холдинг», которое заплатит городу 4,3 млрд руб. По словам руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадия Дёгтева, несмотря на общее снижение объема инвестиций в рынок недвижимости, «интерес к объектам столичной недвижимости сохраняется на высоком уровне; в первую очередь это касается жилой недвижимости».

В число крупнейших тендеров года традиционно вошли закупки столичного Стройкомплекса. Самые крупные из них прошли в форме открытых конкурсов и были связаны со строительством или реконструкцией дорог, в первую очередь на территории «новой» Москвы. Так, начальная (максимальная) цена контракта на строительство участка дороги Солнцево – Бутово – Видное составляла 26,8 млрд руб. В конкурсе приняли участие четыре компании. Победителем стало ПАО «Мостотрест», контракт был заключен по цене 26,4 млн руб. (снижение на 1,5%). Вторым по величине строительным контрактом стала реконструкция автодороги А-101 «Москва – Малоярославец – Рославль» на участке от 20-го до 49-го километра Калужского шоссе. Начальная цена тендера составляла 19,4 млрд руб., в конкурсе приняли участие три претендента. Контракт по цене 18,8 млрд руб. был заключен с ООО «ИФСК «АРКС» (снижение на 3,1%). Еще один крупнейший контракт был связан с реконструкцией дорог на западе Москвы – на улицах Крылатская, Ярцевская, Боженко и Кубинка с выходом на Можайское шоссе. Начальная цена контракта составила 11,2 млрд руб. Участие в конкурсе приняли две компании, а победителем стало ООО «Горизонт». Контракт заключен по цене 10,9 млрд руб. (снижение на 2,5%).

В заключение приведем первую десятку рейтинга московских госзаказчиков по уровню прозрачности закупок.

По данным столичного Портала поставщиков на 14 января 2016 года, в нее вошли следующие организации:

1) Управление социальной защиты населения СЗАО города Москвы;

2) ГКУЗ «Центр медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича Департамента здравоохранения города Москвы»;

3) Государственная жилищная инспекция города Москвы;

4) ГБУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы»;

5) ГБУ «Детская стоматологическая поликлиника № 54 Департамента здравоохранения города Москвы»;

6) ГБУ «Территориальный центр социального обслуживания «Ярославский»;

7) ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию «Гармония» Департамента труда и социальной защиты города Москвы»;

8) ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Коптево»;

9) ГБУ «Детская городская поликлиника № 125 Департамента здравоохранения города Москвы»;

10) ГКУЗ «Психиатрическая больница № 5 Департамента здравоохранения города Москвы».

Таким образом, мы видим, что если самые крупные заказчики чаще всего связаны со строительством, то самые прозрачные – с социальной сферой и здравоохранением.


Назад в раздел
ОЭКМоскапстройИНАКапитал
АктивКапиталАБЗКапстройсити