НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Идеальный регламент. Может ли контрактная система стать действительно прозрачной и открытой?


Результаты четырехлетней работы Федерального закона № 223-ФЗ обсудили участники Всероссийского форума,выставки «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки» на одной из дискуссий. Представители Министерства экономического развития РФ, Счетной палаты РФ, Правительства Москвы, топ-менеджеры госкорпораций высказали свое мнение и обсудили лучшие практики регламентов проведения закупок крупнейших заказчиков и планируемые поправки в 223-ФЗ.

Две беды контрактной системы

Модератор дискуссии – член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по мониторингу исполнения дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» Сергей Фахретдинов заявил, что многие предприниматели отмечают две проблемы контрактной системы. Первая связана со спросом, который наконец-то раскрывают государственные компании, а вторая касается серьезных административных барьеров, осложняющих доступ к закупкам.

– Закон о контрактной системе за два года показал свою недостаточную эффективность. Минэкономразвития планирует доработать качество системы госзаказа, ограничив долю закупок у единственного поставщика, – сообщил заместитель Министра экономического развития РФ Евгений Елин. Он отметил, что общий объем всех видов госзакупок составил почти 30 трлн руб., что превышает четверть ВВП страны.

– В 2015 году согласно показателям Единой информационной системы стало видно, как государство «захватывает» конкурентные сферы. За год было создано около 800 новых госучреждений – ГУПов и МУПов – в таких сферах, как озеленение и оказание бытовых услуг. К тому же по итогам года относительная доля госзакупок в общем объеме начала расти. Это означает, что государство расширяется за счет контрактной системы, которая дает льготные условия, и ими охотно пользуется бизнес, – заявил Евгений Елин, добавив, что при этом конкуренция на торгах не растет.

За прошлый год ее уровень даже снизился, но необоснованно увеличилось и количество закупок у единственного поставщика. Для решения этих проблем Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложили провести инвентаризацию раннее принятых решений, которые стали причиной определения единственного поставщика на неконкурентных процедурах, а во-вторых, сделать прозрачным и понятным регламент процедур.

– В худшем случае доля единственных поставщиков будет увеличиваться, – сказал Евгений Елин.

Все ныне действующие механизмы контрактной системы позволяют заказчикам обходить конкурентные процедуры за счет перевода денег в субсидии, которые передают ГУПам и МУПам, отметил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Так можно построить любой объект, минуя конкурентные процедуры: конкурсы и аукционы.

– Это не что иное, как закупка у единственного поставщика. Речь идет об огромных капиталовложениях, это большие государственные ресурсы, – отметил Игорь Артемьев.

Он напомнил, что, когда создавался Закон о госзакупках, подразумевалось, что единственный поставщик – это естественная монополия на внеконкурентном рынке с уникальными услугами, например, оборонное предприятие.

– Сейчас множество единственных поставщиков захватывают конкурентные рынки. Нужно провести инвентаризацию и 80% единственных поставщиков перевести обратно в конкурентное поле, – подытожил глава ФАС.

Обеспечить доступность и простоту

Заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Кирилл Бурлаков отметил, что ведомством был проведен мониторинг, который выявил существующие проблемы у 223-ФЗ.

– Основная из них связана с либеральностью норм законодательства к заказчикам, которые позволяют формировать приемлемую для себя закупочную политику в ущерб конкуренции и открытости. Это в свою очередь отражается на возможности участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства, которые вынуждены тратить много времени на то, чтобы разобраться как в самой процедуре, так и в подготовке документации, – рассказал Кирилл Бурлаков.

Он отметил, что изначально документация, которую должны предоставлять участники торгов, призвана подтверждать их квалификацию, но по факту участие поставщиков получается затруднено. В результате большое количество закупок проводится либо у единого поставщика, либо иными способами, которых насчитывается больше двух тысяч. Поставщикам сложно разобраться в этих хитросплетениях заказчиков. Как результат, конкуренция составляет в среднем чуть больше одной заявки на процедуру, в то время как по 44-ФЗ она превышает три заявки.

Все эти негативные явления привели к тому, что Минэкономразвития РФ, ФАС России, контролирующие органы решили переломить ситуацию, чтобы обеспечить исполнение основных принципов 223-ФЗ – информационной открытости и прозрачности.

Кирилл Бурлаков сообщил, что Минэкономразвития подготовило законопроект, который определит исчерпывающий перечень способов закупок, регламент и возможность перевода их в электронную форму. Также законопроектом предусмотрено установление запрета на отказ от заключения заказчиком договора, если победитель уже определен в результате закупки, а также на расторжение контракта в одностороннем порядке, если поставщик по каким-то причинам не нравится заказчику.

– Кроме того, мы старались оптимизировать деятельность самих заказчиков, создав единое типовое Положение о закупках, которое касается крупнейших холдинговых компаний, имеющих сеть дочерних предприятий. В этом случае поставщики смогут видеть сразу все закупки конкретного холдинга. Аналогичную процедуру стандартизации закупок планируется провести на уровне субъектов РФ, в ведении которых находятся бюджетные предприятия, автономные учреждения. Мы сокращаем избыточную отчетность, которая предусмотрена законом, когда заказчик обязан публиковать отчетность о договорах в Единой информационной системе (ЕИСе), а также извещение о единственном поставщике, – рассказал Кирилл Бурлаков, добавив, что сегодня законопроект находится в Госдуме на втором чтении. Его должны принять до июня текущего года.

В свою очередь Сергей Фахретдинов подчеркнул, что большое количество бюджетных учреждений, которые работают по 223-ФЗ и 44-ФЗ, но большую свободу видят в последнем.

В ходе дискуссии директор по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ» Юлия Обаляева обратила внимание на то, что заказчики активно и многократно используют переторжку при проведении закупок. Функционал электронной площадки «Сбербанк-АСТ» позволяет использовать среди прочего и эту процедуру. Но возникает вопрос о дальнейшей судьбе опции многократных переторжек при принятии поправок в 223-ФЗ: насколько их использование допустимо при проведении закупок, не ограничивает ли такой порядок доступ участников к закупке? Юлия Обаляева отметила, что в положениях о закупке заказчики часто указывают возможность запроса дополнительной информации – это может накладывать ограничения на конкуренцию среди участников. На это заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов ответил, что в рамках предлагаемых поправок в 223-ФЗ такая опция, как дозапрос информации, предусмотрена не будет.

Нормирование как важный механизм эффективной работы

Одним из важных механизмов, способствующих эффективной работе контрактной системы, является нормирование предельных цен товаров, работ, услуг в сфере закупок. Однако, как отметили участники дискуссионной площадки, подавляющее большинство федеральных органов исполнительной власти не смогли выполнить требования законодательства в части подготовки документов нормирования в предписанный Правительством РФ срок. По состоянию на 18 января 2016 года в ЕИС разместили соответствующие акты всего лишь восемь федеральных органов исполнительной власти: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Минэкономразвития, Федеральная служба по техническому и экспертному контролю, Минкультуры, Минобрнауки, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по недропользованию.

Кроме того, эксперты обратили внимание на существенное различие в нормативах цен по одноименным позициям, установленных различными органами власти в рамках нормирования затрат. Так, например, норматив цены на моноблоки и ноутбуки, установленные Минздравом и Минкомсвязи, отличаются в среднем в два раза, а норматив цены на рабочие столы, определенные Минздравом России, более чем в восемь раз превышают аналогичные нормативы Минкультуры России.

Что касается перевода на электронные процедуры всех видов закупок, то обязанность их применения наступит для государственных заказчиков 1 июля 2017 года, а для муниципальных заказчиков – с 1 января 2018 года. Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко отметила, что при переходе на электронную форму торгов будут пресечены банальные схемы мошенничества, такие как физическое ограничение доступа сотрудников компании при подаче заявок, вскрытие конвертов под паром с целью сообщения своим компаниям цен конкурентных поставщиков и другие «серые» схемы.

– Единая информационная система и ее оператор будут гарантировать техническую прозрачность проведения аукциона. Кроме того, это даст широкие возможности бизнесу участвовать во всех торгах, конкурсах и аукционах независимо от географии и дороговизны логистики, – считает Анастасия Муталенко.

Во время дискуссии участники обсудили возможность унификации закупочных процедур по 223-ФЗ на примере 44-ФЗ, а также поделились опытом проведения эффективных закупок. Кроме того, заказчикам порекомендовали проявлять инициативу по самостоятельной централизации и повышению эффективности своих закупок, как это сделали, например, в Москве и Московской области.


Назад в раздел
МОЭСКОЭКЭнергокомплексСатори
ШколаФУДАБЗ