НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Спор о госзаказе заказывали? Точек зрения на будущее реформы государственных закупок становится все больше


Отечественной политической системе потребовалась реформа, направленная на то, чтобы добавить плюрализма мнений, присутствующих в медийном пространстве точек зрения, конкуренции позиций. Для этого возвращается выборность губернаторов, упрощается процесс регистрации партий и процедура участия в выборах. Сфере госзаказа такая реформа не требуется. Вот уже более полутора лет федеральные ведомства, политики и общественность ведут жесткую полемику о том, какой должна быть новая система госзакупок, основанная на Федеральной контрактной системе. Но прежде спор о госзаказе был ареной, где схватились лишь два бойца – Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития, а остальным в лучшем случае отводилась роль болельщиков одной из сторон.


Теперь же все больше представителей госструктур и политиков говорят о том, что их не устраивает ни один из двух альтернативных вариантов проекта закона о ФКС, и выступают с собственными предложениями.

Причем площадками для дискуссий в преддверии окончательного внесения проекта закона о ФКС в правительство и начала обсуждения его депутатами все чаще становятся общественные слушания и обсуждения в «идеологических клубах» внутри «Единой России». И это не превращается в ритуальные посиделки с формальными отчетами. Налицо реальное столкновение различных мнений и групп интересов.

О своих претензиях к закону о Федеральной контрактной системе заявила Счетная палата, до определенного момента не высказывавшая в отношении него существенных нареканий. В заключении, подготовленном контрольным ведомством, сказано, что предлагаемый Минэкономразвития вариант законопроекта грешит терминологической неопределенностью.

Кроме того, по мнению государственных аудиторов, в законопроекте не предложено развернутое правовое регулирование стадий прогнозирования и планирования госзаказа, практически отсутствует правовое регулирование стадии исполнения контракта (вместо этого прописана лишь процедура приемки результатов) и недостаточно четко регламентирован порядок определения начальной цены контракта и использования экспертной оценки, требования к участникам торгов. Свою позицию Счетная палата готова отстаивать на заседании рабочей группы, куда входят представители Минэкономразвития и обеих палат парламента.

Особенности точки зрения московских властей на процесс реформирования системы госзакупок высказал на круглом столе, проходившем в Общественной палате РФ, сенатор Юрий Росляк, представляющий в Совете Федерации исполнительную власть Москвы. Он обратил внимание на то, что 90% государственных и муниципальных закупок носят ежегодно повторяющийся, цикличный характер. По мнению сенатора, следует разработать единую систему кодификации товаров и услуг, существующих в сфере госзакупок, привязанную к кодам бюджетной классификации, чтобы избежать махинаций с новоизобретенными наименованиями.

Сама же Федеральная контрактная система должна делиться на три уровня – федеральный, региональный и муниципальный, при этом на каждом должны действовать единые правила закупок. Не согласен представитель Правительства Москвы в верхней палате парламента и с тем, чтобы нормы закона о Федеральной контрактной системе вводились постепенно. «Это должен быть непрерывный процесс, – считает он. – Нельзя растягивать на 2–3 года приспособление системы госзаказа, а то получится, что на 1,5–2 года мы остановим весь бюджетный процесс. Нужно, чтобы закон заработал сразу с момента принятия».

Помимо обсуждения в законодательных органах власти и Общественной палате важными площадками для ведения дискуссии о судьбе системы государственного заказа стали партийные клубы «Единой России». Пока из четырех клубов, сложившихся по принципу приверженности сторонников партии той или иной идейной платформе, будущее отечественных госзакупок обсудили в двух – государственно)патриотическом и социально-консервативном клубе «Гражданская платформа».

Обсуждение в клубе единоросовских патриотов собрало помимо представителей заинтересованных ведомств депутатов из комитета по безопасности. На мероприятие в клубе социал-консерваторов пришло в полном составе руководство другого думского комитета – по экономике.

Причем представители последнего, ответственного за прохождение закона через нижнюю палату, объявили, что не собираются пропускать разработанный Минэкономразвития законопроект без серьезных поправок. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский заявил: «Законы о Федеральной контрактной системе авторства Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития сырые. В том виде, в котором сейчас их презентовали ФАС и Минэкономразвития, – я даю 100-процентную гарантию: они Госдуму не пройдут. Они концептуально разные и имеют большое количество упущений, в связи с тем что большинство пунктов не решает проблему с коррупцией. Поэтому комитет по экономике разработал свой пакет поправок к закону о ФКС.

И если министерство за ближайшие месяцы не произведет радикальную переработку закона, это сделают депутаты в ходе обсуждения в первом чтении, предложив свои поправки».

Что же касается проекта закона, разработанного ФАС, то, судя по всему, он пока является не полноценным проектом закона, а скорее публицистическим манифестом в поддержку существующих процедур размещения госзаказа с преобладанием электронных аукционов. Как отметил в ходе обсуждения аудитор Счетной палаты Александр Пискунов, Федеральная антимонопольная служба по закону не обладает правом законодательный инициативы, а потому не сможет самостоятельно внести на рассмотрение парламента свой вариант законопроекта. И чтобы хоть часть этих предложений все же попала в окончательный вариант закона о ФКС, руководству антимонопольной службы придется искать приемлемый вариант компромисса.

Правоту этого утверждения признал и руководитель управления контроля госзаказа ФАС Михаил Евраев, заявив, что ФАС постаралась повторно использовать метод законотворческой работы, хорошо зарекомендовавший себя в процессе обсуждения в парламенте Закона о торговле. Тогда наряду с официальным проектом закона, разработанным Миэкономразвития, ФАС ознакомила депутатов со своим вариантом этого нормативного акта. Итоговый вариант Закона о торговле стал результатом синтеза двух законопроектов.

Что ж, и на этот раз обсуждением реформы госзаказа на различных площадках антимонопольщики постарались воспользоваться в полной мере. Михаил Евраев озвучил новые предложения, направленные на совершенствование системы госзакупок. Два главных антагониста хоть и медленно, но начали сотрудничать, хотя различия между их позициями еще очень и очень велики.

Например, как заявила начальник отдела государственной закупки департамента госрегулирования тарифов Минэкономразвития Лариса Некрасова, в качестве одной из главных угроз для стабильности системы является демпинг.

Поэтому проект закона о ФКС требует от поставщика, предлагающего снижение начальной цены контракта более чем на 25%, обосновать, за счет каких резервов он может достичь подобной экономии.

В ФАС же это считают одним из искусственных способов ограничения конкуренции, который может привести к всплеску коррупции, поскольку компания в этом случае может быть признана победителем или сниматься с торгов исключительно на основании субъективного мнения заказчика.

В исправленном варианте проекта закона о ФКС Министерство экономического развития оставило новые формы размещения заказа, которые антимонопольщики находят неприемлемыми. Речь идет о двухэтапных конкурсах, конкурсах с ограничением участия и запросах предложений. Конкурс с предварительной квалификацией предполагает наличие отборочного квалификационного этапа, на котором будет производиться оценка участников, затем прошедшие отбор претенденты будут конкурировать между собой, как при проведении обычного открытого конкурса по правилам ФЗ-94.

В антимонопольной службе пошли навстречу своим оппонентам и готовы согласиться на введение конкурсов с предварительной квалификацией. Но исключительно такой, какая сегодня в законе № 94-ФЗ предусмотрена для аукционов по отбору подрядчиков для ведения строительных работ, когда к участию допускаются компании, представившие свидетельство, что они уже выполняли аналогичную работу на сумму не меньшую, чем 25% от стоимости выставляемого на торги контракта. Тогда субъективная оценка претендентов, а значит, и вероятность возникновения коррупционных схем будет исключена.

Процедура двухэтапного конкурса будет применяться лишь в определенных специфических отраслях, например при размещении заказа на научно)исследовательские, опытно)конструкторские работы, создание произведений литературы и искусства. Этот метод планируется применять в первую очередь в случаях, когда заказчику потребуется внести изменения в техническое задание конкурса. Речь идет о ситуации, когда нужна передовая новаторская разработка, которой пока еще не существует, и заказчику необходимо уточнить предмет заказа, встретиться с представителями потенциальных исполнителей, чтобы наиболее точно сформулировать задание.

Еще одна новая процедура – запрос предложений. Ее предполагается применять для осуществления быстрых закупок по итогам несостоявшихся процедур.

В настоящий момент контракт в таких случаях заключается либо с тем, кто подал заявку, либо, в отсутствие заявок, по согласованию. Как только в силу вступит закон о ФКС, после несостоявшихся торгов будет проводиться запрос предложений.

К участию в этой процедуре приглашаются все, кто участвовал в первых торгах, признанных несостоявшимися, а также другие желающие. Процедура подготовки будет короткой – не дольше недели. Участники узнают о самом выгодном предложении, сделанном на прежнем этапе, с конкретным указанием, кто это предложение подал. В дальнейшем в течение суток предложение либо улучшается, либо остается в силе – если тот, кто это предложение сделал, его подтвердит.

В качестве действенной меры по улучшению системы госзакупок ФАС предлагает создать централизованный реестр поручительств и банковских гарантий. «Когда компания хочет выступить поручителем, она заявляет о себе на портале, проходит проверку в течение 10 дней в налоговой службе, включается в реестр. Та же процедура предполагается для банков, которые хотят выдать гарантии. Эти простые меры полностью исключат проблему фальшивого финансового обеспечения», – считает Михаил Евраев. Ведь если в настоящий момент примерно 70–80% финансовых поручительств крупных компаний, предлагаемых в качестве обеспечения ответственности исполнителя контракта, являются фальшивыми, то среди банковских гарантий процент фальшивок меньше – около 20% от общего числа.

Вместо создания института контрактных офицеров и контрактных служб, которые будут заниматься сопровождением контрактов крупных заказчиков, антимонопольное ведомство предлагает ввести закупки через уполномоченные органы.

Таким образом, вместо более чем 200 тыс. государственных заказчиков проведением торгов будут заниматься 3–4 тыс. уполномоченных органов, что позволит централизовать закупки. В пользу варианта закона о ФКС, разработанного ФАС, по мнению Михаила Евраева, также говорит тот факт, что он оставляет в действии основные положения ФЗ-94, а значит, и принятых для его эффективной работы подзаконных актов. Принятие же закона о ФКС в варианте Минэкономразвития потребует около 40 новых подзаконных актов, на это уйдет несколько лет. Для того чтобы сформировать аналогичный пакет для ФЗ-94, потребовалось шесть лет. Но главная экономия будет заключаться в том, что около 1 млн специалистов, занимающихся сегодня размещением заказа в государственных структурах, не придется переучивать.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ИНАМОЭКМосинжпроектТеплоцентрстрой
ЛокоБанкАбсолют