НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Малому бизнесу снизят нагрузку. Минэкономразвития вынесло на общественное обсуждение меры для повышения эффективности закупок


Минэкономразвития предлагает внести поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поправки предполагают, например, в ходе исполнения контракта дать возможность подрядчикам менять способ его обеспечения – при сохранении неизменным самого размера обеспечения. Также, насколько мы поняли, предлагается включать в банковскую гарантию условия, которые предусматривают уменьшение суммы гарантии пропорционально размеру надлежаще исполненных обязательств, подтвержденных документом о приемке поставленного товара.

Напомним: банковская гарантия – это один из способов обеспечения исполнения обязательств, при котором банк или иное кредитное учреждение выдает по просьбе должника письменное обязательство уплатить кредитору денежную сумму при предоставлении им требования о ее уплате.

Конечно, в нынешней экономической ситуации далеко не все банки согласны давать подобные гарантии. Особенно сложно получить таковые представителям малого и среднего бизнеса. А для них, например, участие в тех же госзакупках имеет порой стратегическое значение – возможность выжить.

Для поддержки малого и среднего бизнеса в стране была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Благодаря этой структуре малый бизнес смог расширить свои возможности по участию в экономике страны в целом и по участию в госзакупках в частности. Понятно, в рамках существующего законодательства.

Новые поправки идут дальше. В законопроекте говорится: «В случае если начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении об осуществлении закупки не превышает двадцати миллионов рублей, заказчик в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов и исполнения гарантийных обязательств принимает банковские гарантии, выданные банками, не включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения».

Поправки назрели?

Сегодня законодательство предусматривает определенные преференции малому бизнесу. Например, крупнейшие заказчики госкомпании обязаны осуществлять в определенном объеме закупки у малого и среднего предпринимательства и даже заранее публиковать списки товаров, работ и услуг, закупаемых у представителей МСП. Однако авторы поправок, насколько мы верно их истолковали, предлагают дальнейшее смягчение условий: облегчить финансовую нагрузку для поставщиков за счет уменьшения суммы банковской гарантии.

Насколько явствует из документа, речь здесь также идет и о социально ориентированных некоммерческих организациях. Это те, что не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Социально ориентированные некоммерческие организации создаются чаще в сферах социальной, благотворительной, образовательной, научной, в сфере удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, оказания юридической помощи и т.д. Понятно, что такие организации с удовольствием воспользуются возможными послаблениями, которые предлагает Минэкономразвития.

Есть, правда, в поправках существенная оговорка: возможное нововведение с суммой гарантии не будет касаться поставок товаров, работ и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения. Это продукты питания, топливо, средства для оказания экстренной или неотложной медпомощи. Также оговаривается, что сумму гарантии нельзя будет уменьшить, если дело касается строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Цитируем и комментируем

Чтобы не быть голословными, процитируем законопроект, который предлагает, например, «часть 3 изложить в следующей редакции: «Исполнение контракта, гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом, может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, исполнения гарантийных обязательств определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Срок действия банковской гарантии, которая выдана в обеспечение исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц и не более двух месяцев. Срок действия банковской гарантии, которая выдана в обеспечение исполнения гарантийных обязательств, не должен превышать срока предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, установленного контрактом».

Но все ли так хорошо для поставщиков, особенно если это представители МСП?

– Что касается предоставления подрядчикам возможности в ходе исполнения контракта менять способ его обеспечения и что касается предложения уменьшать суммы гарантии в случае наступления определенного события, то хотелось бы процитировать и прокомментировать некоторые моменты, – говорит заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Николай Баранов. – Итак, ст. 96 Закона 44-ФЗ п. 7: «В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта».

На мой взгляд, нынешние предложения скорее не нововведение, а конкретизация уже имеющегося пункта. Думаю, на практике заказчики не идут на это, т.к. там записано «вправе». Поэтому отказывают поставщикам. По поводу предоставления заказчику возможности при проведении закупки устанавливать обеспечение исполнения установленных контрактом гарантийных обязательств тоже хочу прежде процитировать законодательство. Ст. 96 Закона 44-ФЗ п. 3 – о сроке действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Этот пункт, по моему мнению, усложнит ситуацию с поставщиками и приведет к удорожанию, т.к. непосредственно влияет на себестоимость. Добросовестным поставщикам придется закладывать это в свою цену продукции, товара, услуги.

Конечно, смысл внесения любых поправок в том, чтобы сделать более гибким механизм предоставления поставщиками обеспечения исполнения госзаказа и гарантийных по нему обязательств. Надо только хорошо все обдумать, выслушать все стороны, чтобы усилия не оказались напрасными.

МОЭКТеплоцентрстройМосинжпроектГера
ЦентрСоюз