НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Госзакупки меняют хозяина. Контроль закупок для государственных и муниципальных нужд передан в ведение Минфина


Постановление Правительства на этот счет было подписано еще в середине апреля. А официально отвечать за госзакупки Минфин начнет с 1 июля 2017 года. Власти посчитали, что нововведение позволит все вопросы в данной сфере консолидировать в одних руках: так проще выстраивать работу и понимать, кто за нее в ответе.

Так кто в ответе?


– Председателем Правительства РФ подписаны даже два постановления, – комментируют в Национальной ассоциации институтов закупок. – Постановление от 13 апреля 2017 года № 442 определяет подчиненное Минфину Федеральное казначейство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с определенными функциями. Они передаются ведомству от Минэкономразвития. Это, например, выработка по согласованию с Минфином функциональных требований к Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок; создание, развитие, ведение и обслуживание ЕИС. В функции казначейства также входит установление порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ею. Второе постановление Правительства – от 14 апреля 2017 года № 446 – передает Министерству финансов полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

О том, что необходимо сосредоточить полномочия в одном ведомстве, заговорили в начале текущего года, когда Единая информационная система дала сбой. Случилось это, по словам аналитиков, из-за постоянных правок законодательства о закупках и увеличения нагрузки на систему при попытке, например, состыковать ее с электронным бюджетом. За сбоями последовали жалобы участников закупок: у многих из них, особенно поставщиков, за этим стоят деньги, проблемы снабжения и реализации товара, то есть благополучие и жизнеспособность предприятий и организаций. Сбой удалось ликвидировать, однако проблема осталась и, надеемся, будет решена посредством сосредоточения ответственности в одних руках.

Уже сообщалось, что в Минфине создан новый департамент – бюджетной политики в сфере контрактной системы. Он уже фигурирует на сайте ведомства в разделе «Департаменты». Возглавила структурное подразделение Татьяна Демидова, ранее служившая в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Именно этот департамент станет управлять системой госзакупок и закупок компаний с государственным участием. Курировать работу департамента будет один из заместителей министра финансов.

Еще зимой на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова говорилось, что данное решение должно сконцентрировать операционные и нормативно-правовые полномочия по управлению ЕИС в руках одного органа и подведомственного ему учреждения, чтобы повысить контроль над функционированием системы. Потому что от этого зависит прозрачность закупочных процедур. И вот – свершилось. Конечно, пока еще производятся организационные работы, но до 1 июля осталось не так много времени. Уже скоро мы сможем оценить плюсы или возможные минусы принятого решения.

Разбираемся в нюансах

– Думаю, это улучшит работу контрактной системы, потому что будет централизация всех полномочий по регулированию в одном ведомстве, с одной стороны, и повышение эффективности использования бюджетных средств, с другой стороны, – комментирует нашему журналу заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Николай Баранов. – Но нельзя говорить, что Минфин станет единственным ведомством, отвечающим за сферу закупок. Полномочия ФАС России как контрольного органа в сфере закупок остаются, никто на эти полномочия никогда не посягал. Согласно Закону 44-ФЗ, «федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок», – это, по сути, теперь Минфин. И далее: «Контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд…» – это ФАС России.

Как отметил Николай Баранов, Минфин отвечал и отвечает за информационную систему «Электронный бюджет», и в новых условиях стоит задача интеграции ЕИС контрактной системы и ИС «Электронного бюджета».

– Процесс передачи полномочий уже идет, – продолжает Николай Баранов. – ЕИС ранее уже была передана Федеральному казначейству из-под Минэкономразвития. «Ростеху» поручено запустить каталог товаров, работ и услуг. Надеемся на более качественную и эффективную координацию работ по улучшению ЕИС и приведению нормативных документов в целостную систему. На сегодня большинство регулируемых нормативно-правовых актов носит подзаконный характер и представляет сложную систему (законы, постановления, распоряжения и т.д., и т.п.). Минфин будет отвечать в плане нормативно-правового регулирования за весь цикл осуществления закупок от планирования до исполнения – и это очень важно. Регулирование по Закону 223-ФЗ также полностью переходит в Минфин. Там уже создан соответствующий департамент.

– Активисты Народного фронта давно говорили о необходимости отдать контроль над системой госзакупок в одни руки, – считает руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Анастасия Муталенко. – Еще в декабре 2015 года Президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин по итогам встречи с активом ОНФ поручил правительству определить единый федеральный орган власти, ответственный за работу Единой информационной системы госзакупок. Теперь, когда ответственность за систему госзакупок и закупок госкомпаний сосредотачивается в руках Минфина, будет с кого конкретно спросить за недостатки. Надеемся, такое решение положительно скажется на всей системе госзаказа, позволит повысить эффективность бюджетных расходов, их прозрачность.

Какие проблемы?

Новому ответственному ведомству придется решать ряд проблем. В частности, как осуществлять казначейский контроль, который сегодня ведется в ручном режиме. Это в начале года во многом явилось причиной кризиса в работе ЕИС. Аналитики отмечают, что подобный контроль должен быть полностью автоматизирован, иначе с поставленными задачами не справиться. В профессиональном сообществе надеются, что удастся повысить контроль над работой Единой информационной системы, чтобы не было новых проблем со сбоями: количество закупочных процедур неуклонно растет, значит, увеличивается нагрузка на систему.

Есть у некоторых участников закупок беспокойство по поводу работы электронных торговых площадок (ЭТП). Но эксперты уверяют, что здесь проблем быть не должно: ЭТП себя очень хорошо зарекомендовали, их функционирование хорошо отлажено и вполне надежно.

И не надо забывать о таком важном аспекте, как эффективное расходование бюджетных средств. Это одна из важнейших тем. Многие эксперты считают, что передача полномочий в одни руки позволит контрактной системе работать и на эффективное расходование государственных средств, когда товары, работы, услуги закупаются при сбалансированном соотношении цены и качества.

Наши эксперты еще в начале весны говорили, что с передачей госзакупок Минфину выбрано правильное направление дальнейшего развития контрактной системы. Минфин со своими специфическими фискальными функциями сможет позаботиться об эффективности расходования государственных денег. Конечно, если удастся решить все возникшие ранее проблемы.


Назад в раздел
ТеплоцентрстройМИЦСаториГлавУПДК
АктивКапиталШвабеФУДМОСПРОМСТРОЙ