НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Как две капли воды. Почему два образцовых тендера оказались абсолютно идентичными


Итоги исследования центра «Национальный рейтинг прозрачности закупок» показали, что наиболее транспарентные и честные торги проводятся в Москве. Благодаря такому подходу город сэкономил в минувшем году на закупках более 145 млрд руб. К примеру, в ходе двух открытых аукционов, предметом которых является установка интеллектуальной системы мониторинга парковочных мест, ФГУП «СВЭКО», имеющее статус автономной некоммерческой организации, предложило экономию около 46 млн. руб. и вышло победителем.


«Тонкий тюнинг» парковочного пространства

Оба открытых аукциона были объявлены в один день, поэтому извещения имеют также последовательные номера – № 0173200001413000124 и № 0173200001413000125. В качестве заказчика выступил Департамент капитального ремонта города Москвы.

Пакеты документации тендеров похожи, как братья-близнецы, и не совсем понятно, почему работы были разделены на два этапа. Тем более неясно, зачем потребовалось проводить два аукциона, а не один, состоящий из двух лотов. Ведь в других случаях в рамки одного тендера включаются и куда более разнородные закупки.

Автор этих строк сравнил тексты технических заданий с помощью специальной программы и выяснил, что в них не совпадают буквально несколько знаков. Различаются, и то весьма незначительно, лишь начальная стоимость контрактов (97,9 и 90,4 млн. руб.), количество платных парковочных мест (1664 и 1536), а также названия этапов – «первый» и «второй». Это ВСЕ отличия!

Занятно, не правда ли?

В документации подробно говорится о предназначении системы мониторинга парковочных площадок. В частности, она призвана сообщать водителям о свободных местах в режиме реального времени. Информацию предполагается размещать на индикаторных панелях.

Кроме того, в техзаданиях говорится, что система должна передавать информацию о парковочных местах другим технологическим платформам. Каким конкретно, не уточняется. По всей видимости, речь идет об установленных на автомобилях спутниковых навигаторах с выходом в Интернет либо о смартфонах, оснащенных приемниками GPS или ГЛОНАСС.

Подчеркивается, что датчики должны определять статус занятости каждого парковочного места независимо от других.

Однако главное предназначение системы – быть источником информации для разработки политики управления парковочным пространством Москвы. Значит, она, если так можно выразиться, – элемент «тонкого тюнинга» дорожного движения в городе, который крайне необходим.

Парковка – больное место не только Москвы, но и всех городов России. Мест для нее не хватает катастрофически, первые полосы дорог бывают полностью загромождены автомобилями, и сотрудники ГИБДД уже практически не обращают внимание на нарушения в этой сфере. Ведь даже на простое их замечание водители реагируют очень болезненно: «А куда мне машину ставить?» Попытки же штрафовать их вызывают всеобщее возмущение.

Едва ли в этой статье имеет смысл обсуждать, правильно или нет ведут себя водители. Конечно, в некоторых европейских странах нехватку парковочных мест не только не считают злом, но и эффективно используют для регулирования количества автомобилей на дорогах. В качестве примера можно привести Стокгольм, где автор этих строк специально интересовался этим вопросом. Мест для парковки там мало, а штрафы за нарушение правил очень высоки. Поэтому любой житель города десять раз подумает: стоит ли ему выводить автомобиль из гаража, может быть, лучше сесть на велосипед либо прокатиться на метро?

Однако у нас другая культура, и едва ли водители быстро смирятся с драконовскими правилами, ограничивающими их возможность свободно передвигаться на автомобиле. Поэтому альтернативы совершенствованию парковочного пространства пока не просматривается.

Хотя, конечно, со временем все будет иначе, ведь не существует таких средств тонкого тюнинга, с помощью которых можно было бы превратить допотопный процессор Intel Pentium 133 в современный двухъядерный Intel Pentium G2130.

Тут и архитектура разная, и тактовая частота, и технологический процесс, и пропускная способность шины…

С архитектурой городов и пропускной способностью их дорог дела обстоят точно так же – с той лишь разницей, что устаревшие детали компьютера заменить совсем несложно, а вот полностью обновить таким образом крупный населенный пункт пока еще никому не удавалось (ну, разве что кроме Угрюм-Бурчеева из «Истории одного города»). Поэтому со временем и мы не избежим драконовских мер. Однако перед этим нужно произвести тонкую настройку…


Памятка для неискушенных

Присмотримся теперь к документации тендеров. Автору этих строк не очень часто доводилось встречать дорожно-строительные аукционы, где в технических заданиях приводятся подробнейшие инструкции, касающиеся безопасности труда работников.

Упомянутые выше два тендера являются исключением из этого правила. В обоих случаях аукционная документация, похоже, пронизана трогательной заботой о работниках низшего звена, как правило, выходцев из бывших республик СССР.

Судите сами. В техническом задании обоих аукционов написано, что перед нанесением цементного раствора основание следует увлажнить. Вообще-то так поступает любой уважающий себя строитель, если, конечно, он не отчаянно халтурит. Кроме того, говорится, что сухую смесь необходимо засыпать в емкости с чистой водой и перемешивать вручную либо с помощью электромешалки до получения однородной массы. Во время работы с раствором надо использовать рукавицы, чтобы щелочь не разъела кожу рук.

Подчеркивается также, что бумажные мешки с цементом должны храниться в сухом помещении не более полугода с даты изготовления. Нельзя допускать попадания в них влаги. Вскрытые упаковки нужно использовать в первую очередь.

Однако особо умиляет следующее требование: рабочие – цитата! – «не должны допускать попадания цементной смеси внутрь организма». Стройматериалы, необходимые для проведения работ, в техзадании обоих аукционов абсолютно идентичны.

Это песок для дорожных работ (природный, средний или мелкий, I класса), грунтовка ГФ-021, серая эмаль ПФ-115 первого сорта для защиты стальных конструкций и элементов от коррозии, гладкая и профилированная арматурная сталь класса А-I и А-III соответственно, сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные смеси. Требования к последним строги и обширны, они занимают страницу.

Оговаривается, что все материалы должны быть изготовлены из экологически чистого сырья и соответствовать 1-му классу удельной эффективной активности естественных радионуклидов (не выше 370 беккерелей на килограмм).


И в снег, и в ветер…

На каждом парковочном месте машины часто меняются. Фиксировать заезд и выезд каждой из них будут датчики, установленные ниже дорожного покрытия с таким расчетом, чтобы они не могли быть повреждены автомобилями или снегоуборочной техникой. Диаметр каждого из них не должен превышать 150 мм, а масса – 800 граммов.

В техзадании говорится, что нужно выбирать марки приборов, хорошо приспособленные к московским условиям. Корпус должен выдерживать нагрузку не менее 10 тонн, быть устойчивым к воздействию химикатов и пыли, обладать классом влагозащиты не ниже IP67.

Документация аукциона не требует стопроцентной точности детектирования всех въезжающих и выезжающих автомобилей. Однако оговаривается, что погрешность прибора в типовых городских условиях не может быть ниже 10%. На показания не должно влиять даже большое количество снега или льда, поэтому предполагается совместно использовать как оптическое, так и ультразвуковое обнаружение машин.

Конструкция должна быть такова, чтобы при проведении дорожных работ любой датчик можно было быстро и беспрепятственно извлечь.

Датчики должны работать без проводов, от батарей со сроком службы не менее 5 лет.

Передача данных должна осуществляться по каналам связи с классом защищенности не хуже 1Г.

Подрядчик обязан устанавливать датчики аккуратно, не повреждая дорожное покрытие. В каждом парковочном месте нужно высверлить отверстие диаметром 16 см и поместить туда прибор. В техзадании особо подчеркивается, что нельзя допускать действия, которые могут повлечь ремонт асфальтового полотна или пешеходной плитки.


Дублированный мозг системы

Управлять работой датчиков и собирать с них информацию предполагается с помощью аппаратно-программного комплекса, разделенного на кластеры из нескольких компьютеров. Помещение для серверов и операторских машин предоставляется заказчиком.

Любая электронно-вычислительная машина может давать сбои, чреватые потерей информации. Заказчик предусмотрел двойную защиту от подобных случаев.

В каждом кластере должно быть два узла, полностью дублирующих друг друга. В серверах необходимо установить по четыре четырехъядерных процессора, 128 Гигабайт оперативной памяти и 8 жестких дисков объемом 2 терабайта. Необходима также аппаратная поддержка технологии восстановления информации и реконструирования корректной битовой последовательности в тех случаях, если в одном или нескольких чипах памяти возникнет ошибка.

Конфигурация у операторских компьютеров, разумеется, скромнее, чем у серверов.

Каждый из них должен быть малошумящим и иметь на «борту» двухгигагерцевый процессор, 2 Гигабайта оперативки и жесткий диск объемом не менее 200 Гигабайт. Устанавливать предполагается операционную систему Windows.

Операторы обязаны отслеживать, занято ли парковочное место в текущий момент и как часто на нем меняются автомобили.

За «здоровьем» компьютеров и сети в целом должен следить системный администратор. Кроме того, ему в обязанность вменяется сбор показаний об оставшемся заряде батарей датчиков и их работоспособности, а при необходимости и корректировка схемы их размещения.

Предполагается не только вести наблюдения в режиме реального времени, но и собирать статистику за каждую неделю, месяц и год. Это необходимо для выработки управленческих решений, связанных с введением специальных зон регулирования, а также контроля за соблюдением правил парковки и определения тарифов для платных зон.

Перед приемкой система должна пройти двухнедельные испытания в условиях Москвы и доказать свою надежность.


Чисто московские торги?

Соперничество на обоих аукционах развернулось весьма и весьма ожесточенное.

Некоторых претендентов не допустили к торгам. Заявки других, например ООО «Химпромстрой», были рассмотрены, но признаны не соответствующими требованиям тендерной документации.

В итоге остались три конкурента – ООО «Параван АйТи», ЗАО «СИТРОНИКС Комплексные Автоматизированные Системы Управления» и ФГУП «СВЭКО». Последняя победила в обоих случаях, поскольку подала весьма и весьма заманчивые предложения, от которых трудно было отказаться.

В первом аукционе предприятие предложило снижение цены контракта до 74,4, а во втором – до 68,1 млн. руб. Договоры с ним были подписаны в мае, а исполнены они должны быть до конца нынешнего года.

Данные торги можно считать хорошей иллюстрацией к упомянутому в начале статьи исследованию центра «Национальный рейтинг прозрачности закупок». Их отличает качественно проработанная, чрезвычайно подробная (хотя местами по этой причине и забавная) документация, прозрачность проведения тендеров и впечатляющий по размерам экономии городских средств результат. Поэтому оба аукциона (которые вообще-то лучше было бы объединить в один) можно признать образцовыми. Хотелось бы назвать их «чисто московскими торгами», но, наверное, подобные фразы пока произносить рановато.

К сожалению, далеко не все торги таковы. Международные агентства дают нашей стране далеко не лучшие места в рейтинговых таблицах, что неудивительно. Ведь даже по официальным данным ФАС, в минувшем году потери от госзакупок у нас составили 275 млрд руб. Но это уже тема другой статьи…


Текст: Андрей Хворостов


Назад в раздел
МосводоканалИНАГеопроектизысканияМИЦ
ФУДФондЛокоБанк